Еще совсем недавно, многие экономисты предрекали Китаю и китайской экономике большое будущее. Некоторые известные экономисты, такие как Рей Далио, вообще выпускали целые книги, объясняющие, что цикл верховенства США в мире закончен, и теперь пришло время Китаю вырваться вперед.
Этот рывок Китая вперед также часто называют «Китайским экономическим чудом», но сейчас, похоже, что эра этого «чуда» подходит к концу. В этой статье мы попробуем проанализировать некоторые факторы, являющиеся ключевыми для понимания общей картины, и попытаемся выяснить, что вообще происходит в экономике Китая сегодня.
Все данные взяты из открытых авторитетных источников, но так как я несколько лет прожил в Китае до пандемии, поэтому некоторые аспекты могут быть рассказаны в том числе и немного субъективно, с учетом моего опыта.
Стоит начать с того, что прогнозы всемирного банка не очень впечатляют - впервые с 90-го года темпы роста китайской экономики будут ниже, чем средние по Азии, менее 3% в год.
Последний британский губернатор Гонконга Крис Патент на этот счет заметил:
“До относительно недавнего времени считалось что китайская экономика обгонит по размеру американскую к 2030 году, но сейчас некоторые считают, что она достигла пика”.
В СМИ замедление роста экономики Поднебесной обычно списывают на пандемию Covid-19 и "политику нулевой терпимости". Но вопрос на самом деле намного глубже, и предпосылки к замедлению были задолго до появления любителя перекусить злопулочной летучей мышью.
Мы не будем останавливаться на всех проблемах, но разберем несколько ключевых, на мой взгляд, аспектов, достаточных для понимания проблем:
Раздутая и убыточная инфраструктура
Я думаю, практически все знают грандиозные китайские инфраструктурные проекты. Карту развития скоростных железных дорог поднебесной форсят в интернете уже более десяти лет, и очень часто сравнивают со своими странами, приводя Китай как пример. Забавно, как работает коллективное бессознательное, потому что подобные сравнения своей страны с Китаем я видел не только в российском, но и в английском сегменте интернета.
На первый взгляд кажется, что развитие сети железнодорожного транспорта является вполне логичной мерой, учитывая объемы населения КНР. Достаточно посмотреть как выглядят железнодорожные вокзалы в новогодние февральские праздники, когда вся страна разъезжается с мест работы по домам.
Однажды мне посчастливилось оказаться на вокзале в праздник. Непередаваемые ощущения. Выглядит это примерно вот так, и длится 2-3 недели.
Проект строительства железных дорог начал развиваться после кризиса 2008 года, как попытка влить деньги в экономику и создать новые рабочие места. Это было классической мерой стимулирования экономики. Точно также, кстати, США после кризиса 30-х годов начал активно развивать свою сеть хай-веев по всей территории страны.
Кажется, что это идеальное решение очень многих проблем ведь мы одновременно:
-
Даем работу миллионам людей по всей стране;
-
Спасаем от банкротства целые отрасли, связанные с производством металла и бетона;
-
Решаем социальные вопросы передвижения населения по стране.
Но есть одна очень важная проблема. В какой-то момент мы всё достроим, а остановить конвейер может быть довольно болезненно, а значит нужно строить, строить и строить, соединяя уже не самые важные точки, где может не быть такого большого спроса.
Пассажирские железнодорожные перевозки — это кстати вообще малоприбыльное занятие. Можно вспомнить даже наш РЖД, который с каждым годом пытается урезать расходы и сокращать пригородное сообщение во многих регионах, получая тонны негатива взамен.
Но РЖД делает это не от жажды наживы, а потому что его подразделение ФПК (Федеральная Пассажирская Компания), занимающееся пассажирскими перевозками, является дотационным, не принося никакой прибыли. Плюсом ко всему стоит помнить, что население Китая хоть и богатеет год от года, но значительная его часть все еще не может позволить себе такие поездки.
И далеко не все знают, что проект скоростных китайских дорог является глубоко убыточным. Операционного дохода проекта не хватает, даже чтобы покрыть долги по кредитам перед крупными банками, государственными муниципальными структурами и публично выпущенными облигациями.
По состоянию на 2021 год общие обязательства китайских железных дорог составляли $5.9 трлн, что примерно равно 4-5% ВВП Китая.
Ну и разумеется, ковид внес свою лепту в и без того не радостную картину. Из-за политики нулевой терпимости объем пассажирских перевозок значительно сократился. В качестве ответных мер китайское правительство объявило о стимулировании отраслей, пострадавших от ковида. Эти меры включали в себя разрешение китайским железным дорогам на выпуск облигаций суммой в 300 миллиардов юаней для строительства новых железных дорог, раздувая и без того глубоко убыточное предприятие.
