Замечали неравномерность человеческого внимания к разным достижениям? Мемы о том, что Стив Джобс и Деннис Ритчи ушли почти одновременно, но обществом была замечена только смерть первого, хотя вклад второго в IT гигантский:
Реальность неумолима: как бы ни был талантлив сценарист фильма, актёрам всегда достанется больше внимания, потому что их видно. Как бы ни был профессионален создатель серверной технологии, Марк Цукерберг привлечёт больше внимания, потому что рядовой пользователь взаимодействует с его проектом напрямую. Это нормально: мы все не замечаем чего-то, с чем не сталкиваемся напрямую.
В этом посте будет небольшой заплыв в специфику организации мероприятий, а также Kotlin, Machine Learning и создателя ОС Фантом. Коротко о посте в одной картинке (да, вы скоро поймете, о чем речь):
Если ты организуешь какое-то событие, начиная от простой встречи разработчиков в собственном офисе, и заканчивая IT-фестивалем на две тысячи человек, скрытая часть происходящего не менее важна чем то, что на виду. Для участника это огромный дополнительный контент, во много раз увеличивающий ценность происходящего. Для организатора — это набор направляющих идей. Осталось сделать так, чтобы не пропускать еще и эту скрытую часть.
Предлагаемая схема: обращать внимание людей на «незамеченные» вещи и объяснять их значимость. Например, сейчас мы запускаем фестиваль TechTrain, и видим несколько историй, о которых пойдет речь.
История 1. Языки программирования
Так получилось, что люди любят чудеса, особенно — технологические чудеса. Чтобы привлечь внимание аудитории нужно что-то действительно яркое и необычное. Для внутреннего митапа в компании подойдет какой-то удачно выстреливший проект. Что делать, если ставки повышаются и нужно собрать большую площадку? Давайте ухватим за хвост какую-нибудь скрытую историю и поставим себе на службу.
Вот яркий контраст. С одной стороны, даже далёкие от IT люди знают понятие «язык программирования» и понимают, что это важнейшая составляющая разработки. Но с другой, в массовом сознании полностью отсутствует рефлексия на тему того, что сами эти языки тоже кто-то разрабатывает. Для общества они ощущаются такими «законами природы»: мы не выбирали физические формулы, а просто открыли их, вот и языки программирования были даны нам на скрижалях высшими силами. И даже когда в 2014-м был громко представлен Swift, в бытовых обсуждениях этой новости не фигурировало имя Криса Латтнера, а было лишь размытое «Apple» (что для многих как раз и значит «высшие силы»).
Оказывается, если углубиться в вопрос, понимаешь: чуть ли не самое интересное в языках программирования — то, что такую основополагающую вещь делают живые люди. Они вкладывают в язык свои субъективные представления о правильном и неправильном. Зачастую они сами не понимают, как правильнее. Это люди, которые испытывают эмоции и могут ошибаться. И которые, безусловно, заслуживают уважения: создание популярного языка — это большая работа, большая ответственность и большая польза.
В этой области сейчас происходит история, о которой хорошо знают многие разработчики, но почти не знают все остальные: взлёт языка Kotlin. Если у вас сейчас в кармане Android-телефон, то вы не понаслышке знаете о результатах работы Android-разработчиков. Сейчас разработка под Android активно переходит на Kotlin, сопровождается это бурными восторгами («как же теперь стало удобнее, чем раньше с Java»). Для пользователя же это означает некое магическое улучшение работы любимых телефонов и гаджетов.
Этот язык создала российская компания JetBrains, и, возможно, это главный успех российского IT на международной арене со времён появления веб-сервера Nginx. Вообще говоря, страна могла бы гордиться: в Санкт-Петербурге появился современный технологический продукт, которым с восторгом пользуются по всему миру, в том числе в крупнейших компаниях. Со стороны этот успех не очевиден (когда используешь мобильное приложение, не видишь, на каком языке оно написано), и в итоге триумф остаётся незамеченным.
