MAPS.ME — карты №1 для путешественников. Сегодня это 110 млн установок по всему миру, возможность добавлять авторские туристические маршруты и самостоятельно менять карты. Как работает уникальный проект для путешественников, рассказывает его руководитель Евгений Лисовский.
Расскажи немного о себе.
Родился я в Норильске в 1982 году. Переехал в Москву в 1989-м. Учился в энерго-физическом лицее 1502 при МЭИ с уклоном в физику и математику. Мне всегда были интересны точные науки. Параллельно учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Потом поступил в МЭИ на радиотехнический факультет по специальности инженер по биотехническим и медицинским аппаратам и системам, потому что очень верил в будущее биотеха. Пока учился в институте, получил второе высшее образование — английский язык. На четвертом курсе у меня родился первый сын, нужно было зарабатывать деньги. До этого я подрабатывал у отца сисадмином: обслуживал локальную сеть, собирал компьютеры и немного кодил под 1С.
Искал работу web-программистом или сисадмином. Но так получилось, что нашёл работу интернет-маркетологом в международной компании Radmin — Remote Administrator (удалённое управление компьютерами). Там я начинал свою карьеру в 2004 году. Занимался контекстной рекламой, SEO, на PHP кодил. Было очень клёво.
В 2010 году мне дико захотелось в стартапы. Я пустился во все тяжкие: запускал проект «КупиБонус» (купонный сервис). CEO «КупиБонус» тогда был Женя Миропольский, а сейчас он топ-менеджер (Managing Director) известного международного проекта WeWork. Я был директором по маркетингу. Потом я пошел в другой стартап, интернет-магазин детских товаров «БэйбиБум». Это классический e-commerce. Подняли на первом раунде $1 млн. Но поскольку плохо сходилась юнит-экономика, не смогли закрыть второй раунд, и ближе к концу 2011 года компания развалилась. Потом я пошел в «ЛитРес», электронные книги. Там маленький средний чек, уровень пиратства — 96%. После «ЛитРеса», уже в 2016 году, мы встретились с Гурским, пообщались на тему интеграции «ЛитРеса» в «Одноклассники». Это не получалось сделать на протяжении последней пары лет. В итоге Гурский предложил мне возглавить MAPS.ME. Я сильно призадумался. У меня была сильная мотивация оставаться в «ЛитРесе». Но когда ещё будет такая возможность — возглавить интересный международный проект? Ведь «ЛитРес» — это больше про Россию, а MAPS.ME — весь мир. Это меня сильно мотивировало, и вот я здесь.
Получается, ты и образование получил инженерное, и занимался программированием. Развиваясь как маркетолог, не хотелось вернуться в инженерию, в разработку?
В 2004 году я закончил 4 курс и взялся за диплом. Мы на С++ делали систему анализа электрокардиограммы (ЭКГ). Мой одногруппник делал аппаратную часть, а я программную. Нужно было допилить продукт до хорошего состояния и реализовать определённые интерфейсные фичи. Я две недели кодил и чётко соответствовал стереотипному образу разработчика: красные глаза, не спал до 4 утра, футболки нестираные, свитер растянутый. Настолько сильно погрузился в эту тему, что две недели практически не вставал из-за компьютера.
В итоге всё получилось хорошо. Тогда я был не очень в себе уверен как в предпринимателе. Мне казалось, что мир большой и страшный. На самом деле, если бы мы тогда этот продукт начали развивать, возможно, сейчас была биотех-компания. В США есть компания Alivecor.com, реализовавшая эту идею в виде устройства для наручных часов, которое снимает ЭКГ и даёт предварительный диагноз. В нашем дипломном проекте применялись программные паттерны, по которым можно было буквально за пять минут оценить состояние сердечно-сосудистой системы. Достаточно прорывная штука.
Насколько полезно будет разработчикам, программистам разбираться в маркетинге, что это такое, зачем это нужно?
