Говорить о том, как не надо заказывать сайты, у разработчиков уже язык устал. Но совершенно справедливо подмечено, что свой опыт крайне трудно вложить в чужую голову, а посему неопытные заказчики продолжают наступать на одни и те же грабли. Возможно, одна из причин в том, что подходят к роковому предмету садового инвентаря все с разных сторон и каждый собственным путем. Поделюсь своим.
Прежде всего признаюсь, в какой степени я чайник. В средней школе на уроках информатики якобы освоила (в пределах школьной программы) элементарные основы языка html, в начале XXI века с помощью хтмлеглюкатора (термин Максима Мошкова) MS Front Page открыла и вела на бесплатном
В 2014 году в одном из технических университетов создали научный журнал гуманитарной направленности и я пришла работать в его редакцию. В университете уже выходил (и теперь продолжает издаваться) научно-технический журнал. Его сайт представлял собой один из разделов общего сайта вуза. Администратор университетского сайта напрямую подчинялся начальнику информационно-вычислительного центра (ИВЦ), а тот установил строгую очередность выкладывания материалов на сайт. Даже профильный журнал не был в этой очереди первым, и некоторые его новости ко времени, когда до них доходили руки у администратора сайта, уже успевали потерять актуальность. Само собой, редакция нового журнала, да к тому же гуманитарного, оказалась бы в самом дальнем конце очереди и не могла мечтать об оперативном размещении своих материалов на сайте.
Заведующая редакцией решила, что нас это не устраивает, тем более что ей чисто внешне был несимпатичен минималистский дизайн университетского сайта, работающего под управлением 1С-Битрикс. Она добилась от начальника ИВЦ разрешения, а от проректора по научной работе — энной суммы денег на создание самостоятельного сайта нового журнала с размещением на стороннем
У заведующей редакцией накопился большой опыт административной работы, но в сайтах она разбиралась еще меньше, чем я. Используя административный ресурс, она привлекла к созданию сайта нового журнала двух аспирантов с кафедры, готовившей специалистов по информационным технологиям. Оба разработчика поневоле, разумеется, не пылали энтузиазмом что-либо создавать за те деньги, что выделил проректор, но у них не было выбора. Выбор они предложили нам: скомпоновать сайт из готовых модулей («из детских кубиков», как они нам на пальцах объясняли) или написать его, как полагается по-хорошему и как делают взрослые серьезные люди.
И вот здесь мы совершили первую ошибку. Настолько неопытным пользователям, какими были и остаемся мы, сайта «из кубиков» хватило бы за глаза и за уши. Такие сайты просты не только в создании, но и в управлении, поскольку рассчитаны на людей, понимающих в администрировании веб-ресурсов чуть больше, чем ничего.
Но нет же, нам нужно было всё всерьез и по-взрослому. При этом никаких конструктивных предложений по функционалу сайта у нас не было. Из-за этого мы совершили вторую ошибку — не задали правильных вопросов разработчикам. В свое оправдание могу сказать только одно: если какое-то дело для тебя совершенно новое, ты не можешь догадаться, какие вопросы правильные. Завредакцией указала в качестве примерного образца сайт журнала другого вуза, а в остальном, по ее собственным словам, сформулировала требования в духе «вот с такими перламутровыми пуговицами». У меня же требований к внешнему виду сайта не было никаких, и я сказала: «Как сделаете, так и будет хорошо».
Через некоторое время разработчики принесли нам ноутбук, на котором продемонстрировали, как сайт выглядит и работает, и по нашей просьбе порекомендовали
И это было еще полбеды. Настоящая беда пришла, когда закончился календарный год. С ним закончились все шаблоны, созданные разработчиками для примера. Для новых выпусков журнала в следующем календарном году нужно было всё создавать самой. Инструкции для нашего конкретного сайта у меня не было. Я почитала общие инструкции по Джумле и с грехом пополам создала набор категорий для нового года. Даже обрадовалась, что вроде бы всё получилось. Но, как оказалось впоследствии, греха было намного больше половины. Я заметила, что содержание номеров журнала, расписанное по статьям с помощью моих новых категорий, выглядит не так, как раньше. Откуда-то появились поля, которых прежде не было. Я поудивлялась, но решила, что это не страшно. Подумаешь, непривычно выглядит! Лишь бы работало.
