Сразу предупрежу, что статья не носит рекламный характер. Написана она исключительно с целью поделиться своим опытом в подборе качественного инструмента для онлайн-консультирования, так как сами, пока искали, не могли нигде найти подходящий материал с подробным анализом.
Когда мы решили завести на своих сайтах онлайн-чат, мы не очень ясно понимали, какой у него должен быть функционал. Единственное, что мы сразу четко понимали: это не будет чатик, куда любой случайный посетитель сможет написать «эй, есть кто живой?». И не такой, где отвечать на сообщения посетителей будет девочка-консультант, толком не разбирающаяся в технических особенностях нашего продукта.
Мы однозначно решили, что операторами онлайн-консультанта станут все сотрудники отдела продаж и технической поддержки. После нескольких встреч и мозговых штурмов с начальниками отделов маркетинга, Support и Sales, мы определили ряд важных для нас параметров, которым должен отвечать сервис для онлайн-консультирования. А именно:
- Необходимость представиться: каждый пользователь, решивший написать онлайн-консультанту должен обязательно оставить свои имя, e-mail и телефон (последнее по желанию).
- Выбор отдела: в зависимости от тематики своего вопроса, посетитель должен выбрать отдел, куда хочет обратиться.
- Двуязычность и возможность подключение нескольких сайтов к одному аккаунту: у нас несколько сайтов и все мультиязычные.
- Возможность перенаправления диалога на другого консультанта: даже в идеальном онлайн-чате нельзя на 100% быть уверенным, что запрос попадет точно в цель.
- Возможность работать с онлайн-чатом с Windows/Linux: наши сотрудники (50/50) пользуются обеими системами, и нам не хотелось ничего менять.
Это были наши базовые представления о том, как должен выглядеть идеальный сервис для онлайн-консультирования наших клиентов. По данным параметрам мы и анализировали более 20 сервисов, в полуфинал из которых вышло всего 8 (некоторые отпали сразу же после визуального знакомства с системой).
В восьмерку финалистов вышли следующие сервисы: Jivosite, p3chat, Livetex, Webim, Webconsultant, Krible, Zopim и Olark.
Каждый из них мы оценили по 20 параметрам:
Показатель | Jivosite | p3chat | Livetex | Webim | Web consultant | Krible | Zopim | Olark |
Подключение нескольких сайтов | + | + | + | + | + | + | + | + |
Информация о клиенте | + | + | + | + | + | + | + | + |
Отделы | + | + | + | + | + | + | + | + |
Оценка обслуживания | + | - | + | + | + | + | + | + |
Перевод диалогов | + | + | + | + | + | + | + | - |
Журнал чата на почту консультанта | + | - | + | + | + | + | + | + |
Диалог чата на почту посетителя | - | - | + | + | + | + | + | + |
Блокировка клиента | + | + | + | + | + | + | + | - |
Приложение на Windows/Linux | только Windows | - | + | + | - | только Windows | - | только Windows |
Наличие веб-версии | + | - | + | + | + | + | + | + |
Поддержка jabber клиентов | ограничено | + | ограничено | - | + | + | - | + |
Запрашивать контакты до диалога | - | - | - | - | + | - | + | + |
Запрашивать контакты в процессе диалога | + | + | + | + | + | + | + | - |
Возможность отправить сообщение, когда пользователь оффлайн | + | + | + | + | + | + | + | + |
Настройка дизайна | + | - | + | + | + | + | + | + |
Двуязычность | + | + | - | - | - | + | + | + |
Переход в перерыв | + | + | + | + | + | + | + | + |
Чат на странице (не открывается отдельное окно) |
+ | - | + | + | + | + | + | + |
Назначение приоритетов операторам | - | + | - | + | + | - | + | - |
Создание тикетов | - | - | - | - | - | - | + | - |
Примерная стоимость за 1 оператора в месяц (в рос. рублях на момент составления таблицы) | 800 | 850 | 1 700 | 500 | 400 | 2000 | 1500 | 1000 |
В итоге, в финал попала тройка наиболее приглянувшихся нам сервисов. Все 3 мы проверили на деле в период действия демо-версий (все сервисы такого рода без исключения предлагают бесплатно потестировать их систему на протяжении 14 дней), поэтому о них расскажем подробнее.