Это суперполезно. Я бы рекомендовал всем людям развивать эмпатию. Технарям развивать коммуникационные навыки, понять маркетинг, его значимость. А маркетологам рекомендую погружаться в техническую реализацию, хотя бы в виде написания хорошего ТЗ. Это гуманитариям не очень хорошо дается, потому что нужно сесть, продумать все возможные сценарии, всё это записать. Их это может утомлять, в отличие от разработчиков, которые любят строить алгоритмы, таблицы. И тем, и другим нужно двигаться навстречу друг другу. Тогда будет очень хороший симбиоз. Такие союзы дают очень хорошие результаты с точки зрения бизнеса.
Как вы внедряете новые фичи? От кого приходит задача? Как вы это всё измеряете?
Есть бэклог. Пользователи пишут: вот бы здорово это добавить, или есть такая-то проблема. Есть баги, технический долг, мы его ставим в план и постепенно всё исправляем. Второй источник, который мы начали активно использовать с 2016 года, это отзывы пользователей. Мы провели достаточно большой опрос, удивились, насколько активно люди отвечают на наши вопросы. Получили огромную обратную связь и поняли, что это супер-канал, который нужно дальше использовать. Стараемся пару раз в квартал проводить крупные исследования. От 300 тыс. пользователей, которым мы отправляли пуш в первый раз, мы получили 60 тыс. полностью заполненных анкет на пяти языках, с разбиением по регионам. Но опросов пользователей недостаточно для формирования стратегии. Если спросишь «нужно ли пользователям это», они скажут, что нужно. Получится огромный спектр всего, что можно делать, но без осмысленной стратегии.
Также в 2017 году мы сформировали принцип ДНК, который является фильтром для всего, что не надо делать. Есть клевая фраза: «недостаточно знать, что нужно делать, важно знать, что не нужно делать». Мы позиционируем себя как карты № 1 для путешественников (#1 Travel Maps). У нас более 100 млн установок, но они сильно размазаны по миру. Мы не пытаемся быть локальным супер-навигатором. ДНК позволяет нам немного расчистить поляну и правильно ранжировать задачи. Нам нужно делать то, что усилит нас именно в сегменте карт для путешественников, будет выделять на фоне остальных.
Наше позиционирование и отстройка от конкурентов:
Мне очень понравилась концепция стадий путешествия у TripAdvisor: dreaming, planning, booking, experiencing. И это цикл, когда у тебя заканчивается предыдущее путешествие, ты начинаешь думать о следующем.
Сейчас мы находимся в стадии experiencing. Люди не используют MAPS.ME как приложение для поиска вдохновения, куда бы поехать. Его используют как инструмент, чтобы не потеряться, сориентироваться на месте. Поэтому MAPS.ME скачивают обычно за пару недель перед путешествием по рекомендации друзей.
Постепенно я стал понимать, что в первую очередь надо решать именно продуктовую проблему. Не пытаться заработать больше денег, а пытаться мыслить, как бы нам присутствовать во всех стадиях туристического цикла, сделать что-то реально прорывное. Так вышла на поверхность концепция туристических маршрутов. Мы её скоро релизим.
Наша продуктовая стратегия на high-level уровне:
Когда туристы едут в путешествия, они могут размещать какие-то метки на картах. И мы, по сути, создаем самый большой UGC-каталог маршрутов, чего нет ни у кого в индустрии путешествий. Есть отдельные стартапы, которые пытались делать что-то подобное, но у них не взлетело, потому что очень дорого привлекать аудиторию. В индустрии путешествий очень высокий customer acquisition cost. А у нас есть источник в виде карт. Карты — это ядро и сердце сервиса, которое нам позволяет супер-дешево получать огромную аудиторию. У нас очень много «органики» благодаря тому, что люди рекомендуют MAPS.ME друг другу.
Обсудив всё это, мы начали приоритизировать список из 180 задач:
- Как фича влияет на удержание аудитории (retention).
- Поможет ли фича привлечь новую аудиторию (acquisition).
- Принесет ли фича прибыль (monetisation).