В этом состояла третья ошибка. Внезапно мы начали получать сообщения от
Разумеется, я была не в курсе. Научные статьи — не сообщения в соцсетях, комментарии им не нужны. Модерировать комментарии и ставить защиту от злоумышленников было некому и некогда. В шаблонах, созданных разработчиками, ненужные функции были отключены. Но я-то не подозревала ни об их существовании, ни о том, что при создании категорий всё, что не требуется, надо самостоятельно отключать. Через бесхозные комментарии полезла мощная армия спам-ботов, именно это и стало причиной превышения объема трафика. Бороться с проблемой я пыталась примерно так, как звучит издевательский совет по борьбе с тараканами: «Загоните всех тараканов под шкаф и отпилите у него ножки». Я удаляла комментарии и отключала возможность комментирования постатейно. Управляющего элемента более высокого уровня, который устранил бы функцию комментирования сразу по всему сайту, я не нашла. И конечно же, пока я ковырялась,
Здесь сбылось пророчество начальника ИВЦ. Мы приползли падать к нему в ножки и Христа ради просить пустить наш журнал на
Исчерпав запас созданных студентом шаблонов, в начале очередного календарного года я совершила очередную ошибку. Статичная html-страница, содержавшая перечень всех выпусков журнала за все года, позволила мне увидеть, что год является категорией. Но ведь журнал ежеквартальный, следовательно, в году четыре номера и нет такого выпуска, который содержал бы материалы за весь год. На этом основании я решила, будто бы можно сделать еще одно упрощение: для следующего года категорию не создавать. Тем более что в англоязычной версии сайта годы выпуска перестали быть категориями после 2015 года. Ничтоже сумняшеся я привела русскую версию к упрощенному стандарту английской и… инструкция перестала работать. Это теперь я понимаю, что иначе и быть не могло. Студент писал инструкцию без учета столь существенного упрощения. Но тогда я впала в панику: как же так, всё делаю как написано, а результата нужного не получаю?! Содержание выпусков журнала на русском языке перестало отображаться на сайте. Я засыпала выпускника, бывшего администратора, письмами, но получила от него суровую отповедь: он больше не учится в этом вузе, договор с ним никто не продлил, оплату до сих пор произвели не полностью, так что не о чем нам разговаривать. Напоследок он посоветовал проверить ссылки. Методом мучительного перебора вариантов весьма нескоро я нашла такой вариант русских ссылок, который был очень похож на английские, и это сработало. Пропавшие русские статьи появились каждая под своим номером и под нужным годом. Сказать не могу, какое облегчение я испытала! Будто гора упала с плеч.
Но тут выяснилось, что борьба с сайтом забирает слишком много рабочего времени. Журнал входит в Перечень ВАК, распространяется по подписке, а потому должен выходить вовремя. Это — первоочередная задача, а всё остальное потом, если и когда останется время. И я была вынуждена свести наполнение сайта к минимуму. Загружала только номера полностью и файлы отдельных статей, аналитическую роспись номеров вести перестала, как и пополнять базу данных об авторах. Сайт на три четверти зачах. Печальная история.
Но у нее всё-таки может быть хороший конец. Основному научно-техническому журналу университета была поставлена задача войти в международные базы данных. Одно из условий вхождения в них — развитый двуязычный сайт, самостоятельный по отношению к сайту издающей организации. Руководство вуза закупило у 1С-Битрикс соответствующую лицензию. И я прочитала в рекламном проспекте к ней, что минимальное количество сайтов, на которое эта лицензия распространяется, — не один, а два. Теоретически есть возможность перевести оба журнала на единую техническую платформу с удобным быстрым администрированием. Но это уже другая история, и рассказывать ее не мне. С октября 2019 года я больше не работаю в университете.
Автор: Юлия Лункина