Текст посвящен российским сессиям проекта «Demola». Эту информацию стоит рассматривать исключительно как попытку передачи личного опыта будущим участникам, чтобы знали, на какие грабли не стоит наступать. Кроме того, на официальных сайтах не описаны некоторые полезные мелочи, поэтому после прочтения у вас может отпасть необходимость писать организатору.
В сети можно найти достаточно общей информации, поэтому мы не будем ее здесь обсуждать. Формат и цель проекта понятны уже после просмотра местного и международного сайтов. В качестве более подробного и яркого знакомства полезно посетить группу вконтакте. Итак, вы просмотрели это и видите: намечается тусовка, где вы выбираете прикладную задачку, интересную вам и подходящую по набору навыков, регистрируетесь, приходите, с кучкой активных и умных со-командников (ну другие-то люди не могли прийти на такой проект) делаете что-то крутое, и у вас, возможно, выкупают разработку или берут на работу.
Для начала, поскольку статья — ни в коем случае не антиреклама проекта, отмечу, что если вы участвуете до конца и что-то делаете в рамках поставленной задачи, то гарантированно получаете:
- Более глубокое знакомство с областью, в которой вы работали (вас скорее всего возьмут, даже если вы, например, программист системник, а нужно работать с незнакомой вас графикой).
- Вы получаете ценный навык работы в команде.
- Вы наверняка встретите полезных для общения людей.
Но вы конечно заметили, что вышеперечисленное – далеко не все, что подразумевали под собой наши первые впечатления или ожидания. Насколько все будет радужно, зависит от многих обстоятельств. Сейчас расскажу, какие проблемы могут возникнуть на пути к осуществлению цели «пришел, зарешал, сделал прототип, остался доволен, получил ништяк», и как попробовать их избежать.
Регистрация
Уже на этом этапе, если вам не повезло, можно сделать выводы о возможных недостатках системы. То есть мы думаем, что это только пока такой бардак, но, увы, бардак бывает и потом.
Меня заинтересовала прогерская задачка, и я подумала: ага, у меня есть хороший друг, студент-математик, программист и энтузиаст, X и еще один хороший друг студент-программист Y, мы обладаем хорошим понятием об умениях и возможностях друг друга, хорошо работаем вместе. Соберем еще кого-нибудь, пойдем и затащим. Дней за 5 до истечения срока подачи заявок мы полезли регистрироваться. Стало очевидно, что команды подбирают не сами студенты, только после изучения формы регистрации. Напротив похожего кейса уже горела подозрительная надпись «кейс закрыт: команда укомплектована».
На следующий день всем троим пришло письмо, гласящее, что регистрация на кейс, куда мы подали заявки, уже закрыта, и нас просят выбрать другой кейс. Мы посовещались и решили, что наверняка все втроем не облажались и регистрация была открыта. Я уже некоторое время общалась с организатором, и в ответ на мой очередной вопрос ранее получила фразу «В случае если на один проект подается очень много заявок, возможен отбор». То есть с точки зрения здравомыслящего человека, как мне кажется, эта фраза означает «подается много заявок, и потом каким-то образом проводится процедура отбора нужных кандидатур». Значит, если регистрация на кейс до дедлайна каким-то образом может быть закрыта, то соответствующий отбор был уже проведен, то есть подала заявки группа людей с набором навыков, которые компания считает идеальными. О таком механизме ничего не писали, на вопрос «как узнать, попали мы в кейс или нет?» мне ответили, что все всё узнают на Kick-off meeting (первая встреча всех участников). Значит, это какое-то недоразумение и стоит писать оргам.
Мне ответили, что это вроде действительно что-то странное, и надо просто прийти и там посмотрим. Никаких гарантий, что нам не скажут «ребят, извините, нас тут уже очень много было, вы в пролете», нам не дали, только сказали, что можно перейти на встрече куда-то в другой кейс. Но вообще-то нас интересовала именно та задача, на решение которой мы подали заявку. Тем более не гарантировалось, что мы сможем работать вместе, ибо было сказано «демонстративно организовывать участие в кейсе с друзьями не поощряется по правилам Demola», которых никто из участников на протяжении всего проекта не видел. Это нас по определенным причинам не устраивало, и в результате X и Y забили на это странное мероприятие.
Kick-off
Здесь мне стало ясно, почему организатор не смогла ничего объяснить. А просто никаких четких средств урегулирования ситуаций, когда на места в один кейс подается очень много заявок, не существует ну или не существовало. Кроме «ну вот этому не хватило места – ну походите по другим командам, может вы кому-нибудь нужны» и «нас здесь очень много – давайте договоримся, кто отсюда уйдет». Предполагаю, что закрывавшие регистрацию, видя, что очень много народу набежало, просто не знали, что ж делать, и панично писали «команда укомплектована». Были случаи, когда после такого действия на Kick-off не приходило нужное количество народа, и в кейс приходилось притаскивать людей из других кейсов или из воздуха, или вообще закрывать.
В частности, эта вся петрушка с регистрацией создает гораздо более серьезные проблемы, что дальше будет понятно. А пока уместно сказать, что, если вы хорошо понимаете, куда именно хотите, не тормозите и регистрируйтесь как можно раньше.
