Обзор стартапов, которые смогли добраться до оценок в миллиарды долларов, но в итоге оказались на экономическом дне. Вас ждут беспилотные такси, индусы, лебеди и обманы инвесторов.

Привет!
Меня зовут Александр Столыпин и я профессиональный инвестор с 2011 года. Фиаско любой компании может случиться внезапно, уничтожив репутацию, многомиллиардные инвестиции и в конце концов опустив стоимость акций. От этого не существует никакой страховки, и это нельзя предвидеть: именно поэтому в среде инвесторов не принято хранить все яйца в одной корзине, даже если есть огромная уверенность в активе.
Подобные явления называют черными лебедями: когда ряд случайных обстоятельств приводит к резкому повороту – о некоторых таких ситуациях мы и поговорим в этой статье.
В целом я отобрал компании, которых в прошлом году настиг полный провал: часть из них теперь стоит в десятки раз меньше, а часть навсегда ушла в историю, оставив на сердце инвесторов рубцы.
Собственно, начнем с главы 1 – черных лебедей.
Cruise — 6 последних метров
Cruise – это американский стартап, разрабатывающий системы беспилотного вождения. После бурного роста и привлечения значительных инвестиций, они столкнулись с серьезными трудностями, которые привели к краху в 2023 году. И наверное, это самый громкий факап среди всех прошлогодних.

Запущенная как стартап по разработке технологий автономного вождения, Cruise стремилась революционизировать транспортную отрасль. Ее системы предлагали перспективу полностью автоматизированных передвижений, обещая снижение ДТП, уменьшение пробок и оптимизацию городского трафика.
Основной причиной провала компании стала авария беспилотного автомобиля со смертельным исходом
В Сан-Франциско, в октябре, под машину Cruise попала женщина. Её сбил другой водитель – женщина отскочила на другую полосу где ехал беспилотник, который в свою очередь нанес второй удар и протащил её под собой около 6 метров.
Анализ трагедии выявил, что автомобиль не смог корректно определить местоположение женщины после столкновения и неверно идентифицировал часть автомобиля, которая совершила удар. Также была допущена ошибка в определении собственного местоположения, отчего авто не сразу начало торможение, что и привело к гибели пешехода.
После аварии вся деятельность в Сан-Франциско была остановлена для проведения внутреннего расследования, а транспортный регулятор начал свою проверку. В её ходе была запрошена запись момента ДТП с камер беспилотника, которую Cruise не предоставили, что в совокупности вызвало ажиотаж в СМИ, а далее негативную реакцию.
До аварии у Cruise мелькали проблемы с управлением: в одном случае целая куча их беспилотников собралась в одной точке города отказавшись принимать заказы, в другом – машина встала поперек дороги, перекрыв движение.
Однако компания оставалась одним из лидеров в сфере беспилотного общественного транспорта. Их щедро финансировали инвесторы, а автопарк в одном только Сан-Франциско насчитывал несколько сотен машин и был вполне востребован – люди доверяли такому виду транспорта. В целом, на индустрию беспилотников сделана огромная ставка.
Цепочка событий буквально уничтожила репутацию с многолетней историей. И пускай эта компания не размещала акций на бирже (она является дочерней компанией General Motors и непосредственно влияет на их акции) , сам пример достаточно хорошо демонстрирует что такое черный лебедь.
Convoy — Никому не нужные грузы
Американская компания IT-решений для грузоперевозчиков, которая де-факто разорилась в 2023.
В 2015 году они разработали приложение, через которое грузоотправители могли залить информацию о своем грузе и быстро найти подходящего перевозчика – эдакий транспортный оптимизатор.

