В апреле мы сообщили, что наш летний конференционный сезон переезжает в онлайн. Скажем прямо: тогда мы и сами не до конца знали, как он будет выглядеть. Конечно, понимали, что с технической составляющей заморочимся, а доклады будут держать привычную планку. Но какими именно должны быть «виртуальные стенды» компаний или «виртуальные дискуссионные зоны» со спикерами, решалось уже на ходу.
Недавно этот сезон завершился: это были очень насыщенные четыре недели, которые многому нас научили. Можете сами прикоснуться к этому и увидеть самые звёздные выступления: мы уже выложили для всех несколько видеозаписей с разных конференций этого сезона — в том числе QA-сессии Джеймса Гослинга, Бьярне Страуструпа и Джоэла Спольски (ссылки в этом посте). Если захочется не ограничиваться ими, скоро начнём продавать и доступ ко всем видеозаписям прошедшего сезона.
И теперь пришло время анонсировать осенне-зимний сезон. Как и предыдущий, он пройдёт в онлайне. Но теперь в анонсе мы можем не «размахивать руками в воздухе», а делиться конкретными скриншотами и деталями, опираясь на полученный опыт. Что вообще представляют собой «онлайн-конференции от JUG Ru Group»? Чем они отличаются от простого просмотра прошлогодних докладов с YouTube? Как всё прошло на недавних, и чем будут отличаться новые?
Какие конференции будут и когда
Новый сезон состоит из семи конференций:
- Heisenbug — тестирование, 2-5 ноября
- С++ Russia — C++, 11-14 ноября
- Mobius — мобильная разработка, 11-14 ноября
- Joker — Java, 25-28 ноября
- HolyJS — JavaScript, 25-28 ноября
- DevOops — DevOps, 2-5 декабря
- DotNext — .NET, 2-5 декабря
Как это выглядит
Мы много писали на Хабре о технической подготовке конференций:
- Оборудование и подключение спикеров;
- Организация съемочной площадки;
- Как устроен стриминг на онлайн-конференциях JUG Ru Group;
- Что сделать, чтобы ваша онлайн-трансляция не развалилась.
Но всё это не отвечало на вопрос «а что именно я увижу перед собой».
Первое, что видит зритель: наш собственный видеоплеер, позволяющий смотреть и доклады в реальном времени, и записи уже прошедших.
Если делаешь собственный плеер, не будет ли он заведомо хуже YouTube, где на этом уже целую собачью стаю съели? В каких-то вопросах приходится нагонять лидеров рынка, но в других, наоборот, выигрываешь. Потому что плеер YouTube не предназначен конкретно для конференций: там нет, например, удобной возможности открыть расписание прямо поверх видео и перейти к другому треку.
Интересный момент. Когда наш летний сезон начинался, у плеера ещё не было кнопки «ускорить воспроизведение»: казалось бы, так ли она важна, если ускорить можно только запись, а во время конференции интереснее всего прямой эфир? Но внезапно оказалось, что спрос на неё очень высок. А знаете, почему? Выяснилось, что типичен такой сценарий: зритель подключается к уже начавшемуся докладу, немного отставая от прямого эфира, и с помощью ускорения хочет «догнать» остальных зрителей, чтобы перейти в дискуссионную зону вместе со всеми.
Вот такие моменты выясняются только на практике, в предыдущем анонсе нам это было неочевидно. В итоге мы прямо во время сезона быстро добавили-таки эту кнопку. И она получилась одним из преимуществ онлайна над офлайном: на офлайновой конференции так «догнать» не получится.
Прямо в плеер встроены кнопки, ведущие в Telegram и Zoom: тут мы не стали изобретать велосипед, а использовали уже привычные всем сервисы. Помимо общего чата конференции, создавался ещё и отдельный Telegram-чат каждого доклада, позволяющий писать вопросы прямо во время выступления (их мог озвучить спикеру ведущий). А после доклада спикер переходил в Zoom-комнату, и там вопросы продолжались уже в формате видеосозвона.
И здесь тоже обнаружилась интересная особенность онлайна. Дискуссионные зоны у нас были и в офлайне, но у Telegram-чатов есть то преимущество, что они никуда не деваются. Всё написанное там остаётся в хистори и можно позже к этому обратиться, а обсуждение доклада со спикером в чате можно продолжать хоть спустя неделю после конференции.