Пока что эти решения не приносят больших проблем, но продолжаться бесконечно так не может. Что будет дальше, пока что непонятно, но в какой-то степени железная дорога Поднебесной напоминает финансовую пирамиду, основной целью которой является развитие ради развития без какой-либо прибыли. Но пирамида эта — стоимостью в 5 процентов ВВП.
И это даже не затрагивая тему проекта «Один пояс — один путь», в который вложены куда большие суммы, а он до сих пор не закончен. Проект может оказаться одним из самых убыточных во всей истории. Но здесь куда больше затронута политическая составляющая, и это тема отдельной статьи.
"Повеяло" ипотечным кризисом
В 2021 году весь мир резко заговорил о возможном дефолте крупнейшего застройщика в Китае — Evergrade. Но уже в первом квартале 2022-го тренд на снижение охватил весь китайский рынок: тогда общие продажи ста крупнейших застройщиков страны сократились вдвое.
Вообще, очень важно понимать, что рынок недвижимости в Китае довольно специфичен. Квартира играет огромную роль в показателе успешности мужчины, к тому же являясь одним из главных способов инвестиций. Для понимания, стоит держать в голове одну цифру: 70% всех сбережений жителей материкового Китая находятся в сфере недвижимости.
Цены на квартиру вас точно неприятно удивят. Небольшая квартира, площадью в 35 квадратов, в доме эконом-класса в спальном районе Пекина, по типу наших Шушар или Мытищ, до коронокризиса, обошлась бы примерно в 20 миллионов рублей.
В последние десятилетия строительная отрасль в стране очень бурно развивалась. Застройщики брали кредиты на жилищное строительство, а реализовывали объекты еще на стадии строительства. Так, всего за 15 лет цены на жилье в Китае выросли в шесть раз. Однако стадия строительства — это еще неготовые проекты. Вышло так, что девелоперы сдали только 60% домов, которые предварительно продали с 2012 по 2020 годы.
Параллельно с ростом несданных объектов на китайском рынке рос и объем кредитования застройщиков, с которым попытались бороться китайские власти.
Чтобы снизить объем кредитования, правительство ввело ряд ограничений, среди которых постановление о «трех красных линиях». Пересечение хотя бы одной из них накладывает ограничение на девелопера, а, пересекая все три, компания оказывается отрезанной от кредитования до конца года.
Поскольку банки стали более критичны к выдаче кредитов для застройщиков, часть проектов на китайском рынке недвижимости оказалась замороженной. Из-за этого в стране пошла волна протеста: некоторые домовладельцы, не получившие свои квартиры, начали бойкотировать выплаты по ипотеке, которую к тому моменту платили уже несколько лет.
В июле 2022 года это затронуло 90 городов: по 300 жилищным проектам их владельцы отказались выплачивать кредиты. Согласно данным Bloomberg Intelligence, под угрозой оказались от 1,8 до 6,5% всех ипотечных кредитов в стране на сумму до 2 трлн. юаней.
Города-призраки
Города-призраки — это опять же довольно известная тема, довольно активно тиражируемая в социальных сетях.
Первая ассоциация — это подобные фотографии. На первый взгляд кажется, что несколько небольших районов, которые выглядят как будто после апокалипсиса — это просто забавный пустяк, просчет градостроительных компаний. Но на самом деле дело обстоит несколько серьезнее. Эксперты говорят, что объем пустых квартир в КНР варьируется от 10 до 40 процентов. Это кстати довольно хорошо заметно. Меня всегда смущало, что спальные районы любого большого города Китая — это бесконечные ряды однотипных огромных башен по 20-30 этажей, но при этом, на улицах нет абсолютно никого, кроме патрулей полиции. В новых районах нет работы и достаточного объема инфраструктуры, и люди зачастую покупали там квартиры исключительно для вложения капитала, ведь деньги зарабатываются, а вкладывать их особо некуда, доступ на фондовый рынок закрыт для простых граждан, а как мы помним, цены на квартиры за 20 лет поднялись в 6 раз.
По данным на 2021 год, сейчас в Китае свободной жилой площади достаточно, чтобы разместить примерно 90 миллионов человек. Это, кстати, больше половины населения России.
Государство против IT. Си против Ма
Если вы когда-то были в Китае, то наверное знаете, что там практически нет оплаты картой в привычном нам понимании. И возможно вы знаете, что местные банки — это просто ад. Представьте Сбербанк нулевых годов — это будет практически любой банк страны. Банковскую карту каждый житель Китая конечно имеет. Но сразу после получения он один раз вводит с нее данные в две основные платежные системы и забрасывает куда-нибудь в темный угол. Дальше все происходит путем оплаты по qr-кодам. Такой qr-код есть у каждого жителя Китая или магазина. Ali-pay, или же Zhifubao стал основным шлюзом для оплаты всего в стране. Сумма платежей, проходящая через Ant Group в год составляет примерно $20 трлн., что сопоставимо с ВВП США. А в какой-то момент компания Джека Ма добавила еще и возможность получения бытовых кредитов прямо через приложение.
