“Стартапы превратились в шоу на пиаре. Грустно. Но интересно, что будет во втором сезоне”
В то время как одни стремятся к реальным инновациям, остальные компании меряются “инвестиционной привлекательностью”. Но есть и приятные исключения - в обзоре от Григория Бакунова, директора по распространению технологий “Яндекса”
Успех и инструмент года: чаты
В этом году многие переходят из почты в Slack,Telegram,другие чаты: и замена медленного общения на быструю коммуникацию многое меняет внутри технологических команд.
На самом деле,в этом буме отчасти виноват Skype.
Из-за сентябрьской аварии многие бежали от Skype к другим,это повлияло на расстановку сил.
Перестановка года: Microsoft
В этом году с точки зрения HR интереснее всего проявила себя Microsoft. Компания наконец-то выгнала Стивена Элопа,который в свое время продал им Nokia.
Компания года: Microsoft
На мой взгляд,идет перерождение Microsoft. С Балмером это была компания про зарабатывание денег на корпорациях,а сейчас команда старается что-то делать на консьюмерском рынке. Microsoft больше не пытается общаться со всеми«по праву сильного», она наконец-то готова дружить: это видно по отношениям с Apple и Google.
На компанию правда приятно смотреть. А это приводит к тому,что все больше людей хотят пойти работать в Microsoft. Разработчики в США — это же очень конкурентный рынок. Раньше они хотели в Apple. Потом — в Apple или Google.
Теперь хотят работать в Apple,Google или Microsoft. Еще в прошлом году этого не было.
А все потому,что компания совершает простые,понятные и логичные шаги. Та же Windows 10 — это инновационное решение,которого было сложно ждать от Microsoft еще в прошлых сезонах.
Посмотрите,как элегантно они разобрались с проблемой мобильных платформ. Раньше они пытались пролезть на этот рынок со своим решением,потратили кучу денег, — но не преуспели. И тогда нашли обходной путь: сделали операционную систему,которая едина на десктопе и мобильных. Это автоматически делает Windows 10 самой успешной на сегодня операционкой — и в плане этого решения Micrоsоft большие молодцы.
CEO года: Microsoft
Акции компании растут,хотя доходы-то сильно не меняются. Вкупе с остальными достижениями,условный приз директору года можно отдать Сатье Наделле. Он очень много делает для возрождения Microsoft.
Стартап года: Telegram
Дуров быстро нагоняет остальные мессенджеры — и для меня это доказательство того,что бывают успешные серийные интернет-предприниматели. И хотя Telegram уже достаточно большой — это пока классический стартап: они еще не делают попыток ввести нормальную монетизацию,зато активно наращивают аудиторию и строят платформу-экосистему.
Люди года: Маск и Волож
Для меня очевидно,что предприниматель года — это Аркадий Волож. Вы просто посмотрите,как«Яндекс» в этом году держится — вопреки очень сложной макроэкономике.
А если говорить про мир вообще,явный кандидат на человека года — Элон Маск. Он самый яркий,самый шумный,он делает громкие заявления — и одновременно реально пытается сделать хоть какую-то революцию.
Скандал года: лазерная бритва на Kickstarter
Это не только скандал,но и развод года — кажется,что с самого начала ребята поднимали деньги на пустышку. Сегодня вокруг темы краудфандинга крутится слишком много людей,которые просто хотят«срубить бабла».
Таких историй множество не только на Kickstarter. Cамая,пожалуй,грустная для меня — это Navdy. Ребята обещали выпустить гаджет-ассистент для водителя. Я сам когда-то пытался такие штуки делать,и очень надеялся на эту компанию. Но они уже второй год как обещают,что«вот-вот,через полгода оно будет», — и,к сожалению,ничего не происходит.
Проблема года: много пиара из ничего(это про стартапы)
История про лазерную бритву с Kickstarter очень показательна,если перенести ее на весь мир стартапов. Большая часть этой индустрии за последний год превратилась в чистый шоу-бизнес.
Кажется,это первый год существования предпринимательского шоу-бизнеса.
Многие проекты сейчас построены вокруг пиара: а как только ты залезешь внутрь,окажется,что там ничего нет либо с точки зрения коммерции,либо с технологической стороны.