И, наконец, стенды партнёров: что на них в онлайн-конференции? Здесь многое зависело от самих компаний-партнёров. В целом варианты могли быть такими:
- Конечно, предоставлялась информация о компании.
- Возможность забронировать время для видеосозвона с конкретным сотрудником (ну, как обычно можно пообщаться на стенде).
- Различные активности и розыгрыши — и вот тут начиналось разнообразие.
Например, у Сбербанка и ПСБ были онлайн-игры. У Контура — Telegram-бот для общения с другими участниками. У DINS — онлайн-экскурсии по Петербургу в прямом эфире. А у ВТБ — «вечеринка с настоящей пиццей» (это достигалось промо-кодами на доставку).
В общем, простор для фантазии.
Как это работает
Как всё выглядело «снаружи», более-менее понятно. Но на Хабре все любят «заглядывать под капот»: что интересного можно сказать о том, как прошедшие конференции выглядели «изнутри»? Мы заранее уже писали на Хабре о студиях и аппаратных в нашем офисе — а что теперь можно добавить к написанному?
Пожалуй, вот что. Мы сразу исходили из того, что большое онлайн-мероприятие (где и участники, и спикеры распределены по планете) подчиняется тем же законам, что и распределённые системы в IT. Если есть много взаимосвязанных элементов — всегда надо быть готовым к тому, что откажет любой конкретный, и система в целом должна либо продолжать работать как ни в чём не бывало, либо разумно деградировать без полного отказа. И жизнь стала проверкой того, насколько у нас получилось создать такую систему.
Простой пример: во время одной из конференций в Питере разразилась страшная гроза, и в нашем офисе со студиями и аппаратными ненадолго отключали электричество. Но мы заблаговременно удостоверились, что бесперебойники есть абсолютно у всего оборудования — не должно было оказаться так, что камеры и компьютеры продолжают работать, но что-то из сетевого оборудования отрубилось, и мы не можем вывести снятое в эфир. В итоге продолжали вещать.
А вот что менее очевидно, но не менее важно: помимо резервирования технических ресурсов вроде электричества, стоит резервировать и человеческие ресурсы. Например, на каждом докладе, кроме спикера, у нас был эксперт (задаёт вопросы из чата и от себя, следит за временем), а ещё у каждого трека был свой ведущий (произносит вступительные слова и представляет всех в эфире). И тут интересно, что роль ведущего вроде бы вообще не особо нужная: зачем нужен человек, который сидит в студии всю конференцию, если он появляется в кадре всего на несколько минут в день?
Вот зачем: он может понадобиться, как только что-то отходит от плана. Например, если вдруг пропала связь с удалённым экспертом, ведущий может подключиться вместо него и задать вопросы от чата. Вместо неловкой паузы в эфире будет продолжаться интересный контент, а зрители могут даже не заметить, что что-то пошло не так.
За месяц конференций различных нештатных ситуаций у нас возникло множество. И в очень многих случаях с ними удавалось разобраться с минимальными потерями в качестве. Какие-то косяки всё же пролезали, так что есть над чем работать к следующему сезону, но в главном план полностью оправдал себя.
Как это приняли зрители
Окей, что происходило на экранах — понятно. А как на практике люди это приняли? Для начала: оказалось ли это вообще кому-то нужно? При переходе в онлайн мы сталкивались со скептической позицией «да конференции в онлайне не имеют смысла». Мы поставили на то, что хотя офлайн ими полностью и не заменить, есть много людей, которым они вполне нужны. Тогда это было нашим предположением, а теперь оно оказалось проверено практикой. Что получилось?
У конференций прошедшего сезона суммарно были тысячи зрителей. Но важнее этого числа — зрительские отклики: ведь онлайн-конференции проходили впервые, и «тысячи зрителей» могло бы означать «тысячи человек попробовали и разочаровались». К счастью, оказалось иначе. Итоги такие: примерно три четверти заполнивших форму обратной связи отозвались положительно.
Среди различного фидбека есть интересный тред спикера Ивана Углянского (то есть он не совсем постороннее для конференции лицо, но и не предвзятый участник команды организаторов). В числе прочего Иван упомянул и минусы онлайна — но при этом его общий вывод всё равно оказался положительным.
А что ещё со зрительской стороны, кроме общих оценок, стало ясно на практике?
