Вспышка COVID-19 сказалась не только на здоровье человечества, но и на IT: компании переводят сотрудников на удалёнку, новый айфон откладывается, известнейшие мероприятия отменяются. И похоже, что даже если завтра число заражённых пойдёт на спад, какие-то из последствий могут остаться с нами надолго.
В России ситуация отличается от мировой (пока в Италии число зафиксированных заражений больше десяти тысяч, у нас счёт идёт на десятки человек), и российским айтишникам по личному опыту видна лишь часть картины. Поэтому мы изучили кучу зарубежных материалов и собрали разношёрстную информацию о влиянии пандемии на IT-индустрию в один хабрапост.
Основная деятельность
Некоторые IT-компании прямо по роду своей деятельности сталкиваются с последствиями коронавируса и адаптируются к ним. Поскольку при карантине интернет-доступ социально важен, провайдер Comcast и мобильный оператор T-Mobile временно сняли ограничения по трафику. В Airbnb смягчили правила отказа от бронирования. Связанная с Google биотехнологическая компания Verliy работает над сайтом, помогающим определить, кому надо пройти тестирование на COVID-19. А Pornhub, осознав ситуацию «миллионы итальянцев сейчас будут вынужденно сидеть дома», предоставил всей Италии бесплатный Premium-доступ.
И, конечно, информационные технологии связаны с вопросами распространения информации. Миллионы людей обратились за ней к интернету, и от компаний вроде Google зависит, смогут ли они быстро найти верную и нужную. При этом возникло множество фейков, и встала проблема борьбы с дезинформацией. А из-за ситуации «коронавирус генерирует клики» многие создают информационный шум и излишнюю панику. И здесь для интернет-платформ возникает много сложных вопросов.
Например, на YouTube есть правило демонетизации роликов о недавних трагедиях (такие ролики не могут приносить своим авторам рекламную прибыль). Это ограничивает возможность наживаться на таких событиях, а также успокаивает рекламодателей («мой бренд не будет ассоциироваться с убийствами»). И это правило применили к роликам о коронавирусе. Однако видеоблогеры возмутились: это бьёт не только по «пиарящимся на крови», но и по желающим качественно информировать людей о важной теме. Чем милая итальянская бабуля, которая даёт полезные советы, хуже какого-нибудь очередного рэпера? И закончилось тем, что YouTube отменил спорное решение.
Интересно вот что. На IT-компании и раньше было давление «правильно фильтруйте информацию», зачастую в связи с политикой. Если Дональд Трамп твитит что-то фактически ложное, должен ли Twitter добавлять пометку о неверной информации? Одни люди уверены, что у сервиса есть социальная ответственность предупреждать о дезинформации, а у других это вызовет яростную реакцию «противники Трампа тоже врут, а им вы пометки что-то не ставите». И в такой ситуации компании старались не влезать между молотом и наковальней: мол, мы просто даём инструменты для публикации и поиска информации, а дальше уж люди используют их как считают нужным.
Но вот в случае с коронавирусом компании отошли от этой позиции. Они выделяют в поиске информацию от здравоохранительных организаций, дарят этим организациям бесплатные показы рекламы, и удаляют информацию, провоцирующую людей заниматься неправильным самолечением вместо обращения к врачам. В общем, приняли решение всячески способствовать тому, чтобы распространялась корректная информация, а не панические фейки.
Этому можно только порадоваться, но возникает вопрос: когда вирус перестанет быть главной темой дня, вернутся они снова к «моя хата с краю», или подход «мы сами решаем, какая информация на виду» приживётся?
Удалённая работа
Сначала западные IT-компании осторожно заговорили о возможности удалёнки в тех офисах, которые ближе всего к очагам распространения вируса, для тех сотрудников, которые сами этого захотят. Но затем всё стало радикальнее: «work from home» стали делать обязательной мерой для всех сотрудников, работа которых в принципе допускает такую возможность, и эти меры добрались до России. Причём это происходит не только в стартапах, которым вообще свойственна гибкость, но и в гигантах, которые традиционно требовали присутствия в офисе.
Google сначала предложил работать удалённо сотрудникам в пределах Bay Area, затем расширил зону этой рекомендации до всей Северной Америки, а потом добавил и другие регионы.
Twitter на прошлой неделе заявил, что «очень поощряет» работу из дома для всех своих штатных сотрудников (их сейчас 4 900), вне зависимости от конкретного офиса. А теперь попросту сделал это обязательным.
А теперь и Яндекс порекомендовал сотрудникам работать из дома. Офисы (пока что) остаются открыты, но идти туда без необходимости не советуют.