Convoy закрывали проблему организации логистики – традиционная координация перевозок проводилась через телефон/мессенджеры и кучу бумажной волокиты, что тратило дополнительное время и деньги. Из-за неповоротливости возникали ситуации с длинными маршрутами и полупустыми прицепами, которые можно было заполнить грузом.
В апреле 2022 стартап смог привлечь инвестиции в размере $260 миллионов (от фондов и венчуров) , а сам получил оценку в $3.8 миллиарда. Кроме того, JP Morgan обеспечил им новую кредитную линию на сумму $150 миллионов, что говорило об огромных перспективах проекта в глазах инвесторов.
Но уже в октябре 2023 их настиг крах.
По официальной версии, объявленной генеральным директором компания столкнулась как с «беспрецедентным обвалом рынка грузоперевозок», так и с «резким ужесточением денежно-кредитной политики».
По итогу штат был почти полностью сокращен (в пике работало 1500 человек) , притом без предупреждения, выходного пособия и с прочими вопиющими нарушениями трудового законодательства. Все операции по грузоперевозкам прекратились, а компания стала неспособна выплачивать долги перед кредиторами.
Что же случилось?
Ряд событий: в первую очередь ковид, который существенно поднял как спрос, так и стоимость грузоперевозок. Компании перевозчики получали сверхприбыли, которые обрушились в начале 2022 года из-за начавшегося кризиса в отрасли.
Вложенные инвестиции и заработанные деньги активно тратились на масштабирование бизнеса – закупались новые грузовики, суда, склады, техника для обслуживания логистики и нанимался персонал.
Позапрошлый год настиг грузоперевозчиков (и не только Convoy) рядом проблем – спрос начал падать, а сфера насытилась конкуренцией. Цены на наземные и морские перевозки рухнули – никто не ожидал, что это будет настолько сильно. Сверху наложился кризис и повышение ключевых ставок от ФРС США. Инвесторы прекратили выделять инвестиции в прежних объемах.
Всего пара факторов сыграла злую шутку, а сам стартап в конечном итоге был выставлен на продажу, но не смог найти себе покупателя, что отправило технологичную компанию с передовым решением на задворки истории.
WeWork — Крах после краха

Бизнес-модель стояла на аренде больших офисных помещений и их преобразовании в коворкинг-пространства со смесью частных офисов, а также переговорных комнат и открытых рабочих мест. Пространства сдавали в аренду фрилансерам, стартапам и крупным компаниям. Это была хорошая альтернатива традиционной аренде офисов, особенно для молодых и небольших компаний.
Помимо этого, у WeWork продвигался проект WeWork Labs: программы-инкубатора для помощи стартапам в их росте.
Компания быстро расширялась, открывая пространства буквально всюду, что привлекло значительные инвестиции венчурного капитала. Произошел агрессивный международный рост, но вместе с ним по всем законам экономики росли и убытки.
А в 2019 произошла известная попытка выйти на IPO. Раскрытие финансовой отчетности WeWork показало огромные убытки, сомнительные показатели эффективности и пошли реальные опасения по поводу устойчивости её бизнес-модели. Лидерство Адама Неймана подверглось критике за самодеятельность и эксцентричное поведение – доверие инвесторов серьезно пошатнулось.
Оценка упала с $47 миллиардов до всего лишь 8
Попытка IPO превратилась из потенциального триумфа в катастрофу. Нейман был отставлен, а компания оказалась на грани выживания. Положение спас Softbank, но компании пришлось значительно сократить штат и сосредоточиться на своем основном бизнесе.
Ребята всё же смогли выкарабкаться, а спустя 2 года провести IPO, и в общем настроения казались позитивными, но в конце 2023 они подали заявление о банкротстве.
Дело в том, что случился ковид, который подкосил спрос на аренду офисных помещений: люди переехали работать к себе домой, и появился тренд на удаленку. Несмотря на то, что сейчас многие возвращаются в офисы, долги компании успели многократно вырасти и выйти из-под контроля: только по долгосрочной аренде они превысили $13,3 млрд.
И всё потому, что WeWork фактически занималась недвижимостью: бизнес-модель строилась на покупке хороших помещений в кредит (притом по завышенным ценам), а в 2022 стоимость помещений снизилась. Платежи по кредитам оставались прежними, и стартап не справился с долговой нагрузкой.
Бизнес схлопнулся буквально за год, без особых к тому предпосылок.
Bird — Поворот не туда
Компания по аренде электросамокатов.
Основал её один из руководителей Uber со звучной фамилией – Трэвис Вандерзанден.
Как и в большинстве описанных кейсов, компания росла стремительными темпами: география аренды простиралась от США до Ближнего Востока. 5 ноября 2021 года они успешно вышли на биржу через SPAC (слияние с другой компанией для облегченного IPO).
Но что-то пошло не так: после размещения акций их стоимость резко пошла вниз с $19 до текущих 8 центов.

