Прекрасное знание школьной программы как показатель не самого высокого интеллекта

в 5:53, , рубрики: карьера, Карьера в IT-индустрии, Профессиональная литература

Добрый день! Сегодня достаточно часто по TV и каналам на youtube можно увидеть эксперименты по “определению уровня интеллекта” у населения. Суть их заключается в том, что взрослым людям задают вопрос из школьной программы. Обычно такие “эксперименты” набирают множество просмотров и большое количество лайков. Можно видеть большое количество комментариев под ними с обсуждениями деградации населения. На мой взгляд, в таком подходе спрятана одна серьезная психологическая ловушка. Давайте попробуем разложить все по полочкам, провести расследование и выяснить так ли это.

Прекрасное знание школьной программы как показатель не самого высокого интеллекта - 1

Сразу хочу отметить, что я не психолог и вообще не связан с медицинскими науками. Если вы занимаетесь психологией профессионально, то, пожалуйста, оставьте комментарий и напишите, что думаете по данному вопросу.

Что такое интеллект и как им пользоваться?

Если верить википедии, то интеллект — это качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Я понимаю, что многие будут не согласны с этим определением. Предлагаю упростить его и сойтись на том, что определяющей чертой интеллекта является способность приспосабливаться к новым условиям и ситуациям с максимальной выгодой для себя. Именно это я и буду понимать в дальнейшем под словом “интеллект”.

Давайте просто подумает, что необходимо для приспособления человека к новым условиям. Большинство читающих — это программисты, поэтому давайте выдумаем соответствующую ситуацию.

Петя несколько лет работает программистом. По некоторым причинам текущая ситуация на работе перестала его устраивать и он уволился. После этого он принял очень хорошее предложение от сторонней компании и вышел на работу. Но вот беда. Данная компания работает с другим стеком технологий, процесс разработки (как работы в целом) сильно отличается. Что делать в такой ситуации?

Для начала стоит задуматься, насколько перспективен новый технологический стек и стоит ли оставаться. Допустим, с этим все ок. Петя решает, что, освоив новые технологии, он с легкостью сможет найти новую работу с хорошей зарплатой.
Что понадобится Пете в дальнейшем?

  • Хорошая память. В кратчайшие сроки необходимо будет запомнить большой объем информации.
  • Много практики. После запоминания основных принципов и концепций необходимо связать их воедино и научиться применять.
  • Хорошая коммуникация. Петя — это новый человек в коллективе без опыта работы над проектом. Для максимально быстрого погружения было бы неплохо максимально быстро научиться получать информацию не только из статей, книг и видео, но и от людей.

Интеллект на физическом уровне

Пока Петя адаптируется к новым условиям, давайте представим, что происходит у него в голове. Дело в том, что наш мозг можно сравнить с компьютером. Например:

  • Наша память — это не что-то метафизическое. Наша память — это не что иное. как структура некоторых участков мозга. Другими словами, как и в случае с жестким диском, структура мозга определяет, что мы помним и как много мы можем помнить.
  • Памятью необходимо уметь эффективно пользоваться. За это отвечают нейронные связи. Здесь уже сложнее привести аналогию с компьютером. Но в очень грубом приближении можно представить данный процесс как загрузку необходимо с диска в ОЗУ.

Что происходит с мозгом у Пети? Он меняется. Меняется его структура и связи. Вообще, изменения в мозге происходят постоянно. Но именно во время интенсивного обучения данный процесс наиболее активный. Другими словами, в ближайшие месяцы структура памяти Пети сильно изменится. Более того, незаметно для него часть ненужной (по мнению мозга) информации будет удалена. Теперь представьте, что Петя не любит сидеть на месте и меняет работу каждый 1,5 — 2 года. Что будет с ним через 10 лет?

Я помню в университете, где я учился, преподаватели сильно боролись за места чтения общей программы по физике или математике (вместо узкоспециальных). Иначе они жаловались, что начинают забывать общий курс и приходится регулярно повторять его. Теперь понятно почему.

Прекрасное знание школьной программы как показатель не самого высокого интеллекта

Представьте, что вы купили новый телефон. В первые недели вы активно им пользуетесь. Качаете фильмы, музыку, делаете фотографии. Если через месяц после покупки вы дадите мне посмотреть содержимое, то, вероятно, меня ждет удивление. Как много информации вы в него вложили всего за месяц.

Представим, что вы показали мне его снова, но уже через год. Я смотрю и не вижу особых отличий. Новых фотографий почти нет, музыка старая и даже игры не обновились. Что я подумаю о частоте использования вами вашего телефона? Конечно, мне покажется, что вы им почти не пользовались.

Память в голове человека работает похожим образом! Однако социальная реакция совершенно другая. Если вы подойдете к человеку 30 лет с хвостиком и начнете спрашивать школьную программу по географии, истории и математике, то наш Петя вряд ли ответит. За 10 лет он поменял множество мест работы и условий. Он познакомился со множеством людей. Он поучаствовал в построении множества сложных систем. Еще он увлекается музыкой и шахматами. Его мозг уже сильно отличается от того, каким был в 17 лет. Его структура другая.

Таким образом, если вы очень хорошо сохранили структуру мозга (память) со времен школы, то весьма вероятно, что вы им и не пользовались весьма активно. Это означает, что вы неважно приспосабливались к новым ситуацием. Что свидетельствует о низком интеллекте по определению. И это данные, которые подтверждаются исследованиями.

Заключение

К чему я это все. В интернете множество похожих видео и куча комментариев в стиле “в школе особо не учился, но, несмотря на это, смог бы ответить на все эти вопросы”. Теперь совершенно ясно почему.

Понятно, что не все, кто не отвечает на вопросы, были “Петями”. Некоторые и в школе не учились и далее ничем интеллектуальным не увлекались. А еще есть индивидуальные особенности людей. Но тем не менее, мне кажется важным помнить, что мир не так прост и не стоит сразу же вешать ярлыки на людей.

Интересные научно-популярные книги об устройстве мозга

Автор: lyrix

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js