Стартапы как рынок — это очень конкурентная среда,в которой выживает не тот,кто лучше зарабатывает,а тот,кто лучше убедит инвестора. А это уже шоу и,в какой-то мере,навык жонглирования цифрами.
Инвесторских денег довольно много,они в каком-то смысле дешевеют,а давление на предпринимателя«где твои инвестиции» — оно постоянно растет. И культивирование артистизма на этой почве достигло пика. Все это стало напоминать сериал — так что интересно посмотреть,что будет в следующем сезоне.
Сделка года: Here
Вот почему в нынешнем году мне больше нравятся не классические инвестиции,а покупки. Здесь выделяется история Here,которую когда-то приобрела Nokia,а сейчас выкупает консорциум автопроизводителей.
BMW,Daimler и Audi — они же,в некотором отношении,злейшие враги.
Но они договорились и совместно покупают компанию,которая выпускает карты. Это интересный прецедент и потенциальная угроза для всего венчурного бизнеса — не только фонды и ИТ-компании в состоянии двигать этот рынок,стратеги есть везде.
Биткоины произвели огромный фурор — и во многом благодаря методологии blockchain.
Децентрализация платежей будет не то что трендом,а движущей силой финтеха в ближайшие несколько лет.
Но такая же история с децентрализацией уже идет в чатах,а,судя по всему,в ближайшие годы затронет и весь интернет.
Про уберизацию и влияние технологий на реальность. Я обеими руками за. По-моему,это самое главное,что должно происходить с оффлайновым миром в ближайшие пару лет. По истории с такси уже видно,насколько улучшается мир от внедрения интернет-практик в обычную жизнь. И если так будет с покупками,консультациями,да с сантехниками,в конце концов, — я буду только счастлив.
При этом сам Uber(а я много интересовался их «кухней» в этом году,но в конце концов был разочарован) — это единственная американская компания,которая вызывает у меня«китайские» ассоциации: знаете,в том плане,что китайские нормы бизнеса европейцами воспринимаются как что-то немножко дикое и непрозрачное.
Про китайских игроков. Они будут постоянно выходить за пределы Китая — это факт. Внутренний рынок они насытили,теперь им жизненно необходимо завоевывать другие.
Это повысит конкуренцию,но любое соперничество идет на пользу всем игрокам — кроме тех,кто откровенно проигрывает. Конкуренция запускает такой бесконечный цикл улучшений,от которого выигрывают потребители. И уж им-то,потребителям,вообще без разницы,откуда какой игрок — из Китая,России или Туркмении.
Успех компании: Meteum
Запуск«Метеума» — это крутая история. Смотрите: в той же Калифорнии от локального прогноза погоды сильно зависят урожаи. А это большие деньги. Вообще,в Штатах и Европе погода — это огромный бизнес,связанный со страхованием и сельским хозяйством.
В России бизнеса вокруг погоды — за стенам Гидрометцентра и всего,что с ним связано, — пока не сложилось.
С одной стороны,в большинстве регионов страны очень континентальный климат,а он довольно предсказуем. Поэтому и бизнеса вроде нет.
С другой — погодой просто пренебрегали: потому что мы привыкли,что в России прогнозы — штука не очень точная. Вот компании на этом и не фокусировались. А мы решили попробовать и приложили умение работать с данными к нормальному миру. Это такое хорошее применение наших технологических скиллов,плюс интересная ниша.
Неудача компании: «Карты» для автомобилистов
В этом году мы уделяли мало времени«Картам» — с точки зрения автомобилистов. И может быть,зря. Но ресурс у нас,как вы понимаете,один. Мы сделали упор на пешеходов и запустили«Транспорт». И по-моему,история,что ты можешь следить,как автобусы едут по улицам, — это лучшее,что происходило в мобильных приложениях этой категории за последние годы.
Медиа года: новостные агрегаторы и каналы в Telegram
В этом году я практически перестал читать и бумажные журналы,и сайты — вместо этого пользуюсь«Дзеном». Плюс в Telegram есть интересная функция — каналы: это такая микрореволюция в плане рекомендательных систем и средств быстрой доставки эксклюзивного и качественного контента.
Я даже завел собственный канал — telegram.me/addmeto,чтобы люди могли получать ссылочки,которые нахожу я.
P. S. Roem.ru выражает благодарность #tceh за фотографии для публикации.
Добавить
Нет комментариев