«Правила роста: от джуниора до CTO», конспект вебинара Фёдора Борщёва

в 9:53, , рубрики: джуниор, карьера, Карьера в IT-индустрии, мидлы, развитие программиста, сеньоры

Фёдор Борщёв — CTO в маркетплейсе стройматериалов «ГдеМатериал», сооснователь rumetr.com и популяризатор чистоты кода. Пишет в блог, телеграм-канал @pmdaily и в советы о разработке в Бюро Гобрунова.

Я сейчас меняю работу — со средней позиции менеджера по логистике на позицию полного джуниора в аналитике данных. И, чтобы срезать пару углов на новом карьерном пути, посмотрел вебинар Фёдора и сделал его конспект. Мне кажется, что советы Фёдора будут интересны другим, поэтому публикую конспект.

За три часа Фёдор прошёлся по темам:

  • управление проектами;
  • общение с людьми;
  • продукт и бизнес;
  • личные цели.

Дисклеймер:
Конспект — это то, как я это понял материал. Мысль автора может отличаться.
Конспект получился кратким, только основные тезисы.
Конспект может быть непонятен без контекста, поэтому в любой непонятной ситуации рекомендую обращаться к источнику или в комментарии к статье.

Главная угроза для программистов — роботы, которые в будущем отнимут их работу.

Решение — постоянно прокачивать навыки. Причём лучше сосредоточиться на «мягких» навыках, чтобы постепенно перейти в управление и менеджмент. (T-shaped и I-shaped люди)

Пост «Программистам: что делать, чтобы вас не заменили роботом» в блоге Фёдора
Пост «Программистам: три варианта развития мидла»

Джуниор экономит тратит время команды. Потому что на его адаптацию и обучение тратят время (и деньги бизнеса) более матёрые сотрудники. Значит, первая задача джуниора — как можно скорее перейти от траты времени команды к его экономии. Вот, что он может для этого сделать:

  1. Писать код понятно: сложный код долго читать и дорого поддерживать.
  2. Гуглить:
    1. как решали подобные проблемы (лучше сразу на английском: <запрос> + best practices);
    2. awesome list — список решений по конкретной проблеме (можно начать с awesome list of awesome lists);
    3. free-for.dev — список продуктов в помощь разработчику.
  3. Делать задачи с первого раза, без возврата на доработку:
    1. писать тесты;
    2. руками проходить по итогу сделанной работы и делать короткие презентации для коллег (например, через Loom);
    3. представлять себя на месте пользователя и пройти его путь по интерфейсу.

Пост «Сдавать с первого раза»

Есть два типа роста: служебный и профессиональный.

Служебный рост:

  • оценивается снаружи, по выслуге лет;
  • ценится только внутри одной компании.

Профессиональный рост:

  • происходит изнутри, но мере роста навыков;
  • ценится везде.

Служебный рост обсуждать нет смысла — на него нельзя влиять и он не ценится на рынке.

А чтобы расти профессионально, надо развиваться самому: брать больше ответственности, предлагать план и решение проблем.

Пост «Приходи с решением, а не с проблемой»
Пост «Пацан сказал — пацан сделал»

image

Управление проектами

Ни один проект ещё не окончился ровно в назначенный срок с запланированным бюджетом и объёмом работ. Соответственно, проектами управлять нельзя. Но можно управлять собой.

«Треугольник ресурсов»: ←→ ВРЕМЯ ←→ РАБОТА ←→ ДЕНЬГИ ←→

из них только время невосполнимо, то есть можно напрямую влиять на два другие «угла»: объём работы и её стоимость.

Полезно отличать процесс и результат (делать ≠ сделать). Два совета:

  • составлять definition of done;
  • не тратить время на ненужное.

Пост «Процесс vs результат у разработчиков»
Пост «Что значит „сделать“» из блога Николая Товеровского

 *

Когда вокруг пожар и всё идёт не так — определить круг забот (что происходит вокруг) и круг влияния (на что можно влиять). Применять усилия ко второму.

Инициировать, а не реагировать. Применять «матрицу Эйзенхауера» для классификации дел: в идеале надо делать дела только из квадранта «важное несрочное».

Не отвлекаться всей команде от запланированных на спринт дел помогает отдел on-call — специальный сотрудник или два, у которых нет задач и которые реагируют только на срочные задачи.

Пост «Без срочных задач»

В вебинаре было много прикладных вопросов «из зала» после каждой темы. Привожу только несколько из них.

Вопрос из зала: «Как мотивировать сотрудников?»
Ответ Фёдора: «Не работать с людьми, которым нужна внешняя мотивация. Гораздо проще и интереснее работать с людьми, у которых есть внутренняя мотивация работать и делать круто.»

Общение с людьми — важный и прокачиваемый навык

Миллиардеры не зря покупают себе персональные джеты — именно, чтобы летать на личные встречи с такими же миллиардерами и решать свои миллиардерные вопросы лицом к лицу.

image
шкала эмпатии

Мир клиента

Если продавец в автосалоне будет начинать с продажу с того сколько он получит бонуса за эту модель, то не продаст ни одной машины. Нужно помнить, что хочет клиент, представить себя в его мире и действовать исходя из этого.

 *

Задавать «открытые» вопросы (это те, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет»).

