Art & Fear, или как выжить творческому человеку в современном мире

в 13:41, , рубрики: Блог компании Издательский дом «Питер», Дизайн в IT, искусство, книги, творческий процесс, творчество, Читальный зал, метки: , , ,

«Эта тоненькая книжечка буквально перевернула мою жизнь»
Дмитрий Рудаков, фотограф, писатель, основатель ozon.ru

«Питер» занимается не только компьютерной литературой, мы также издаем книги по дизайну, фотографии, изобразительному искусству и даже по символам и логотипам. А иногда в нашем издательском плане появляются книги, которые сложно классифицировать и определить в нужный раздел нашего каталога. Такие издания мы любим больше всего, потому что это не просто книжки, это целые истории.

Об одной из таких издательских историй — книге Art & Fear — сейчас и пойдет речь.

image

Это не новая книга — в «Питере» она вышла в начале 2011 года, а первое американское издание датируется аж 1993 годом. Написали ее два известных американских фотографа — Дэвид Бейлс и Тэд Орланд. С момента выхода книга постоянно переиздается, общее число ее читателей в мире уже можно исчислять миллионами, несмотря на довольно узкую специфику, и в творческих кругах Запада она уже давно приобрела статус культовой.

О чем же эта книга?
О творчестве, обыкновенном творчестве. В ней обсуждаются вопросы о том, что такое быть творческим человеком, почему мы иногда опускаем руки, откуда возникает пропасть между тем, что мы чувствуем, и тем, что получается в наших произведениях, и почему убеждение в том, что талант необходим, так сковывает все наши усилия. Обсуждаемые в книге вопросы касаются любого, кто когда-нибудь пробовал создать что-то, называемое искусством. Сами авторы говорят, что их книга о том, каково — находиться в студии или в аудитории, за гончарным кругом или за клавиатурой, перед мольбертом или с фотокамерой в руках, пытаясь создать то, что ты должен создать.

До российских книжных магазинов книга добиралась 18 лет, и не последнюю роль в том, что «Искусство и страх» все-таки вышла в России, сыграл наш автор и известный фотограф Дмитрий Рудаков (к слову, в 90-х годах именно Дмитрий основал интернет-магазин Ozon.ru). Дмитрий всячески рекомендовал эту книжку нам как издателям, и даже поместил на нее отзыв в одной из своих книг:

«Если бы у меня был выбор всего из одной книги, которую я мог бы вам порекомендовать, то я ни секунды бы не сомневался в своем выборе. Эта тоненькая книжечка буквально перевернула мою жизнь. Там нет ни слова про Фотошоп, но, по моему мнению, она стоит всех тех многостраничных талмудов, которыми забиты полки книжных магазинов».

О подготовке русского издания можно писать отдельную книгу — оправдывая свое предназначение, Art & Fear выжал до капли всех участников процесса, заставив на себе ощутить все муки творчества, о которых и ведут речь в тексте уважаемые авторы. Тем не менее, все остались довольны результатом, а Тэд Орланд даже прислал в издательство специальное письмо с темой «Cheers!», в котором выразил свой восторг по поводу оформления русского издания, посетовав, что Россия так далеко, иначе бы он обязательно приехал бы на, как он выразился, «book-signing party».

Путь книги к отечественному читателю оказался таким же сложным и тернистым, как и путь настоящего художника. С одной стороны, мы получили множество прекрасных отзывов на книгу и даже стали коллекционировать читательские рецензии на нее, а с другой — не всегда могли обнаружить книгу даже в крупных книжных магазинах. Книготорговцы, для которых классификация превыше всего, часто отправляли ее на полки с альбомами для рисования и учебниками по искусствоведению, а в одном магазине мы даже обнаружили ее в худлите, рядом со «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе» (видимо, какой-то товаровед посчитал, что издан сиквел этой книги Хантера Томпсона).

В итоге российское издание пока не приблизилось к высокой планке в 25 тиражей, заданной американским прототипом, но мы искренне надеемся, что и в России «Искусство и страх» найдет своего читателя, поскольку она адресована любому творческому человеку (artist, как употребляется в оригинале).

Предлагаем показательный отрывок из книги, рассказывающий, что творчество — это, прежде всего, ремесло.

Преподаватель гончарного искусства на самом первом занятии объявил классу, что намерен разделить его на две группы. Ученики, расположившиеся в левой части студии, сказал он, будут оценены исходя исключительно из количества проделанной работы, а ученики справа — из качества. Процедура была простой. В последний день занятий преподаватель принес напольные весы и взвесил работы «количественной» группы: пятьдесят фунтов горшков оценивались на «отлично», сорок фунтов — на «четверку» и так далее. «Качественной» группе требовалось выполнить только по одному горшку — но безупречному, — чтобы получить «пятерку». В конце аттестации обнаружился любопытный факт: все работы наилучшего качества были делом рук учеников «количественной» группы. Похоже, что в то время как «количественная» группа усердно «штамповала» горшки — и училась на своих ошибках, — «качественная» группа предавалась размышлениям на тему безупречности и в итоге получила не многим более чем грандиозные теории и груду мертвой глины.

Если вы думаете, что хорошая работа является синонимом безупречной работы, готовьтесь к серьезным проблемам. Искусство — это человек, заблуждение — это человек; следовательно, искусство — это заблуждение. Ваша работа (как и, э-э, предыдущий силлогизм) всегда будет иметь некий дефект. Почему? Потому что вы человек, а ведь только люди, вне зависимости от того, какими они уродились, создают искусство. Еще неизвестно, кем бы вы были без своих изъянов, но явно не кем-то из нас.

И все-таки некоторые художники (в том числе многие бывшие художники) продолжают верить, что создание искусства предполагает создание безукоризненных произведений; то, что в таком случае статус большинства существующих произведений искусства оказывается под вопросом, они во внимание не принимают. В самом деле, более похожим на правду видится противоположный принцип: несовершенство не только обычная составляющая искусства, но, скорее всего, еще и неотъемлемая его часть. Энсел Адамс никогда не приравнивал точность к совершенству, частенько вспоминая старый афоризм «лучшее — враг хорошего», а еще был убежден, что выжидай он, пока все в пейзаже не окажется абсолютно правильным, то наверняка не сделал бы ни одной фотографии.

Еще один небольшой отрывок из книги есть на сайте издательства (PDF-файл)

А ниже — подборка ссылок, связанных с «Искусством и страхом»:

Автор: ph_piter

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js