Так выглядит наша таблица приоритизации задач (скачать шаблон):
ДНК — последний рубеж, мы откидываем то, что не соответствует нашей ДНК.
Месяца два мы занимались приоритизацией, готовя стратегию по разработке на 2018 год. Были и дополнительные факторы: аудитория, на которую фича сейчас таргетирована, и какую часть аудитории фича может охватить. Например, автонавигацию в MAPS.ME сейчас активно использует 10% аудитории. Мы знаем, что если сделаем супер-автонавигатор, эта доля вырастет максимум до 40%. Так мы оцениваем значимость фичи в пересчёте на усилия, которые можем потратить на её разработку.
Потом мы разделили фичи на тематические блоки, и внутри них снова приоритизировали задачи. Выбрали 3-4 самых важных, потом раскидали задачи по году, с распределением по кварталам. Дальше идут итерации — спринты, длительностью чуть больше месяца, потому что всегда появляется что-то неожиданное. Две-три недели разработки и две недели тестирования, регресс и релиз. Примерно от 10 до 12 релизов в год. Так устроено наше планирование и разработка.
Так выглядит наша бизнес-модель (структура сохранена, цифры — не настоящие), скачать шаблон:
Ты очень подробно рассказал про то, как у вас формируются задачи, откуда они берутся. На каждом ли уровне подчинения люди настолько детально понимают, как создается продукт? Рядовой программист будет это понимать?
У нас есть еженедельные совещания по пятницам, в 12 часов дня. Технический директор рассказывает про достижения технической команды за неделю, маркетинговый — про бизнес-показатели. Я обычно рассказываю про стратегию: куда мы идем, что делаем.
То есть ты сам всей команде рассказываешь про стратегию?
Да. Я считаю, что это обязательная часть. Если твоя команда не знает, куда вы бежите, возникает ощущение непонимания, страха. Я считаю, что каждый должен чётко понимать, что мы делаем. Когда формируется продуктовый план и стратегия, это направляется всем ребятам. У нас нет секретов от коллег.
Сколько у тебя человек работает над сервисом?
32.
А какая аудитория?
Сейчас у нас где-то 105 млн установок. Порядка 12 млн monthly active users (MAU). Понятно, что люди ставят приложение, удаляют. У нас порядка 20—25 млн active install base, это люди, у которых установлен MAPS.ME, но они его используют эпизодически. Российские пользователи составляют примерно 12 %, а в основном Европа — 40 %: Германия, Франция, Испания. 15 % пользователей из Северной и Южной Америк, в основном из Южной. И 20 % — Азия.
Сколько у вас разработчиков?
16 человек пишут код.
Ищете разработчиков сейчас?
Ищем.
Каких?
Мы сейчас делаем несколько веб-сервисов для планирования путешествия. Поэтому нужны Python-разработчики для серверной части.
У вас в команде есть картографы?
Нет. Карты создают волонтеры-картографы в сервисе OpenStreetMap.org (OSM). Я называю его Minecraft для взрослых. Обычно все начинают рисовать карты с домов, в которых живут сами: там тропинку добавил, здесь скамейку. Потом поехал куда-то на велосипеде, записал трек, которого нет на карте, и загрузил его в OSM. Сегодня в мире порядка 60 тыс. monthly active mappers, которые мапят OSM. Этакая Wikipedia в картографии.
Насколько сложно обычному человеку, технически не сильно подкованному, взять и добавить свой дачный участок на карту?
Это супер-просто. Я даже своего старшего сына зарядил. Он сейчас рисует дома. OSM — это открытое сообщество. Можно редактировать карту прямо в вебе. Есть инструменты на базе OSM, в которых можно посмотреть свой профиль, прогресс и статистику, как ты картографируешь по сравнению с другими пользователям.
Есть ещё мобильный редактор, встроенный в MAPS.ME. Это наша собственная разработка, запустили в июне 2016 года. После этого сообщество OSM достаточно заметно начало увеличиваться. Редактор очень простой. Он не обладает полной функциональностью веб-редактора, но позволяет редактировать и добавлять информацию об объектах, добавлять адреса домов.