Примеры:
Назначить срок исполнителю: «Сделаешь к пятнице?» → «Когда будет удобно?»
Исполнитель сам должен подумать, что ему нужно сделать, чтобы выполнить задачу и сам назначает срок и подписывается под ним.

Узнать мнение руководителя о сделанной работе: «Ну что, запускаем?» → «Что тебя смущает?»

Торг

Давление и ультиматумы — это не переговоры. Чтобы достигнуть решения, нужно предложить другой стороне обмен — что ты можешь предложить в обмен на уступки с её стороны.

Не «хочу прибавку к зарплате», а «что я могу сделать, чтобы получать 100К?»

Не «скиньте 5К и я сниму вашу квартиру», а «если съеду раньше, чем через год, залог остаётся у вас».

Рекомендуемые книги по общению и переговорам

  • «Сначала скажите нет», Джим Кэмп
  • «Договорится можно обо всём», Гэвин Кеннеди (пост в блоге)
  • «Теория игр», Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф (пост в блоге)

Следить за своей нуждой — не доводить до последнего момента; так, чтобы было время посмотреть другие варианты.

«Не записано — значит, не было» — принцип письменно фиксировать результаты всех устных договорённостей.

«Минутки»

Вопрос из зала: «Как прокачать общение?»
Ответ Фёдора: «Просто начать больше общаться: участвовать в переговорах, торговаться в магазинах.»

Продукт и бизнес

Бизнес — это машинка по зарабатыванию денег: суёшь туда рубль, достаёшь — два.

Бизнес берёт деньги с рынка и предоставляет взамен ценность. Полученные деньги он распределяет между исполнителями. Если что-то остаётся, то это уходит фаундеру.

Доход исполнителей фиксирован — как снизу, так и сверху —, но они ничем не рискуют.

Фаундер может заработать больше исполнителей, но несёт все риски: то есть в при плохом раскладе может не заработать ничего или вовсе потерять всё.

 *

Продуктовый цикл

  1. Кастдев — найти проблему рынка.
  2. Сформулировать гипотезу как принести ценность рынку.
  3. MVP — минимальный продукт, чтобы проверить, готов ли рынок платить за придуманное решение найденной проблемы.
  4. Вернуться на пункт №1 (в 90% случаях).

Пост «Customer Development и Custdev. Что это такое и в чем разница?» в блоге GoPractice!

Продакт менеджер

  • определяет, что делать;
  • мыслит гипотезами;
  • оперирует рисками.

Продактов сложно найти, поскольку люди с прокачанным набором таких навыков скорее всего уже делают свой бизнес.

Для движения через гипотезы применяется цикл Шухарта:
plan → do → check → act

Личные цели

Самое важное, что можно сделать для достижения личных целей — выбрать правильную работу. Это место, где ты проводишь по 8 часов в день.

Как выбрать работу:

  • подумать, что ты сможешь рассказать о себе через год? Сравните, что сможет рассказать программист какого-нибудь крупного банка и, например, Нетфликса;
  • ищи самого умного в комнате. Спросить «что я буду делать? С кем?»;
  • спросить себя «буду ли я счастлив?».

 *

Личный рост — не линейный; поэтому лучше планировать на большой отрезок времени.

Фёдор использует практики из GTD и Agile: строит личные планы на год в Trello.

 *

Вопрос из зала: «Как мотивировать себя?»
Ответ Фёдора: «Если что-то не сделано, значит, это для тебя не важно. Понять, почему это не важно и найти что действительно важно.»

Внимание — самый важный ресурс

Почитать про мыслетопливо у Максима Дорофеева:

Каждое утро Фёдор составляет план на день. Утро — время, когда внимание и продуктивность на максимуме. Фёдор осознанно тратит самое продуктивное время на планирование (а не на код, например), потому что планы, составляемые в другое время, потом приходится переделывать.

Беречь внимание:

  • отключить все уведомления в телефоне;
  • отключить звонки (Фёдору нельзя просто взять и дозвониться).

Дело дня — бронировать час в день под определённую задачу, помимо других дел.

метод «текущая инициатива» из книги «Сделай завтра» Марка Форстера
метод Daily Highlight из книги «Make Time» Jake Knapp, John Zeratsky (конспект Кирилла Губанова)

Время — тоже важный ресурс, почти как внимание

Хронофаги — пожиратели времени:

  • совещания. Для каждого требовать предварительную повестку. На самой встрече полезно спрашивать «зачем я здесь?».
  • чатики. Это как круглосуточные совещания без повестки с неопределённым количеством участников.
  • соцсети. Зашёл в Инстаграм — хоп! — прошло два часа.

Приёмы:

  • день тишины (у Фёдора — это среда): не отвечать ни на какие сообщения.
  • Screen Time на iOS и MacOS. Rescue Time — везде.
  • техника Помодоро — работать промежутками. Хоть это и выбивает из состояния потока, но долгосрочно получается более продуктивно. Пост про Помодоро.

 *

Вопрос из зала: «Так как стать СТО? Здесь только про личный рост»
Ответ Фёдора: «А почему вы разделяете личный и профессиональный рост? Второй обычно следует за первым, а не наоборот: сначала человек учится нормально делать дела, а потом его повышают на следующий уровень»

 *

Короткие советы:

  1. После косяков и провалов писать post-mortem.
  2. Учиться представлять свои идеи. Поможет книга «Мастерство презентации» Алекся Каптерева.

Автор: Саша Михайлов

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js