В конце октября 2020 года, основатель Alibaba и основной акционер Ant Group Джек Ма, выступая в Шанхае, заявил, что фокус китайских чиновников на "предотвращении системных финансовых рисков" устарел, международное банковское регулирование, "придуманное стариками", не подходит молодому рынку КНР, а банки должны отказаться от "психологии ломбарда".
Вскоре на Alibaba Group Holding был наложен рекордный штраф в 18 млрд юаней (примерно 2,8 млрд долларов) за злостное нарушение антимонопольного законодательства, а спустя всего двое суток, руководству финтех Ant Group в ультимативной форме было предложено произвести реструктуризацию и переоформиться в финансовый холдинг со всеми вытекающими из этого неприятными организационными и экономическими последствиями, прежде всего с перспективой резкого ужесточения нормативных требований, как к банку.
После этого правительство стало добираться и до других крупных IT гигантов поднебесной. Именно поэтому со второй половины 2020 года китайские регуляторы начали активно вмешиваться в дела ведущих технологических компаний страны, что уже привело к снижению их капитализации почти на $2 трлн. 12 июля стало известно, что владелец TikTok компания ByteDance отложила планы по выходу на биржу на неопределенный срок после «доверительного» общения с представителями Народного банка Китая.
Правительство Китая недвусмысленно показало, что оно может и будет "придавливать" китайские IT компании, если они будут пытаться забраться слишком высоко, пусть и в ущерб развитию страны.
Кстати о правительстве
Не будем сильно углубляться в "политоту", но все же, экономический и политический блок идут если не вместе, то очень рядом, а потому обратим внимание на еще один весьма важный момент.
Совсем недавно был подан еще один важный и демонстративный знак. Вывод из зала во время церемонии закрытия съезда партии бывшего главу страны — Ху Цзинтао. Причины инцидента называются самые разные, начиная от положительного теста на Covid-19 и заканчивая недовольством Ху новым списком политбюро китайской компартии. Собственно сами причины и не столь важны.
Ху Цзинтао является либеральным политическим деятелем, выступающим против агрессивного решения вопроса с Тайванем, и сохранением реформ Ден Сяопина, которые включали в себя беспрекословное обеспечение права собственности, открытия к миру и привлечения иностранного капитала. Сворачивание этих реформ наблюдается уже последние 5 лет.
Теперь же в составе политбюро компартии не осталось ни одного человека, противодействующего лидеру страны Си, коих раньше была примерно половина. Проработавшая почти пол века, система сдержек и противовесов в политической структуре, похоже, разрушена. Вместе с Ху, Китай, похоже, покинули прежние времена.
Вместо заключения
Будущее китайской экономики, похоже, выглядит уже не так радужно, как утвеждают ее поклонники. Конечно, она будет расти и дальше, но вот только темпы роста едва ли теперь будут выше среднемировых.
В экономике Китая заложено достаточное количество подводных камней, которые могут усугубить положение, да и "закручивание гаек" руководством не добавляет оптимизма.
"Чудо" закончилось. "Золотой век" закончился. На смену ему вполне может придти суровое тоталитарное государство без системы сдержек и противовесов в политической жизни, зато с тотальной слежкой и "цифровым концлагерем". Вряд ли такой порядок обрадует инвесторов.
Надеюсь, пост был интересен для прочтения. Он получился очень большим, хотя я не затронул и половины интересных аспектов. За бортом остались проблемы растущей безработицы, изменение настроения китайской молодежи, а также радикальное изменение правительства к образованию внутри страны.
Это мои первые попытки написания статей, поэтому буду очень рад обратной связи, как по форме, так и содержанию.
Основные использованные источники:
• https://www.nytimes.com/2022/07/19/wo...
• https://www.bloomberg.com/news/featur...
• https://www.bloomberg.com/news/featur...
• https://www.china-briefing.com/news/e...
• https://www.bloomberg.com/news/articl...
• https://www.cnbc.com/2022/08/22/china...
• https://eurasiantimes.com/a-whopping-...
• https://www.business-standard.com/art...
• https://www.bloomberg.com/news/featur...
• https://time.com/6182781/china-zero-c....
• https://www.bloomberg.com/news/articl...
• https://www.theguardian.com/world/202...
• https://expert.ru/s/2021/10/11/kitay-nedvizhimost/
• https://lenta.ru/news/2022/08/15/chinasurv/
Автор:
king_nick