Грамотно управлять проектом – значит сочетать науку и искусство! Успешно управлять проектом – значит создать команду, которая произведет нужный коммерческий или общественно важный продукт, и тем самым, исполнит свою миссию. Эффективный менеджер руководит командой, демонстрируя симбиоз технических решений и управленческих методов в своей работе.
У многих специалистов в области веб-программирования уже давно сложилось собственное мнение о том, какими преимуществами и недостатками обладает та, или иная система управления проектами.
Лидерами гонки технологий коллективного веб-программирования, несомненно, станут новые системные подходы к процессу создания интеллектуального продукта.
Большинство из опрашиваемых экспертов утверждают, что выбор идеальной системы управления проектами всецело зависит от миссии, которую группе программистов предстоит выполнять.
Специалисты уже давно обсуждают пути эволюции новой культуры автоматизации совместного веб-программирования. Среди интересных сегодня программных продуктов оказались следующие:
Redmine – открытое серверное веб-приложение для управления проектами и отслеживания ошибок. Redmine написан на Ruby и представляет собой приложение на основе широко известного веб-фреймворка Ruby on Rails.
Некоторые возможности Redmine:
- Гибкая система доступа, основанная на ролях;
- Система отслеживания ошибок и создания записей об ошибках на основе полученных писем;
- Ведение новостей проекта, документов и управление файлами, а также создание форумов и вики-страниц проектов;
- Оповещение об изменениях с помощью RSS-потоков и электронной почты;
- Настраиваемые произвольные поля для инцидентов, временных затрат, проектов и пользователей;
- Лёгкая интеграция с системами управления версиями (SVN, CVS, Git, Mercurial, Bazaar и Darcs);
- Поддержка СУБД MySQL, PostgreSQL, SQLite, Oracle.
Недостатки Redmine:
- В Redmine нельзя управлять правами доступа на уровне отдельных полей задачи. Например, на данный момент от клиентов нельзя скрыть оценки времени работы над проектом или информацию о потраченном времени.
- Можно управлять правами доступа на уровне проектов, но нельзя назначить права на какую-то версию проекта или отдельную задачу. Это значит, что если пользователю нужен доступ всего к одной задаче, то придется давать доступ ко всему проекту.
- Если пользователь Redmine получил доступ к проекту, то сейчас нельзя ограничить его активность какими-то отдельными типами задач (трекерами). Например, нельзя разрешить просматривать или создавать задачи только какого-то определенного типа.
- В Redmine не реализовано делегирование задач — нельзя передать задачу другому исполнителю, отметив, что задача должен исполнять он, но оставив себе наблюдение за задачей.
Easy Projects .NET – это веб-приложение для управления проектами по разработке программного обеспечения, написанное на .NET компанией Logic Software.
Возможности системы:
- Easy Projects .NET позволяет создавать неограниченное количество проектов, содержащих различные настраиваемые поля. Пакетная обработка данных позволяет выполнять типичные операции для нескольких проектов одновременно. Пользователям доступны интерактивная диаграмма Гантта, графики и отчёты. Отдельные проекты могут группироваться в портфели проектов.
- Поддерживает неограниченное количество задач и подзадач, а также настройку статусов, категорий и приоритетов задач. Возможно создание задач по электронной почте. Не только разработчики, но и клиенты имеют возможность добавлять запросы и требования.
- Программа позволяет вносить и отслеживать оплачиваемое и неоплачиваемое время, потраченное на проект. Поддерживаются личные и корпоративные расписания, а также существует возможность просмотра графика загруженности ресурсов. Возможна гибкая настройка прав доступа пользователей.
- Easy Projects .NET позволяет создавать инвойсы, следить за бюджетом проекта и создавать необходимые отчёты.
- Программа поддерживает экспорт данных в MS Project, Excel, PDF и iCal, интеграцию с Vyew, QuickBooks, SmarterTrack, Dbxtra, а также синхронизацию с Easy Time Tracking. Разработчики имеют доступ к API и SDK программы.
- Внешний вид системы может быть настроен путём добавления или удаления виджетов с информацией о проектах. Пользователи могут использовать веб-конференции для совместной работы. Поддерживаются английский, немецкий, французский и русский языки интерфейса.
Devprom – система управления жизненным циклом программного обеспечения, нацеленная на построение и поддержку эффективных процессов гибкой разработки.
Возможности:
- Стандартизация процессов разработки в компании – формирование и управление пожеланиями (историями пользователей, прецедентами), управление версиями, релизами, итерациями и сборками, управление требованиями, технической и тестировочной документацией, формирование плана работ, учет используемых ресурсов и всей необходимой отчетности;
- Предоставление доступов менеджерам к реальному состоянию проектов – доступ к Web-приложению возможен из любой точки мира, где бы не находились участники проекта;
- Объединение участников команд для более тесного взаимодействия;
- Обеспечение прозрачности процессов и обмена знаниями внутри компании – Wiki-инструментарий позволяет сосредоточить всю информацию о проекте в одном месте, например, базу знаний проекта, требования и технические задания, техническую и справочную документацию, тестовые планы и сценарии. Вам доступна вся отчетность по проекту: план работ и отчеты по выполненным задачам, результаты тестирования и изменения в исходном коде, а также многое другое;
- Управление разработкой Agile проектов (Scrum, XP). Для работы вам доступны основные практики Agile: журналы пожеланий (issue backlogs), burndown-диаграмма, итерации одинаковой продолжительности (time boxing), расчет скорости команды (velocity);
- Управление «классическими» проектами по разработке или внедрению готовых систем (MSF, RUP);
- Построение ALM/SDLC решения на уровне компании.