Знакомство с командой и первые этапы работы
Вас знакомят с кейсом, с техзаданием, дальше надо набрать себе информационную базу и очень четко понять, что же придется делать и как это делать. После этого уже окончательно распределить работу. Поиск решения – очень важный этап, и ему нужно уделить много внимания, но, очевидно, провернуть все как можно скорее. На этом этапе можно уже однозначно сказать, есть ли у вас в команде проблемы, и какие. Если необходимую информацию почти никто не хочет доставать или не может, время насторожиться и принять меры, пока еще не поздно.
Давайте поймем, почему тот или иной человек не участвует в начальном этапе. Увы, интуитивное «не мог же в такой проект прийти кто-то кроме хороших людей с умениями x, y и z» оказывается совсем неверным.
- Человек пришел в команду совершенно без каких-либо нужных ей навыков или с нужными, но не касающимися разработки. Такие люди необходимы, но их максимум может быть двое: дизайнер (и только если он действительно необходим команде) и маркетолог (он же презентатор).
- Человек не хочет ничего делать.
- У человека все хорошо, он что-то знает и умеет, но совсем по-другому стоят приоритеты. Что делать с таким товарищем совсем не понятно и посоветовать тут ничего нельзя. По горькому опыту, готовьтесь к худшему.
Да, стоит по-хорошему посылать всех, относящихся к вышеописанным категориям. После того, как отсев произошел, если не хватает разработчиков, придется потратить время на поиск кадров, но оно еще у вас есть. Именно поэтому важно провести «выяснение отношений» сразу.
Конечно же отсутствие «балласта» или отсев не гарантирует вам полностью успех. Я знаю команду, у которой было все здорово с составом, но они закончили разработкой прототипа кое-как в последний момент. Но хочу пояснить, почему я считаю такую модель поведения повышающей шансы на выживание. Дело в том, что для меня безделье команды и нехватка разработчиков были главными проблемами в ходе проекта. Поверьте, это не позволяет вам нормально работать. Моя команда была переукомплектована, но достаточного количества прогеров не было. Половина не пришла вообще. У нас было два человека типа 1, девочка презентатор большая умница и делала все, что от нее зависело, другая так ничего и не сделала. Еще один товарищ типа 2 прикидывался попеременно типами 1 и 3. Был человек типа 3. Он даже собирался что-то делать, но обстоятельства и занятость не позволили.
И вы не заставите их пахать, а только потратите время на попытки начать совместную работу, и кончите полутора трудоспособными руками на носу с дедлайном. Вот поэтому-то и надо стараться просто обезопасить себя от работы с подобными людьми. Потому что почти все конфликты и проблемы внутри себя должна регулировать только сама команда. Такова система. Есть организаторы, у каждой команды есть фасилитатор (человек, ответственный за связь с компанией-заказчиком) и неотрицательное число консультантов (люди, помогающие искать нужную для исследований информацию). В их обязанности не входит никого наказывать или учить, как жить. Рычагов давления нет.
К вопросу о регистрации и отсутствии этапа отбора участников. Совершенно очевидно, что если бы на места проводился отбор на конкурсной основе с проверкой базовых навыков, то большей части описанных проблем не возникло, хотя в этом было бы и много минусов. Такой процедуры не предполагается, изменить здесь что-то не в наших силах. Что мы можем: подобрать себе команду до Kick-off самостоятельно, как я изначально и пыталась. Да, может быть, это против концепции проекта. Хорошо, тогда покажите всем ее и следите строго за ее соблюдением. Знаю кейс, в котором она формально была нарушена. Реально никаких последствий это не имело. Собрав команду из друзей или знакомых, вы избавляете себя от всех вышеописанных неприятностей.
Полезные мелочи
- Откуда берется консультант, который должен вам помочь провести ликбез? О проблемах не слышала, но вообще не знаю. Вероятно, стоит озаботиться этим как можно быстрее.
- Demola предоставляет пространство для совместной работы. Коворкинг в Питере светлый и комфортный. Есть, правда, один маленький недостаток: над ним находится ночной клуб. Начиная часов с восьми любителям тяжеленькой музычки и нелюбителям отвлекающих шумов там становится трудно работать. Когда его снимали, немножко не подумали о том, что у людей много пар, и работать они могут чаще всего только вечером. Придется это учесть и планировать график работ соответствующим образом.
Также мне рассказали о том, что в первый месяц работы первой сессии в обещанное помещение со свободным доступом нельзя было попасть. Если вам это важно, стоит все уточнить. - Когда я рассказала о происходившем в моей команде одной хорошей знакомой, она рассказала мне про это. Плюс, возможный принцип «не участвуешь в k спринтах подряд – извини, не боец». Может быть, это решит проблему отсева людей автоматически.
И еще несколько слов напоследок о кейсах в целом. Я об этом не задумывалась, но ребята отмечали, что интересность и сложность кейсов очень разная. На вкус и цвет товарища нет, а вот сложность да, бывают и рутинные такие, но нужные задачки. Поэтому подумайте, чего вы хотите от проекта. Чувствуете, что не успеть сделать какой-нибудь интересующий вас гробик, а ништяк очень хочется, — придется выбрать: либо гробик, либо ништяк.
Удачи!
Автор: Vortexvortex