Здесь возникает много нюансов. Что делать с обслуживающим персоналом на почасовой оплате, когда офисы временно опустели? (Многие западные гиганты обещают «мы не бросим их в самый сложный момент, оплатим всё так, будто их работа была по-прежнему нужна».) Что делать с ситуацией «куче людей, у которых дома даже рабочего стола не было, внезапно понадобилось удобное рабочее место»? (Тут хорошо выглядит компания Shopify, пообещавшая возместить каждому сотруднику инфраструктурные расходы до тысячи долларов).
Однако интереснее всех этих нюансов такая глобальная вещь. Конкретно ситуация с коронавирусом со временем так или иначе должна разрешиться, но не окажется ли это поворотным моментом для удалённой работы в целом? Сейчас многие команды впервые работают удалённо — и если они обнаружат, что продуктивность не снизилась, то захотят ли они потом возвращаться в офис?
Это первая пандемия в эпоху, когда IT-гигантам в принципе подходит удалёнка. По сути, получается спонтанный гигантский эксперимент, из которого позже будут сделаны выводы. Правда, эксперимент не вполне показательный, из-за этой спонтанности неизбежны проблемы: когда внезапно и без спроса переводишь кучу людей на удалёнку, кто-то будет вынужден работать в комнате с плачущим ребёнком, а у кого-то возникнут сложности с инфраструктурой. Тем не менее, посмотреть позже на его результаты будет очень интересно.
Онлайн-обучение
Удалённой может быть не только работа. Если раньше школы и университеты могли просто закрываться на карантин, то теперь они стараются использовать технологии, чтобы на учёбе ситуация сказалась минимально.
Стэнфорд перешёл на «виртуальный режим» и признаёт, что это порой осложняет дело (например, в случае с лабораторными работами). Родитель из Сиэттла пишет «у моих детей в школах бодро провели инструктаж учителей и подготовили инфраструктуру, но сервис Google Classroom оставляет желать лучшего». Но веселее всего, конечно, в Китае: школьники, массово столкнувшиеся с приложением для дистанционного обучения, решили наставить ему единиц в надежде, что его удалят из App Store.
Тут тоже есть свои нюансы. Например, не у всех учащихся есть удобные компьютерные/мобильные устройства и быстрый интернет — не возникает ли несправедливое разделение, когда часть учеников оказывается в заведомо проигрышном положении? Даже в США, как сообщается, у 12 миллионов детей дома нет широкополосного интернета. При этом, как и с удалённой работой, у людей не было времени подготовиться. Но какие-то хорошие новости тоже есть: помимо того, что сейчас американские провайдеры идут навстречу людям, в части случаев сами школы готовы предоставлять ноутбуки и точки доступа нуждающимся ученикам.
Также навстречу идут IT-компании. Например, Google предоставила до июля бесплатный доступ к «расширенным» возможностям Hangouts Meet всем пользователям G Suite, включая G Suite for Education. Конечно, в этом «широком жесте» легко увидеть маркетинговую акцию: сейчас к сервисам для «удалённых» активностей обращается много новых людей, и если привлечь их бесплатным периодом, позже часть из них станет платящими клиентами. Но если кому-то это поможет учиться, то такой маркетинговой акции можно только порадоваться.
Есть и много других нюансов — например, нет уверенности, что онлайн-сервисы с точки зрения приватности соответствуют нормам американского законодательства, связанным с обучением.
Но, какими бы ни были нюансы, тут тоже получается большой эксперимент, как и с удалённой работой. Об онлайн-образовании говорят много лет, но у него пока так и не произошло по-настоящему масштабного прорыва. Может ли ситуация, когда с таким образованием волей-неволей столкнулось сразу множество людей, поспособствовать этому прорыву?
Производство и продажа
Удалённо работать над софтом возможно, а вот удалённо выпускать железо — не очень. У китайских фабрик произошёл большой спад в работе, а представители крупных компаний стали временно воздерживаться от полётов в Китай, и в итоге коронавирус стал масштабной палкой в колёсах hardware-индустрии.
Самый яркий пример — Apple. Судя по всему, отложена презентация нового бюджетного айфона, планировавшаяся на конец марта: из-за перебоев у поставщиков компания просто не готова продавать новое устройство. У производителя айфонов Foxconn сильно сократилась выручка, но там сильнее переживают даже не из-за упавших объёмов производства, а из-за перспективы финансового кризиса: если потребители станут меньше покупать, не будет смысла много производить. Также в Китае истощаются запасы iPad (перебои в производстве наложились на ситуацию, когда люди вынужденно сидят дома и из-за этого покупают развлекательные устройства).