Причины такого поведения стоимости неизвестны по сей день – вполне возможно, из-за неоднозначности самого бизнеса, суть которого по сей день вызывает массу социальных вопросов, не говоря о неясных экономических моделях управления.
Важно отметить, что сфера микромобильности во многих странах серьезно зарегулирована, что не препятствует моделям такого бизнеса. Ограничения в скорости, местах парковки, обслуживания и техосмотров и т.д. Кроме того, сфера крайне конкурентная – и чем дальше распространяется рынок, тем больше приходится прилагать усилий для захвата своей доли.
Перейдем ко второй главе – про тех, кто просто обманывал инвесторов.
IRL — Самая дорогая ботоферма
Совсем молодая компания родом от 2018 года. IRL сделали приложение, через которое люди могли организовывать встречи и мероприятия в офлайне. Фактически социальный календарь с идеей сделать социальные взаимодействия более реальными и менее зависимыми от экранов и устройств.
Концепция получила популярность, и когда грянул ковид IRL не растерялись. Они начали продвигать виртуальные мероприятия, такие как онлайн-концерты, киберспортивные мероприятия и вечеринки в Zoom, сотрудничая с такими компаниями, как Live Nation, Ticketmaster, Eventbrite, Twitch, YouTube, TikTok и Spotify. Это помогло им расти, делая виртуальные события насыщенными в меру для сложившейся ситуации.
К 2021 компания уже стала единорогом. А в 2022 они сделали заявление, которое разрушило казалось бы успешный бизнес:
Мы достигли отметки в 20 млн. пользователей
Авраам Шафи, основатель IRL
Заявление звучало неправдоподобно, несмотря на успехи в ковид – тогда количество пользователей выросло многократно. Даже сотрудники компании проявили сомнения в названной цифре, что спровоцировало два события: ряд сокращений (всего 25% штата) и расследование от SEC (комиссия по ценным бумагам США).
Регулятор счел, что компания могла ввести инвесторов в заблуждение. Вместе с этим один из сотрудников подал жалобу на увольнение. По его словам он и ряд коллег были сокращены в отместку за выражение обеспокоенности по поводу завышенного количества пользователей IRL.
В апреле 2023 генеральный директор компании был отстранен от должности за неподобающее поведение. Вскоре и SEC закончили расследование, которое показало, что
Реальное число пользователей составило всего 1 млнпротив 19 млн. ботов с намеренной активностью
Стартап сразу же полетел в бездну.
Приложение IRL было официально закрыто 27 июня 2023 года в 12:00 по тихоокеанскому времени — ровно через сутки после обнародования результатов расследования.
И есть огромные опасения, что подобные ботоферм намного больше, чем нам кажется.
Byju's — Больше и больше
Образовательный стартап, основанный в 2011 супругами из Индии. Представляет из себя онлайн-платформу, с ориентиром на американский и индийские рынки – на ней можно получать услуги репетиторов для школьников, и готовиться к серьезным международным экзаменам для абитуриентов и студентов.