То, что его не замечают другие, не мешает заметить его самостоятельно, даже если с Android-разработкой мы никак не связаны. И использовать на пользу дела. Мы бесстыдно использовали понимание ситуации, чтобы позвать Романа Елизарова из JetBrains. Он расскажет, зачем вообще в 2018-м нужны новые языки программирования, когда старых и так уже много. А возглавляющий весь проект Андрей Бреслава мы убедили поучаствовать в серии блиц-вопросов. Конечно, его там обступят с конкретными техническими вопросами разработчики, уже пишущие на Kotlin, но и на более общие вопросы минутка найдется.
Вопрос в том, чтобы систематически отслеживать такие возможности и подводить под них основу. Как в этом случае помогает систематичность? Вот глядите, кто-то спросит: но ведь Андрей и Роман необычнайно занятые люди, каким образом вы смогли их убедить? Это выглядит как фокус с доставанием кролика из шляпы. Разгадка фокуса проста: и Андрей, и Роман далеко не в первый раз у нас на конференциях (других — тех, которые непосредственно про хардкорное программирование). Когда понадобилось сделать что-то масштабное для TechTrain, под это уже была подготовлена почва. Система — это то, что превращает невыполнимую миссию в понятную задачу.
Имея такую базу, можно делать что угодно. Можно строить IT-фестивали, можно делать локальные митапы. Кому-то интересно, как сделать популярный корпоративный блог на Хабре, который не будут хейтить читатели? Да, и это можно сделать. «Обращаем внимание и объясняем значимость». Там дальше будет еще парочка историй, и вот эту часть доказательства уже не буду повторять — для них она та же самая.
История 2. Техноблоггинг и 90-е
Вторая история — не о том, как что-то значимое не замечают, а о том, как о нём быстро забывают.
Продумывая идею TechTrain мы поняли, что обязательно нужно пригласить лидеров мнений, ведущих техноблогеров, и так далее. Разные люди, разных направлений, которые — согласно задумке — дадут объемную картину современного IT. Может быть, какие-то отцы-основатели российского интернета?
Но видите ли, отцы-основатели не ходят строем по улице. Это как раз те люди, которые редко светятся в топе Ютуба, предпочитая вместо этого заниматься важными делами. (На самом деле, это типичная проблема поиска спикеров для какого угодно события, претендующего на глубину). Нужно их как-то достать и вывести на чистую воду. Отличная цель для нашей методики — «искать скрытое и объяснять значимость»!
А искать мы будем, да-да, в нашем собственном опыте и воспоминаниях.
Сегодня молодому человеку, интересующемуся технологиями и следящему за техноблогерами, может вообще ни о чём не говорить имя Дмитрия Завалишина. При этом в конце девяностых и начале нулевых его сайт dz online, где писал сам Дмитрий и другие авторы, был важнейшим для рунета ресурсом. По сути, он был техноблогером ещё до того, как возникло такое слово.
(скриншот операционной системы Фантом, автором концепции которой является Дмитрий)
Тут можно сказать «ну и зачем в 2018-м помнить автора сайта из XX века, технологии так стремительно развиваются, что сейчас уже бессмысленно вспоминать тот контент и равняться на тех авторов». И вот с этим не соглашусь.
Адреса dz.ru и dz.yandex.ru уже не открываются, но если зайти на сайт через WayBack Machine, то можно надолго залипнуть на темах, поднимавшихся там многие годы назад. Как правильнее синхронизировать данные между компьютером и КПК? (ссылка) Как повлияет интернет на удалённую работу? (ссылка) Что за новое устройство «USB drive» и лучше ли оно привычных дискет? (ссылка).
Если разобраться, «какими тогда были технологии и что тогда люди о них думали», это позволяет взглянуть по-новому на все, что нас окружает сегодня. Ну и попросту, это страшно любопытно. Многое из написанного тогда на сайте опередило своё время: мысли «как сделать удобнее работу с мобильным устройством» казались уделом кучки гиков с КПК, пока внезапно весь мир не начал носить по мобильному устройству в кармане.
То есть, у нас есть человек, который ещё десятилетия назад внимательно следил за технологиями и хорошо понимал их. После этого никуда не делся из IT-индустрии, но перестал вести сайт и ушёл с головой в руководительские задачи.
