Этой весной я следил за кучей онлайн-мероприятий: от конференции Microsoft Build до круглого стола «Киберсекс и самоизоляция». Поскольку работаю в JUG Ru Group, также видел, как готовятся наши собственные 8 конференций. А ещё читал комментарии айтишников об онлайн-формате — и в итоге у меня накипело.
С одной стороны, вижу комментарии «онлайн никому не нужен», и у меня бомбит ощущаю острое несогласие. А с другой, встретил противоположное мнение «офлайн только портит экологию авиаперелётами» — и тоже ощутил острое несогласие! Почему мы вечно ударяемся в крайности и бинарно мыслим «хорошо/плохо», как будто под наше мнение отведён всего один бит? Давайте перейдём от бита к кубиту — ну то есть научимся признавать и хорошее, и плохое одновременно. Написал текст и о плюсах, и о минусах онлайн-конференций.
Дисклеймер. Вообще говоря, верить мне нельзя: раз я из команды организаторов, то заинтересован убедить вас, что на онлайн-конференциях вы откроете третий глаз и научитесь компилировать любой код в голове. Но тут какое дело: я совершенно не хочу убеждать в таком, а хочу поговорить в том числе о проблемах. Также оговорюсь, что это моё личное мнение, которое может с чем-то не совпадать.
Вовлечённость
По-моему, главная разница конференций в офлайне и онлайне такая. На офлайновой выпадаешь из всей остальной жизни: доклады, разговоры, активности на стендах обрушиваются на тебя таким плотным потоком, что некогда сообщения на телефоне проверить. Как говорилось в анекдоте, «ну а куда ты денешься с подводной лодки»: ведь всё это просто физически окружает тебя со всех сторон.
С онлайном совсем иначе. Физически окружают кот, диван и приставка. И даже когда смотришь строго на монитор, прямо на нём видишь уведомление «вам прислали сообщение». Так что переключиться на что-то другое оказывается проще простого. Но это работает в обе стороны: переключиться с чего-то на мероприятие можно тоже быстро, не надо никуда ехать.
И результат такой: если человек добрался до офлайн-конференции, там он впитывает всё без перерыва с утра до вечера, а в онлайне люди подключаются и отключаются когда им удобно, сочетая это с другими активностями.
Минус: онлайн-конференциям сложнее обеспечить участнику яркие впечатления. В офлайне они возникают автоматически: просто из-за смены обстановки. А вот онлайновая красочно запомнится только в том случае, если контент на ней огненный.
Плюс: в дни онлайн-конференции не лишаешься возможности делать что-либо ещё. Её можно сочетать с самыми разными вещами, гибко подстраивая график и смотря что-то в реальном времени, а что-то в записи.
Апогей «переключения»: когда 14-летие Хабра и РИТ++ Party наложились по времени, я открыл сразу оба и переключал звук
Общение
Главный аргумент против онлайн-конференций: «на мероприятиях важно общение участников, а онлайновое общение не может заменить офлайновое». И тут интересно: с этим аргументом я одновременно и полностью согласен, и совершенно не согласен.
С одной стороны, в самой фразе не с чем поспорить. Да, конечно, общение на конференциях важно. И да, в офлайновом общении есть то, что онлайном не передать. Добавлю от себя: многие сейчас по этому офлайновому скучают, в том числе я сам. Это всё правда, и даже если меня эта правда не радует, не вижу смысла отрицать очевидное.
Но из этой правды делают вывод «поэтому онлайн-конференции — это суррогат и ерунда», и вот в этом переходе вижу ошибку.
Вот смотрите: встречу с другом тоже нельзя полностью заменить онлайном. Сколько с ним ни переписывайся и ни созванивайся, это не то же самое, что «лампово посидеть».
А теперь вопрос: означает ли это, что вся переписка — суррогат и ерунда, и писать друзьям не нужно? Может, если захотелось поделиться с ними ссылкой, надо записывать URL на бумажке и приносить на реальную встречу? А если друг эмигрировал, то с ним надо прекратить общаться?
