В конце лета Китай практически остановил экспорт таких необходимых для различных отраслей металлов, как галлий и германий. Они не являются очень уж редкими, месторождения металлов есть и в других странах. Но КНР за прошедшие пару десятилетий смогла замкнуть на себе логистику. Соответственно, теперь покупателям галлия и германия приходится перестраивать цепочки поставок, а это процесс небыстрый.
Теперь же Китай пошел на новые ограничительные меры — страна ограничивает экспорт графита. По словам представителей КНР, поставки не останавливаются, просто экспортерам необходима специальная лицензия. Но то же самое говорилось и в отношении галлия с германием. А лицензии не получил в итоге почти никто. Подробности — под катом.
Что там стряслось с графитом?
По данным Reuters, 20 октября Китай заявил о введении экспортных лицензий для определенных продуктов на базе графита. Речь идет о, фактически, любых формах графита и его производных. Графит нужен, в первую очередь, для изготовления батарей для электромобилей. Китай является крупнейшим экспортером, ему принадлежит 67% рынка. В каждой батарее для электромобиля содержится от 50 до 100 кг графита — он применяется для создания анодов.
Еще недавно главным потребителем графита была сталелитейная промышленность. Она остается одним из основных получателей этого вещества. В природе, кстати, графит — минерал из класса самородных элементов, одна из аллотропных модификаций углерода. С недавних пор Китай перешел на синтетический графит, заявив, что природные месторождения будут эксплуатироваться менее активно.
За девять месяцев 2023 года Китай экспортировал 424706 тонн синтетического графита. Также стали его синтезировать и европейские страны и США. Но пока что именно КНР является крупнейшим поставщиком, о чем и говорилось выше.
Пока что все идет по-прежнему, поскольку ограничения вступят с 1 декабря 2023 года. Возможно, до того момента часть отраслей/предприятий из других стран успеют перестроить логистические цепочки. Но все же это очень небыстрый процесс, так что вряд ли преуспеют все.
Кроме Китая, поставляют графит Мозамбик, Мадагаскар и Бразилия. Поставляют его и Австралия с Соединенными Штатами. Но из КНР поступает около 90% графита, который применяется для создания анодов батарей электромобилей и других аккумуляторов.
Кстати, акции китайских производителей автомобилей и аккумуляторов выросли после заявления правительства Китая.
Зачем Китаю все это?
Дело в том, что именно так КНР реагирует на санкции со стороны США и ЕС, в плане ограничений поставок в Китай современных электронных чипов, оборудования для производства чипов, графических адаптеров и целого ряда технологий. Многие китайские компании попали под санкции, что очень сильно повлияло на их работу — некоторые терпят миллиардные убытки, так что правительству Китая пришлось поддерживать предприятия.
От поставок того же графита очень сильно зависят южнокорейские компании, которым придется очень быстро искать замену. Тут ничего не поделать, либо они смогут найти альтернативных поставщиков, например, США, Австралию и другие страны. Либо же компании просто остановятся до момента заключения договоров с другими партнерами.
Проблемы возникнут и у Японии. Глава правительства страны Хирокадзу Мацуно заявил в пятницу, что страна планирует запросить Китай о подробностях новых ограничений и «предпримет соответствующие шаги», если они нарушат правила Всемирной торговой организации.
Кстати, некоторые эксперты считают, что особых проблем ограничение поставок графита не доставит. Но все может быть и по другому. Например, ограничение поставок галлия с германием привело к бурному росту стоимости этих металлов на рынке.
Правда, сейчас логистические цепочки поставок указанных металлов постепенно перестраиваются. Аналогичным образом рынок отреагирует и на ограничение поставок графита. Так что Китай может «выстрелить себе в ногу», поскольку доля рынка страны может значительно снизиться, и тогда КНР будет в роли проигравшего. Но как будет на самом деле — покажет время.
Есть и еще одна угроза — литий
Китай доминирует и в добыче и переработке лития. Значение Поднебесной как промышленного узла по переработке литиевого сырья и производства батарей постепенно растет. По оценкам экспертов, сейчас объем рынка, который принадлежит Китаю, может достигать 80% от глобального объема. Например примерно шесть из десяти крупнейших производителей аккумуляторов мира находятся в Китае. Одна из этих компаний, CATL, производит три из 10 батарей, поставляемых глобально.
В Китае сейчас несколько гигафабрик по обработке сырья и производству батарей. На создание объектов аналогичного объема требуется несколько лет и сотни миллионов долларов США. Таким образом, если США или ЕС зададутся целью создать у себя похожие производства, придется ждать много лет — а ведь Китай не стоит на месте, он развивает внутреннее производство.
Более того, китайские компании — совладельцы горнодобывающих предприятий, занимающихся добычей лития в других странах, включая Австралию, Конго, Боливию, Чили, Аргентину. Так что при желании эти предприятия могут направлять ресурс в Китай, закрывая доступ к нему другим странам.
Другие интересные материалы
Автор: Denis