Apple — далеко не единственный случай. На сайте Ars Technica делятся историями читателей о дефиците, и оказывается, что у других производителей всё тоже сложно: «Lenovo сказали, что у WLAN-модулей срок ожидания в несколько месяцев. Поэтому пока что продали нам ноутбуки без этих модулей, сказав использовать их с Wi-Fi-донглами, а позже установят в них модули отдельно». Из Канады пишут, что вся транспортная система нарушена и в портах громоздят гигантские «высотки» из контейнеров, потому что на складах не готовы их принимать.
На России это тоже сказывается: китайские производители ещё в январе откладывали поставки смартфонов в страну, а Яндекс.Станция предположительно подорожает.
Офлайновые магазины с гаджетами тоже не могут не ощущать последствия. Та же компания Apple сначала закрывала свои магазины в Китае, а теперь смогла снова открыть их — зато закрыла все остальные в мире. Перед этим во имя здоровья продавцами в Apple Store запрещено было предлагать людям примерить наушники AirPods и часы Apple Watch.
Зато при этом предсказуемо хорошо себя чувствует доставка. В Китае курьеры вообще приобрели героический ореол: они доставлят людям в карантине еду, рискуя собственными жизнями. У нас такой героизации нет, но уже перенимают китайскую манеру «бесконтактной доставки» (курьер и получатель заказа не контактируют друг с другом).
В общем, и здесь тоже онлайн-подход может получить мощный толчок. Если раньше люди заказывали готовую еду, то с коронавирусом становится актуальна доставка продуктов (чтобы готовить самому, но не идти в магазин). И распробовав её, люди могут подумать «подождите, а зачем я вообще в магазин хожу-то».
Мероприятия
(Дисклеймер: мы сами проводим IT-конференции, так что мы лица небеспристрастные — зато за этой областью следим особенно внимательно и знаем о ней много.)
Казалось бы, тут всё просто и однозначно. MWC отменён. E3 отменён. SXSW отменён. И это не только в IT так: НБА и НХЛ приостановили игры, в Санкт-Петербурге запрещено всё с аудиторией крупнее 1000 человек, а в Липецке из-за коронавируса отменили крестный ход против коронавируса. В общем, «театр закрывается, нас всех тошнит».
Однако, если разобраться, обнаруживаются интересные подробности.
Во-первых, на фоне всех этих отмен в Техасе неделю подряд шёл фестиваль Houston Livestock and Rodeo, численность которого обычно измеряется МИЛЛИОНАМИ человек. После недели проведения его всё-таки остановили, но только в связи с появлением COVID-19 непосредственно в Хьюстоне. Как позволили такое столпотворение, если в том же Техасе заранее отменили SXSW с куда меньшей численностью? Дело в том, что на музыкально-технический SXSW съезжаются отовсюду (в том числе из опасных регионов), а родео-фестиваль — это такое исконно техасское мероприятие для гордых южан. И когда место проведения находится вдали от главных очагов распространения, гигантское (но локальное) мероприятие внезапно оказывается безопаснее многих других.
Во-вторых, часть мероприятий не отменяется, а переносится на лето. Есть основания предполагать, что к лету ситуация изменится в лучшую сторону. Конечно, полной уверенности сейчас не может быть ни у кого, но уже к маю можно будет сделать какие-то предварительные выводы, так что время для планирования останется. Так, в частности, сделали мы — вчера перенесли все наши весенние конференции на июнь-июль.
В-третьих, некоторые мероприятия не отменяются полностью, а переходят в режим «только онлайн-трансляция». Так произошло и с Microsoft Build, и с эппловским WWDC, и (судя по всему) Google I/O, и с частью киберспортивных состязаний. То есть тут, как и в предыдущих разделах поста, получается интересный эксперимент «онлайн получил мощный буст».
Наш опыт говорит, что онлайн-трансляция передаёт только часть ценности конференции: хорошо показать доклады можно (и это само по себе очень полезно), но вот живого общения с экспертами индустрии лишаешься, а оно тоже важно. Зато онлайн стирает границы, позволяя прикоснуться к происходящему тем, кто добраться лично не смог бы. Поэтому интересно посмотреть, что теперь произойдёт с «онлайн-онли» мероприятиями: не станут ли они более мейнстримовым форматом даже тогда, когда карантин везде будет снят.
Напоследок
Пока в целом в мире всё серьёзно и мрачно, хочется закончить чем-то более жизнеутверждающим и лёгким. И среди того, что одновременно про IT и про вирус, такое есть. Один энтузиаст использовал машинное обучение и сделал маленький забавный проект "Don't Touch Ya Face": сайт, следящий, чтобы вы не касались руками лица.
Потому что все мы за последнее время поняли, что айтишникам не касаться лица даётся непросто:
Автор: Евгений Трифонов