Нет, конечно. Все понимают, что онлайн-общение с другом — это не «суррогат встречи», а самостоятельное явление, по-своему ценное и порой вообще незаменимое. Тогда почему про конференционное онлайн-общение мы того же самого понять не можем?
Минус: да, онлайн-мероприятия не дадут офлайн-общения. Если вам хочется этого и только этого — не покупайте билеты на онлайн-конференции.
Плюс: онлайн-мероприятия дают онлайн-общение, которое для многих участников тоже ценно.
Степень готовности
В марте конференционная индустрия с разбега столкнулась с онлайн-реалиями. Это примерно как учиться плавать методом «человека выкидывают из лодки». Времени на раскачку нет, надо делать то, что ещё никогда не делал, и сразу делать это правильно. И при этом было даже не подсмотреть «как это делают опытные люди», потому что мировой опыт ещё не сложился. В гигантах вроде Apple наверняка так же чесали репу, как и везде: «Ну и как нам правильнее делать WWDC в онлайне?»
На фото: IT-гигант анонсирует онлайн-конференцию
Теперь ясности стало гораздо больше. Одни организаторы уже провели конференции, а другие в преддверии больших мероприятий устроили небольшие тренировочные. Так что многие разобрались с «детскими ошибками», научились делать так, чтобы самое главное работало без перебоев, и теперь от мероприятий нас ждёт не «альфа-тестирование на продакшне», а что-то ближе к «релизной версии».
Но даже когда разбираешься с исходным непониманием, остаётся менее очевидная загвоздка (скажем так, подводный камень): то, что офлайновым конференциям много лет, а у онлайновых сейчас первый большой сезон. Это как первое поколение любого продукта: шероховатости неизбежны, а простор для улучшений большой. Стоит торжественно выпустить версию 1.0, как пользователи набрасываются с баг-репортами и фич-реквестами, и появляется тележка задач для 1.x.
Поэтому, хотя от онлайн-конференций можно и нужно требовать качества в главных вопросах (например, хороших докладов), надо быть морально готовым к тому, что в каких-то непринципиальных вопросах у всех сейчас найдутся недоработки.
Минус: Мне как участнику команды организаторов невыгодно такое говорить, но надо признать: на онлайн-конференциях неизбежно столкнёшься с «шероховатостями».
Плюс: Офлайновые конференции можно сравнить с легаси-проектом, а онлайновые — с бурным стартапом. На глазах возникает новый формат, можно лично проследить, как он развивается и недоработки уходят, а своим фидбеком можно лично поспособствовать его улучшению. Кому-то такое счастье совершенно не нужно, но для людей с психологией early adopter это гораздо интереснее, чем смотреть в сотый раз на старое.
Техническая реализация
Переход к онлайну вызывает много вопросов «как это всё технически должно выглядеть». Какие сервисы использовать? Нужна студия, или все выступают из дома? Как спонсоры должны быть представлены без физических стендов?
Тут всё очень различается в зависимости от мероприятия. Многим небольшим митапам хватает обычного ютюбчика. Но понятно, что Microsoft не станет проводить Build на ютюбе и снимать Сатью Наделлу на веб-камеру, а вложится в разработку собственного сайта и в качественную съёмку.
Даже когда речь идёт не о Build, а просто о крупной конференции с несколькими треками, то уже нужно, например, удобное расписание с переключением между докладами — и в YouTube такого инструмента не найдёшь. И тут у организаторов появляется потребность в разработке собственной платформы, чтобы воплотить интересующую функциональность.