Примерно год назад вышла очень интересная статья, в которой ты описал возможное будущее, когда люди перестанут участвовать в создании карт, этим будут заниматься роботы. Когда наступит этот переломный момент и как это повлияет на MAPS.ME?
В идеале это хорошо бы делать в связке с человеком. Допустим, я открываю какой-то участок на спутниковых снимках, нажимаю кнопку, нейросеть распознаёт контуры дорог, домов. А человек потом проверяет, соответствует ли это действительности. На планете есть такие участки земли, на которых дома стоят один на другом, нагромождения построек, не очень понятно, это грунтовая дорога или асфальтированная. В таких случаях без человека не обойтись. Человек должен помогать обучать нейросеть. Одного лишь распознавания спутниковых снимков недостаточно, чтобы сформировать весь комплект данных.
Например, ресторан находится в помещении, есть контактная информация. Со спутникового снимка ты не разглядишь расписание в витрине. Но его можно разглядеть из беспилотного автомобиля, который ездит по улице и снимает всё вокруг. Хотя не все вывешивают на улице идеальное расписание с правильными, хорошо распознаваемыми шрифтами. Я думаю, что в течение ближайших пяти лет картография сильно упростится как раз за счёт искусственного интеллекта и нейросетей.
Теперь блиц. Каким супергероем ты хотел бы быть?
Суперменом.
Почему?
Он летает, сильный.
Mac или Windows?
Mac.
Биткоин покупать или продавать?
Покупать.
Какую книгу ты прочитал последней?
Какую книгу ты порекомендовал бы нашим зрителям.
«Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман.
Какое последнее мобильное приложение тебя удивило?
Мне очень нравится приложение Peak, это такие quiz для развития
Кем ты видишь себя через 50 лет?
Начнём с того, что я планирую жить достаточно долго. В течение ближайших 20 лет будет сильный прорыв в биотехе. Можно будет, как минимум, замедлить процесс старения, а там уже куда заведёт. В течение ближайших 5 лет я себя вижу предпринимателем в сегменте биотехнологий. Дальше достаточно трудно планировать.
Гипотетическая ситуация: тебя может заменить робот. Всё, что ты делаешь, настолько же эффективно может делать робот. Чем ты займёшься?
Поправка на то, что сейчас развивается нейроинтерфейс. Можно будет прокачивать интеллект биологическим и биотехнологическим образом. Как биологический организм ты сможешь себя прокачать до достаточно высокого уровня интеллекта, вполне способного соперничать с искусственным интеллектом. Вопрос, будет ли интеллектуальная сингулярность у искусственного интеллекта? Если говорить про 50 лет, про долгосрочные планы — это заселять и развивать другие планеты. Я очень люблю астрофизику и всё, что с этим связано. Но пока не решён вопрос с двигателями и перемещениями на дальние расстояния.
Офис или работа из дома?
Офис. Общение с людьми. Мы очень социальные существа. Я периодически могу работать из дома, когда мне нужно собраться с мыслями, сфокусироваться. Но всё-таки офис в данном случае нужно понимать как место, где ты общаешься с коллегами, партнёрами и так далее.
Последний вопрос провокационный. На что тебе не хватает твоей зарплаты?
Мне на всё хватает. Мне хочется больше инвестировать. Я хочу покупать акции компаний, в которых я разбираюсь. Хочу инвестировать, может быть, не столько деньгами, сколько временем, в какие-то интересные мне проекты, как ментор. Но там, опять же, вопрос не в зарплате. Сейчас основные деньги у меня уходят на образование детей, 4 главные статьи расходов: образование, музыка, спорт и путешествия. Всё остальное идёт ниже приоритета.
PS: все мои наработки по различным стартапам лежат в свободном доступе тут: www.lisovskiy.ru/edu/.
Автор: Евгений Лисовский