Дальше договориться, чтобы он выступил на TechTrain с докладом «Практики и кейсы проектного управления» было делом техники. Опыт помогает ему видеть ситуацию в перспективе: он видел управление проектами ещё тогда, когда о всех этих ваших эджайлах широкие народные массы слыхом не слыхивали. Я бы подошел к нему с парой вопросов о будущем технологий.
Кстати, Женя Трифонов (phillennium) только что рассказал историю: когда-то в начале нулевых, когда он был увлечённым технологиями старшеклассником и иногда читал dz online, он написал Дмитрию письмо с несколькими вопросами. Дмитрий ответил — и, если память не подводит Женю, в ответе сетовал «сейчас сайты показывают одинаковые баннеры всем подряд, как телерекламу, хотя в интернете можно было бы разным пользователям показывать разную». По сути, в том старом письме он предвосхитил взлёт персонализированной рекламы. Очень интересно, какие возможности для развития он видит теперь.
Измерений, в которых проходит поиск новых идей — множество, и обратная отмотка истории российского интернета — только один из приемов по исследованию этих измерений. Нужно не забывать это и эксплуатировать на полную катушку.
История 3. Machine learning
О том, как важно машинное обучение, сейчас знают не только специалисты. Можно часто увидеть новости о том, что благодаря ML машины научились водить машины, обыгрывать людей в го, сочинять песни в духе «Гражданской обороны» и распознавать опухоли. В быту мы сталкиваемся и с голосовыми помощниками, и с распознаванием объектов на фото. На презентациях Google аббревиатура «AI» звучит, кажется, чаще самого слова «Google».
(Источник: 5th World Machine Learning and Deep Learning Congress)
О новых применениях машинного обучения говорят много, но остаются за кадром те люди, благодаря которым всё это происходит. Информационное поле выглядит так, словно машины уже учатся всему самостоятельно. А это всё-таки чересчур оптимистичная оценка ситуации (или пессимистичная, в зависимости от ваших взглядов на угрозы ИИ).
Во многом это вызвано тем, что у машинного обучения нет какого-то единого лидера, каким для Linux-мира стал Линус Торвальдс, а для мира свободного ПО стал Ричард Столлман. (Кстати, их мы тоже позвали, но график Ричарда слишком плотный). Над открывающимися сейчас возможностями работает множество людей по всей планете, и нашим дивным новым миром мы обязаны всем им сразу, а не кому-то одному. И всех вместе в голове-то не удержишь.
Всё равно, полезно узнать хотя бы нескольких из них. Чтобы развеять ощущение, что прогресс происходит сам собой. Чтобы получить некоторое представление о тех людях, от которых зависит будущее.
Для этого можно, например, посмотреть на YouTube несколько выступлений от ML-специалистов. Можно нагуглить и какие-то вводные материалы для новичков, и более конкретные для тех, у кого некоторый уровень подготовки уже есть.
Очевидно, что для успеха фестиваля это идеальная тема. Мы быстро позвали Романа Удовиченко —- руководителя группы обработки дорожной ситуации в направлении беспилотных автомобилей Яндекса. Он расскажет, как такие автомобили прогнозируют поведение других автомобилистов и пешеходов. Еще мы позвали Ивана Ямщикова — он создал тот самый проект «Нейронная оборона» с песнями «под Егора Летова»; в его выступлении будет рассказано, как наш мир меняется благодаря накопленным данным и что измениться всё-таки не может.
А ещё будут Андрей Законов из ВКонтакте, Дмитрий Сошников из Microsoft, Виталий Худобахшов из JetBrains, и даже сам Дмитрий «Гоблин» Пучков проведет интервью с Иваном Ямщиковым. Неплохо, да? Короче, найти для себя что-то интересное про ML там сможет любой, вне зависимости от степени предварительного знакомства с темой.
Все эти стало возможным не на пустом месте, а путем систематической работы по описанным выше принципам. Делать так может кто угодно, это очень простой в теории прием. Впрочем, на практике он требует специального навыка и ловкости рук, но это уже тема для отдельной истории и отдельного хабрапоста.
Напоследок хочется задать всем такой вопрос: а какие люди в IT, по-вашему, достойны куда большего внимания, чем получают? Кого бы вы хотели видеть? Наверняка мы упускаем что-то ценное, и Хабр — лучшее место чтобы восполнить пробелы.
Автор: olegchir