Кому-то важно реализовать удобный поиск по всем выступлениям, кто-то старается, чтобы участникам было удобно обмениваться контактами, кому-то очень важна экспо-зона с «виртуальными стендами». Например, мне очень понравилась экспо-зона на мероприятии игровой индустрии WN Hub, стилизованная как раз под игру:
Минус: понятно, что для разработки своей онлайн-платформы пара месяцев — очень сжатый срок. Поэтому от всех, кто этим занялся, требовалось жёстко приоритизировать задачи и отказываться от многих идей ради главного. Я уверен, что при всех ресурсах Microsoft в этой компании тоже звучали слова «это было бы здорово сделать, но не получится, оставим в бэклоге». Ну, если следующий Build тоже окажется онлайновым, до него сделают.
Плюс: Но если ведёшь собственную разработку и не может сделать сразу всё, никто не запрещает использовать для конкретных задач популярные сторонние ресурсы, решая часть задач ими. Кто-то делает прямо на конференционном сайте мессенджинг для участников — а кто-то просто использует для коммуникации Telegram, который для разработчиков привычен и удобен.
Востребованность
Наконец, можно увидеть мнение «да все эти онлайн-мероприятия никому не нужны, от них эмоций ноль, одна голая информация, которую нагуглить можно». Так это или нет? Те зрители, что присутствовали на онлайн-мероприятиях этой весны, были заинтересованы или приходили по принципу «я заперт дома и готов смотреть на что угодно динамичнее стены»?
Тут ответ тоже двоякий. С одной стороны, просто покажу комментарии к нашему онлайн-митапу с Евгением Борисовым «Spring-построитель»:
То есть люди видели не живого Евгения на сцене, а видео на экране, и это не помешало им настолько впечатлиться. Я не знаю, как тут можно говорить об «отсутствии эмоций» или о том, что «онлайн никому не нужен».
А с другой стороны, с востребованностью онлайна действительно есть сложность, но иного плана. Здесь индустрия наткнулась на такой подводный камень: переход к этому формату совпал с периодом экономических потрясений. Многие компании, даже если не потеряли масштабно в доходах, как минимум этого опасаются — поэтому сокращают все расходы, какие могут. И среди того, что попадает под нож, есть бюджеты на обучение сотрудников, куда входят конференционные билеты. То есть многие разработчики, которые раньше могли отправиться на конференцию от компании, сейчас потеряли эту возможность.
Конечно, они всегда могут покупать билеты «на свои», и часть из них именно так и делает. Но только неспокойный период многим людям тоже неспокойно, и тратить деньги даже на что-то интересное им хочется меньше обычного. Куда ни кинь — всюду клин.
Минус: Многим разработчикам, которым интересны конференции, они стали менее доступны по экономическим причинам.
Плюс: Но онлайн-формат хотя бы позволил сильно снизить стоимость билетов по сравнению с офлайном, где в цену входила аренда площадки.
Наши конференции
Мы уже с понедельника начинаем сезон из 8 онлайн-конференций на самые разные IT-темы. И напоследок напишу о нём: по сути, это «минутка рекламы», но я не собираюсь говорить «там всё будет идеально, приходите все обязательно». Я не считаю, что там будет идеально, и не считаю, что всем вам нужно туда приходить.
Я считаю, что там понравится части из вас. И хочу, чтобы вам стало яснее «нужно ли это лично мне». Поэтому решил расписать, что у наших конференций с пунктами из этого текста:
Вовлечённость. Раз в онлайне люди легко переключаются, расписание этому соответствует. Каждая конференция идёт не «2 дня с утра до вечера», а «4-5 дней, но понемногу», чтобы было удобно подключиться к ней на доклад-другой и затем вернуться к другим делам. Так что «на два дня нырнуть с головой, забыв про всё» тут в принципе не получится. А вот «поучаствовать в конференции и в те же дни запилить фичу» — вполне реально.
Кроме того, есть билет-абонемент на все 8 конференций сезона сразу. Понятно, что никто не будет смотреть «от начала до конца» 8 конференций, одна из которых по JavaScript, а другая по C++. Но на каждой из них, даже не по вашему языку, почти наверняка есть актуальный для вас контент. И это как раз сочетается с онлайн-подходом: подключаться выборочно к интересному, пропуская остальное. То есть абонемент — это такой месяц IT-экшена, к которому можно приникать по желанию.