-
Люди смотрят онлайн-конференции совсем не так, как офлайновые. Не то что бы это сюрприз, но интересно смотреть, как именно всё происходит иначе. Они совмещают конференцию с другими делами, подключаются и отключаются в любой момент, переходят между прямым эфиром и записями докладов. А в итоге, например, размывается грань между «смотреть доклад в реальном времени» и «смотреть запись»: появляется промежуточный вариант «посмотреть запись в тот же день», когда ещё видишь свежее обсуждение в чате и ощущаешь причастность к происходящему.
-
Идея «растянуть конференцию на несколько дней, зато не с утра до вечера» хорошо подошла к описанному выше, и её мы оставляем.
-
Также, поскольку на онлайн-конференциях легко подключаться и отключаться, оправдала себя и идея билета-абонемента: действительно есть аудитория, которой интересен контент с разных конференций, и возникали ситуации вроде «плюсовик пишет в чате вопросы создателю Java Джеймсу Гослингу».
-
Много ли было общения? В каких-то чатах и дискуссионках (особенно с известными спикерами) кипела жизнь, в каких-то была тишина — ну, разброс неудивителен, это и с офлайновыми докладами так происходит.
-
Есть сложный момент. Если на офлайновые конференции людей без вопросов отпускали с работы, то тут многие продолжали работать («ну ты же всё равно за компьютером») и смотрели всё урывками. А воспринимать сложные доклады, когда тебе прилетают сообщения в рабочий чат, непросто. Похоже, как с удалёнкой многие этой весной объясняли семьям «меня ПРАВДА нельзя отвлекать», так и с онлайн-конференциями должна сформулироваться культура их посещения — когда работодатели понимают, что это требует внимания и сосредоточения.
И что теперь?
Со следующими конференциями так: поскольку идея абонемента зарекомендовала себя, её снова реализуем, и можно получить «семь конференций по одному билету» (вряд ли вы станете плотно смотреть все семь, но что-то интересное найдёте).
Зачастую билеты на онлайн покупают в последний момент, но если вам интересно — стоит задуматься о билете прямо сейчас, потому что стоимость будет постепенно расти.
Программа конференций пока в процессе формирования. Но можно сказать вот что: здорово, что онлайн позволил нам привлечь в прошедшем сезоне очень известных зарубежных спикеров, которые вряд ли приехали бы в Россию (вроде Бьярне Страуструпа и Джоэла Спольски), и раз следующий сезон тоже онлайновый — там тоже вполне может появиться кто-нибудь настолько же легендарный. А по мере формирования программы все подробности будут появляться на сайтах конференций, можете смотреть их.
Спольски, Страуструп и Гослинг
Сейчас все доклады восьми прошедших конференций доступны только участникам в их личном кабинете. Но мы решили дать доступ к некоторым докладам — выложили их в открытый доступ на YouTube и теперь делимся с вами:
- Heisenbug 2020 Piter: «Playwright: Web testing without drama», Андрей Лушников;
- C++ Russia 2020 Moscow: « Interview and Q&A with Bjarne Stroustrup», Бьярне Страуструп;
- DotNext 2020 Piter: «Поговорим про перформанс-анализ», Андрей Акиньшин;
- JPoint 2020: - «Interview and Q&A with James Gosling», Джеймс Гослинг;
- JPoint 2020: «Interview and Q&A with Joel Spolsky», Джоэл Спольски;
- Mobius 2020 Piter: «Запускаем типичный Android-клиент мультиплатформенно: Путь практика», Константин Цховребов, - часть 1, часть 2;
- Hydra 2020: - «CRDTs: The hard parts», Мартин Клеппманн;
- DevOops 2020 Moscow: «Устраиваем DevOps без полномочий: Даже «DevOps-инженер» может помочь», Барух Садогурский, Леонид Игольник.
Новый сезон
В календаре собрали все конференции следующего сезона и напоследок напомним их даты:
- Heisenbug — тестирование, 2-5 ноября
- С++ Russia — C++, 11-14 ноября
- Mobius — мобильная разработка, 11-14 ноября
- Joker — Java, 25-28 ноября
- HolyJS — JavaScript, 25-28 ноября
- DevOops — DevOps, 2-5 декабря
- DotNext — .NET, 2-5 декабря
Автор: Евгений Трифонов