P3chat: надежный, функциональный, не очень красивый
Мы начали именно с этого чата, так как решили, что удобнее всего привязывать онлайн-консультант к jabber-клиентам наших сотрудников. А у p3chat эта функция реализована лучше всего, так как поддерживается ряд команд, которые позволяют переводить диалоги, отправлять посетителя в черный список и т.д.
Плюсы:
- поддержка всех jabber-клиентов со специальными командами;
- неограниченное количество сайтов и отделов;
- мультиязычность;
- возможность выставлять приоритеты операторам;
- перевод диалога другому оператору;
- информация о клиенте (страна, браузер);
- не замедляет работу сайта;
- возможность нарисовать свою кнопку «Начать чат».
Минусы:
- несовременный дизайн;
- открытие чата в дополнительном окне;
- отсутствие возможности настроить дизайн под себя;
- нельзя отправить расшифровку диалога на почту.
Jivosite: модный, красивый, не очень серьезный
После p3chat мы решили попробовать что-нибудь красивое и удобное как для пользователей, так и для наших операторов. Сервис предлагает несколько вариантов работы с чатом: через веб-версию, через приложение, устанавливаемое на компьютер, или через jabber-клиента (но без поддержки полезных команд).
Плюсы:
- красивый настраиваемый дизайн интерфейса;
- неограниченное количество отделов и сайтов;
- чат на странице (не открывается дополнительным окном);
- мультиязычность;
- передача диалога другому оператору;
- возможность оценить чат;
- подробная информация о клиенте (вплоть до поискового запроса, по которому попал на сайт автор сообщения).
Минусы:
- ограниченная поддержка jabber-клиентов (без команд типа !help);
- работа приложения только на Windows/Mac Os (на Linux не поддерживается);
- нельзя отправить расшифровку диалога на почту;
- история сообщений доступна только оператору, который переписывался, и администратору;
- нет возможности выставлять приоритеты операторам: сообщения приходят всем.
Zopim: приятный, умный, полностью настраиваемый
На этот чат со смешным названием мы наткнулись совершенно случайно, когда уже совсем отчаялись найти какой-то действительно хороший инструмент. Мы уже отказались от идеи поддержки jabber-клиентов и наличия устанавливаемого приложения.
Главные требования мы предъявляли к функционалу (требования к которому формулировали как наши операторы, так и опрошенные клиенты) и внешнему виду, поэтому даже не расстроились, когда нашли подходящий сервис, который работает только в веб-версии.
На Zopim у нас уже закончился бесплатный период, и мы продлили использование сервиса еще на месяц. Как оказалось, 2 недели очень мало, чтобы оценить все возможности, преимущества и недостатки системы.
Не исключено, что со временем мы найдем еще больше недостатков и у этого сервиса (у нас тоже аппетит растет во время еды). Но пока это лучший, на наш взгляд, сервис из тех, которые мы рассмотрели.
А теперь конкретнее о плюсах и минусах (для нас незначительных) выбранной в итоге нами системы.
Плюсы:
- красивый и полностью настраиваемый интерфейс;
- хорошая API-документация;
- неограниченное количество отделов и сайтов;
- чат на странице (не открывается дополнительным окном);
- мультиязычность;
- передача диалога другому оператору;
- подробная статистика по пользователям;
- возможность привязки тикетной системы;
- возможность настроить чат так, что пользователь не может отправить сообщения до того, как представился (интеграция с Facebook и Google+), оставил e-mail и выбрал нужный отдел;
- отправка истории диалога на почту (функция доступна как оператору, так и пользователю);
- возможность оценить чат;
- привязанный переводчик в аккаунте консультанта;
- историю могут просматривать все сотрудники;
- возможность внести данные о пользователе и оставить комментарий, который доступен всем оператором даже при повторном обращении клиента;
- необработанные заявки видны всем консультантам;
- возможность убрать чат с определенных страниц сайта (это было важно для нас, так как некоторые страницы не хотелось дополнительно перегружать).
Минусы:
- наличие только веб-версии для оператора;
- нельзя настроить приоритеты консультантам, но заявок не так и много (из-за пропускной системы в виде регистрации перед отправлением сообщения), чтобы это могло отвлечь операторов, которые не имеют возможности ответить прямо сейчас.
Если в статье не упомянуты какие-то параметры чата, которые важны именно для вас, спрашивайте в комментариях – постараемся ответить, так как очень досконально изучали системы.
Автор: Glonassova