За время существования компании, та скупила другие стартапы и платформы на общую сумму $2,8 млрд, что существенно расширило продуктовый портфель и географию присутствия.
Платформа настолько зашла аудитории и инвесторам, что та стала единорогом уже в 2018. А в 2020 получила статус декакорна. Конечно, ковид здесь сыграл серьезную роль, но не стал основополагающей причиной взлета компании.
Декакорн – компания с оценкой инвестороввыше $10 млрд
На сегодняшний день в мире всего 43 таких компаний, куда входят SpaceX, Epic Games, OpenAI, Miro и т.д.
На март 2022 года Byju's оценивался в $22 млрд, а количество пользователей превысило 100 млн., включая 6 млн. Premium-подписчиков.
И в этом же году у компании начались проблемы, когда они собирались во всю выходить на биржу – инвесторы заметили проблемы в управлении. Как минимум они не справлялись с массой купленных EdTech-проектов: их ресурсы простаивали, а HR не справлялись с колоссальной текучкой. При этом руководство не останавливало экспансию, и продолжало покупать и покупать — для этого даже пришлось залезть в долги, общей суммой $1,2 млрд.
Там же выяснилось, что в 2021 не была сдана финансовая отчетность, ввиду прибытия огромного количества новых стартапов и абсолютной путаницы в цифрах. После аудита выяснилось, что чистые убытки компании составили $570 млн – инвесторы забили тревогу, а оценка компании полетела вниз.
Было уволено 3000 сотрудников, а индийские регуляторы начали проверки компании на факт агрессивных продаж (детям навязывали кредиты на платные курсы, а ушлые менеджеры по продажам даже посещали дома потенциальных кредиторов), а также возникли подозрения в валютных махинациях.
Оценка компании как минимум упала в 4 раза, но это не предел – в начале 2024 года компания оценивается в $200 млн, что составляет 1% от пиковой стоимости.
Быстрый рост компании её и погубил – невозможно управлять бесчисленными процессами, когда они толком не налажены. И, конечно же, нельзя врать инвесторам. Это рано или поздно вскроется, а последствия будут катастрофическими: как для компании, так и для репутации основателей.
Финал
Попытки казаться больше чем ты есть, безалаберность и стремление расти как можно выше без прочного фундамента – именно так можно подытожить всю подборку. Вполне успешные компании со своевременными и актуальными продуктами со временем начинали гонку за деньгами, в ущерб операционным процессам, что их и погубило. Очень часто такие провалы провоцируют сами инвесторы, давая компаниям ошибочную оценку – завышенные показатели без тщательного фундаментального анализа кружат голову, а это самое страшное для руководства: не видеть реалий и бежать впереди паровоза, который рано или поздно догонит бегущего.

Никакие успешные показатели компании не могут дать гарантий светлого будущего
Даже если в него ведут Илон Маск или Сэм Альтман. Их техногиганты, по праву считающиеся одними из лучших в мире, тоже могут сложиться в любой момент: недавно это чуть не случилось с OpenAI при неожиданной отставке Альтмана. Тогда практически образовался внутренний раскол: львиная доля сотрудников была готова покинуть компанию вслед за Альтманом, что завершило бы историю OpenAI в одночасье. И только действия инвесторов, включая Microsoft, смогли сохранить проект.
То же самое можно сказать про Илона Маска и Space-X.Инвесторы вкладывают туда деньги как зачарованные, и тому есть обоснование: планы по колонизации Марса и существенные успехи со Starship, запуски спутников, Старлинки и другие коммерческие штуки, а также репутация самого Маска как успешного серийного предпринимателя. Инвесторы готовы вкладывать, проекты растут и дают плоды, акции растут. Но с другой стороны, его одиозное поведение, которое порой становится маниакальным, может поставить весь успех на одну карту.
Невозможно угадать, где споткнется компания, как невозможно предсказать споткнется ли вообще: просчитать все риски ещё никому не удавалось. Единственная защита инвестора – это диверсификация портфеля.
В статью не вошла ещё пара компаний, поскольку та вышла бы чрезмерно огромной. Но уделю на каждую по абзацу.
Argo AI
Занимался разработкой технологий автономного вождения, как и Cruise. Был основанный в 2016 году с инвестициями от Ford на сумму $1 млрд. Компания активно разрабатывала и тестировала свои системы на публичных дорогах, но столкнулась с финансовыми и стратегическими трудностями, что в итоге привело к её закрытию. Ford и VW (около $1 млрд. инвестиций) решили переориентировать свои усилия на разработку систем помощи водителю, отказавшись от дальнейшего финансирования стартапа.
Главные причины: не вписались в рынок и не сумели добиться прорыва в технологии.
CloudNordic
Пожалуй самый форс-мажорный случай из всех. Это известный датский облачный
Главные причины: несовершенство систем безопасности.
В 2024 году нас ждут новые успехи и провалы, и хотелось бы верить что примеры с такими компаниями служат историческим уроком для других. Как известно, техника безопасности написана кровью – и почти то же самое можно сказать и о ведении бизнеса. Последствия краха крупных компаний могут аукаться годами – как для основателей и работников, так и для инвесторов и контрагентов.
С вами был Александр Столыпин.
Вкладывайтесь с умом.
Автор:
IPOSharks