Общение. У нас есть и общий Telegram-чат по конференции, и отдельный для каждого конкретного доклада, а ещё каждый спикер после доклада перемещается в Zoom-комнату, где отвечает на вопросы как следует (до полутора часов, если понадобится).
Заменит ли это офлайн-общение? Нет, конечно. Будет ли это полезно? Да, конечно. На TechTrain я видел, как спикера после его доклада столько расспрашивали в Zoom, что уже прошёл перерыв и начались следующие доклады, а разговор не прекращался — странно было бы говорить, что такое общение людям неинтересно.
Степень готовности. Мы провели кучу тестовых мероприятий — онлайн-митапы, ютюб-шоу, «фестивальчик» TechTrain. Это было очень полезно, позволило набить руку и собрать кучу фидбека обо всём, что мы делали не так. Конференции получатся гораздо лучше, чем было бы без этого.
Но, как в тексте и написано, это не серебряная пуля (спойлер: серебряных пуль вообще не бывает). Шероховатости и недоработки тоже будут. Например, поскольку у онлайн-конференций первый большой сезон, ещё не выработались лучшие практики в UI, и что-то в нашем интерфейсе может быть неинтуитивным. Поэтому дам такой совет: памятку для участников правда стоит прочитать, а перед началом конференции стоит немного потыкать в её кнопочки и при любых непонятках задать вопрос в чате. Так можно будет получить от конференции больше.
Техническая реализация. От нас был целый ряд хабрапостов (вроде такого) про «железную» часть — студии, аппаратные и так далее. И тут нам есть чем гордиться: на TechTrain это всё отработало отлично.
А с софтом так: сделали свою платформу с видеоплеером, в который встроена кнопка «таймлайн» с расписанием. Делать свои мессенджинг и видеосвязь не стали, вместо них Telegram и Zoom — но ссылки на них тоже появляются прямо в плеере, чтобы зритель доклада был в одном клике от его обсуждения.
Раз время на разработку было очень ограниченным, что к старту сезона мы не успели сделать? Поскольку конференции обычно смотрят с компьютеров, у нашей онлайн-платформы ещё нет полноценной поддержки iOS, так что участвовать в конференциях лучше не с айфона. Ну, если бы поддержка и была, я бы всё равно советовал участвовать не с телефона :)
Востребованность. А вот тут, в общем-то, многое зависит от вас.
Поскольку к онлайн-мероприятиям легко подключиться, многие люди не планируют участие в них за месяцы (как в офлайне), а делают выбор в последний момент.
И вот теперь этот момент настал: до старта первых конференций осталась пара дней, а на сайтах всех восьми много информации о программе. Поскольку онлайн-формат не требует от спикера прилетать в Россию, в этот раз получилось собрать особенно звёздный состав: будут создатель С++ Бьярне Страуструп и создатель Java Джеймс Гослинг, известный дотнетчикам Скотт Хансельман из Microsoft и известный Android-разработчикам Чет Хаас из Google, любимец джавистов Алексей Шипилёв и любимец самых разных разработчиков Джоэл Спольски.
Я не стану писать «участвуйте обязательно» — вам решать, нужно вам это или нет. Но напишу вот что: понять, нужно вам это или нет, поможет информация на сайтах конференций:
- Heisenbug (15-18 июня), тестирование
- DotNext (15-18 июня), .NET
- HolyJS (22-26 июня), JavaScript
- Mobius (22-25 июня), мобильная разработка
- JPoint (29 июня-3 июля), Java
- C++ Russia (29 июня-2 июля), C++
- DevOops (6-10 июля), девопс
- Hydra (6-9 июля), распределённые системы
Автор: Евгений Трифонов