Atlassian JIRA – программный продукт австралийской компании Atlassian для управления жизненным циклом любого проекта или рабочего процесса. Это система для коллективной работы с задачами в рамках бизнес-процесса или проекта. Система позволяет работать с несколькими проектами, разбивать их на этапы, настраивать любые типы задач, связывать задачи между собой, назначать ответственных по различным направлениям, настраивать роли участников проектов, легко формировать отчеты, и многое другое.
Работа в JIRA происходит через web-браузер, к тому же установка JIRA на рабочих местах не требуется.
Возможности JIRA:
- Система масштабируема и подходит как для организаций с небольшим количеством сотрудников (менее 10 человек), так и для более крупных предприятий (до 200 человек).
- Возможность отслеживания проблем проекта и хода исполнения;
- Поддержка и сервисное обслуживание проекта;
- Управление ходом исполнения каждой задачи;
- Управление требованиями к проектам и задачам;
- Рабочие процессы / Управление процессами.
Мы спросили экспертов из различных компаний о том, с какими системами управления проектов они работают, каике плюсы и минусы у этих систем, а также то, с какими системами им доводилось работать раньше.
Игорь Сычев, разработчик Сравни.Ру, Microsoft Student Partner:
Проект у нас один в широком смысле слова. Это сам сайт http://sravni.ru у него есть его части: страховки, деньги, а также внутренние разработки.
Я не знаю, есть ли глобальный план изменений на ближайшие 100 лет где-то в экселе или чем-то дорогом, но на ближайшие пол года-год план в головах руководителей и развития.
На ближайшие 2 месяца все в Team Foundation Server.
По сути, наша СУП – это TFS. Программисты видят все задачи в TFS. Каждая задача добавляется туда в качестве бэклога сначала. Потом разбивается на подзадачи и добавляется в список на исполнение программистам. Все баги попадают туда же и опять же разбираются программистами.
Есть задачи, которые туда не попадают, когда срочно люди, которые являются заказчиками разработки (отдел контента, страховок и так далее) просят сделать быстро и работы там на 5 минут.
В плане процесса разработки говорят что у нас Канбан, с нашими внутренними особенностями, из-за того что мы делаем сервис и практически ежедневно деплоимся чтобы исправлять маленькие ошибки, но которые оттестировать нельзя без публикации на живой сайт.
Плюсы:
- только для программистов. Остальные туда только баги могут добавлять;
- просто;
- понятно;
- функционала хватает для работы программистов.
Минусы:
- не хватает наглядности, по этому используем дополнение — telerik tfs work item manager. В нем нам удобнее.
Раньше, я работал над другими проектами в 2 разных компаниях и немного фрилансил. Везде это было Руководитель driven development. По принципу – тебе сказали, ты делаешь. Иногда были крайние сроки каких-то частей. TFS тоже пользовались, но только как систему контроля версий кода.
В этом плане в Сравни.Ру у нас просто отличная система управления проектами.
Илья Космодемьянский, консультант компании Интелотек Груп, специалист по базам данных Oracle, DB2, PostgreSQL:
Я не работаю в одной компании, у меня много клиентов, все используют разные системы — от «джиры» до самописных. По моему опыту совершенно все равно, какую систему использовать — любая работает только при наличии хорошего проджект-мэнеджера. Ну и наоборот — при отсутствие хорошего ПМ'а никакая не помогает.
Александр Бацуев, Lead Developer at AnyChart.Com:
В проектах используем Atlassian JIRA (а также confluence и bamboo)
Плюсы системы: интеграция с другими их продуктами, гибкость
Минусы системы: цена, требовательность к серверам
Используется почти для всех проектов
JIRA используем уже порядка 5 лет
Нарек Мкртчян, руководитель дизайн-бюро Indentium:
Сейчас мы используем систему Asana. Среди плюсов системы поддержка iOS-устройствами, приятный и «юзабельный» интерфейс, множество функций, бесплатное пользование. СУП используется для различных задач, независимо от количества участников и итераций.
Главное преимущество любой системы управления проектами — грамотное планирование времени.
Раньше мы использовали «Мегаплан». Перестали потому, что система перегружена ненужным функционалом, а интерфейс далек от совершенства.
Михаил Вавилов, директор по управлению проектами LiveJournal:
Все проекты компании SUP Media используют такие продукты Atlassian, как JIRA и Confluence, а также Basecamp. Эти инструменты для управления проектами незаменимы при работе распределённых команд и позволяют контролировать ход исполнения задач любым исполнителем в любой промежуток времени, а также сравнивать выполненные задачи с поставленными ранее руководителем.
Ольга Гриневская, ГЛАВСТАРТ:
На самом деле, когда проект небольшой и в команде не очень много людей, система управления не принципиальна.
Раньше мы использовали MS Project, но поняли, что приучивать к ней новые проекты занимает гораздо больше сил и времени, чем она потом могла бы сэкономить.
Так что с каждой командой мы работаем индивидуально, как им и нам будет удобнее.
Аскар Рахимбердиев, руководитель российского SaaS-сервиса «МойСклад»:
Мы используем JIRA и Zendesk (оба в варианте on demand), поскольку они лучше всего решают задачи отделов разработки и поддержки соответственно.
P.S. Было бы интересно узнать, каким системами управления проектом пользуются читатели.
Автор: