Пару недель назад я начал цикл о том, как делал некоммерческий музыкальный проект (первый пост есть в «я пиарюсь», не буду ставить ссылок), но, к сожалению, в первой же статье увлекся, и вместо того, чтобы рассказывать о том, как делал конкретно его, начал вспоминать эффективные трюки из других проектов. Видимо, именно это вкупе с прописанным акцентом на сам проект привело к тому, что за мной и постом прилетело НЛО.
Однако все то, что было в статье, было по крайней мере малоизвестно, а половина ее была вообще уникальна, как я уверен, и каждый из этих советов может ощутимо облегчить работу с gulp, поэтому мне действительно было бы жаль, если этот материал безвозвратно пропал бы.
Поэтому я постарался убрать все упоминания проекта и повторно публикую (с доработками и правками) статью, которую по сути никто еще не видел. Если вы фанат grunt — почитайте хотя бы вторую часть: то, что вы не любите gulp, не значит, что вы не любите browserify.
Краткое содержание:
- Простой способ обработки ошибок
- Универсальная структура для хранения исходных файлов
- Объединение нескольких потоков (например, скомпилированный coffee и js) в один
- Создание потока из текста
- создание собственных плагинов для Browserify
- создание плагинов из плагинов Gulp для Browserify
Я перешел на gulp во время работы над одним видеопорталом. Сейчас у них все хорошо, они развиваются, и, кажется, моя система сборки стоит у них до сих пор.
Тогда же я перешел на stylus.
Почему? Исключительно быстродействие.
Многие цифры я привожу по памяти, так что могу немного врать, но пропорции — одинаковые, их я точно помню.
Вводные:
- grunt
- есть большое количество (73, если не путаю) файлов стилей, которые почти не связаны друг с другом, сборка — склейкой. В основном стили — это компоненты и постраничные хуки и лэйауты, так что они независимы друг от друга, в почти каждом подключается только набор переменных.
- есть большое количество скриптов, которые склеиваются в один. CoffeeScript компилируется, обычный js не изменяется. Каждый файл оборачивается в замыкание.
- есть файл приложения, который собирается из большого количества прекомпилированных шаблонов jade через какой-то специализированный плагин, который делал в глобальном пространстве объект со всеми шаблонами из папки, плюс склеивалось с основным движком приложения. По сути на выходе тоже js-файл.
- время сборки каждого из пунктов — около 10 секунд на Macbook Air 2013, i5, суммарно — около 30-40 секунд. Напоминаю, что в MBA стоит SSD, котроый подключен через PCIe и выдает скорость работы с жестким диском, которая вроде как в принципе недостижима на обычном sata-подключении. На компьютерах с HDD время сборки может занимать больше минуты.
Все указывает на то, что идет затык в работе с жестким диском, причем в только одной задаче из трех все можно решить каким-то кэшем.
Изучение проблемы так же указывало на то, что стили компилируются дольше всех.
Решение проблемы было следующим:
- заменить grunt на gulp. Решается проблема с компиляцией, а потом склейкой стилей и скриптов — убирается шаг записи на диск каждого отдельного файла.
- заменить sass на stylus, перевести все на инклуды в глобальный файл. Компиляция стилей ускоряется до менее чем секунды. Видимо, передача каждого файла из ноды в руби съедала очень много ресурсов. Да и ruby-sass не очень быстрая все же штука. Перенос, кстати, произошел вообще без проблем — sass использовался базовый, без миксинов и функций, а с определенной точки зрения формат sass можно назвать подмножеством формата stylus.
- Перевести весь coffeescript на JS для ускорения компиляции — благо, это были в основном старые виджеты.
- Перевести сборку js для приложения на browserify для кэширования.
В итоге сборка всего проекта начала занимать 3-4 секунды, отдельных типов файлов — около секунды.
watchdog отрабатывал вообще моментально, понятное дело.
С тех пор я и пользую стек gulp+browserify.
Из плюсов браузерифая — оборачивание виджетов в замыкание, плюс по сути простейшая валидация кода — он не пропустит код, который не сможет распарсить.
Однако мешало то, что провальный код заставлял сборщик вылетать. Это не дело было, конечно.
Обработка ошибок
Сначала решением было что-то вроде:
gulp.task('build-html', function () {
...
.pipe(plugins.jade()).on('error', console.log.bind(console))
...
Но, как оказалось, это не очень хорошо: стрим «подвисает» и повторно не запускается по обновлению.
Почему это происходит? Дело в том, что таск не завершается, а остается висеть в таком состоянии, а в gulp, похоже, повторный запуск невозможен без окончания предыдущего выполнения.
Я долго искал хорошее решение для этого вопроса, но со временем написал свою функцию для решения этой задачи:
function log(error) {
console.log([
'',
"----------ERROR MESSAGE START----------".bold.red.underline,
("[" + error.name + " in " + error.plugin + "]").red.bold.inverse,
error.message,
"----------ERROR MESSAGE END----------".bold.red.underline,
''
].join('n'));
this.end();
}
gulp.task('build-html', function () {
...
.pipe(plugins.jade()).on('error', log)
...
Она еще и закрывает стрим (this.end()), вызывая завершение таска.
По желанию сюда можно добавить, например, оповещения growl, но мне лично и так хватает.
Функция требует предустановленного npm-пакета color и дает весьма красивый вывод. Если не хочется ставить лишние пакеты — можно убрать методы у цветов.
Самое главное тут — в последней строке.
Когда мы выполняем this.end(), конкретный таск gulp завершает свою работу. Да, это немножко гадит в память, но зато watchdog-таск сможет повторно запустить вашу сборку стилей, когда вы их обновите.
Выглядит это так:
Папки и файлы
Если у вас все аккуратно разложено по папочкам типа:
- assets
- styles
- scripts
- templates
То я вас поздравляю.
Но у меня лично все валяется примерно так:
И это удобно, куда удобнее чем было раньше. Почему? Да потому что у меня появилась возможность как угодно логически структурировать инклудящиеся друг в друга файлы, не изменяя ничего в сборщике.
Пишешь @require в стилях, лэйауты и инклуды в шаблонах, и browserify для скриптов, и все просто работает.
В итоге собирается это все в index.html, app.js и style.css — та самая база для любого проекта.
Как я это получил?
Во всех проектах я стараюсь держаться подобной схемы:
gulp.task('build-js', function () {
return gulp.src('src/**/[^_]*.js')
...
gulp.task('build-html', function () {
return gulp.src('src/**/[^_]*.jade')
...
gulp.task('build-css', function () {
return gulp.src('src/**/[^_]*.styl')
...
Что это за glob-путь такой?
Это выборка всех файлов, которые не начинаются с подчеркивания. На любой глубине. Соответственно, если вы называете файл src/lib/_some_lib.js, он не будет скомпилирован самостоятельно. А вот require его с удовольствием подцепит.
Склеивание результатов разных тасков
Сейчас я не пользуюсь этим приемом, потому что перешел на схему с инклудами всего и вся в коде, пишу по большей части по памяти, поэтому могу немного наврать.
Но это очень интересно, и в свое время я не нашел этого нигде.
Когда мне потребовалось решить задачу типа «склеить все CoffeeScript файлы и js-файлы из папки vendor, а потом из основной», сначала я огорчился, потому что не знал что делать. Почему такая последовательность — думаю, понятно — вендорные скрипты надо загружать первыми, а если это сделать как-то еще, все перемешается.
Но я знал, что если что-то есть в памяти, то это можно использовать, и начал копать. Все же в gulp используются родные стримы nodejs, а значит, с этим можно что-то сделать.
Пришел к самодельному решению:
var es = require('event-stream');
gulp.task('build', function(){
return es.concat(
gulp.src('scripts/vendor/*.coffee').pipe(coffee()),
gulp.src('scripts/vendor/*.js'),
gulp.src('scripts/*.coffee').pipe(coffee()),
gulp.src('scripts/*.js')
)
.pipe(concat())
.pipe(dest(...));
})
Обратите внимание: судя по новой документации event-stream, метод concat переименовали в merge. Я делал это последний раз полгода назад, поэтому сейчас у метода могут быть новые тонкости использования — код взят из реального относительно старого проекта, работающего со уже старой версией EventStream.
Подключение плагинов
Когда у вас 10-20 плагинов, становится несколько утомительно прописывать их вручную.
Для этого есть еще один плагин, который создает объект plugins с методами-плагинами, но все то же самое можно сделать куда очевиднее и проще:
var gulp = require('gulp'),
plugins = {};
Object.keys(require('./package.json')['devDependencies'])
.filter(function (pkg) { return pkg.indexOf('gulp-') === 0; })
.forEach(function (pkg) {
plugins[pkg.replace('gulp-', '').replace(/-/g, '_')] = require(pkg);
});
Если кто-то не понял, что именно делает этот код — он открывает содержимое devDependencies в package.json и все элементы, которые начинаются в нем с gulp- — подключает как plugins[pluginName]. Если плагин называется как-то типа gulp-css-base64, он будет доступен по plugins.css_base64.
Как создать поток из текста
Иногда бывает нужно создать что-то в памяти и отправить в поток (да хоть той же склейкой). Опять же, для этого есть плагин, но зачем? Если можно все написать самому в три строки.
var gutil = require('gulp-util');
function string_from_src(filename, string) {
var src = require('stream').Readable({objectMode: true});
src._read = function () {
this.push(new gutil.File({cwd: "", base: "", path: filename, contents: new Buffer(string)}));
this.push(null);
};
return src;
}
Работает это все поверх Vynil FS из gulp-util, но какая нам разница?
Плагины для browserify
Почему browserify в посте про gulp? Да потому что его можно назвать мета-системой сборки, которая используется в других системах. Его возможности уже давным-давно вышли за пределы простой склейки js-модулей, а в следующей части поста все вообще сойдется воедино.
Если вы пользуетесь browserify и commonJS модулями — скажите честно, вам хотелось когда-нибудь писать вот так?
var vm = new Vue({
template: require('./templates/_app.html.jade'),
...
Это реальный код из того самого проекта, за пост о котором за мной прилетело НЛО, кстати.
Как оказалось, клепать свои плагины для browserify — элементарно.
Реальный таск для сборки JS в итоге выглядит так:
gulp.task('build-js', function () {
return gulp.src('src/**/[^_]*.js')
.pipe(plugins.browserify(
{
transform: [require('./lib/html-jadeify'), 'es6ify'],
debug : true
}
)).on("error", log)
.pipe(gulp.dest("build"));
});
Что это за… и как он работает? Да очень просто.
Простейшая обертка выглядит как-то так:
var through = require('through'),
jade = require('jade');
function Jadify(file) {
var data = '';
if (/.html.jade$/.test(file) === false)
return through();
else
return through(write, end);
function write(buf) { data += buf; }
function end() {
compile(file, data, function (error, result) {
if (error) stream.emit('error', error);
else stream.queue(result);
stream.queue(null);
});
}
}
function compile(file, data, callback) {
callback(null,
'module.exports = "' + jade.render(data, {filename: file})+ '"n';
);
}
Jadify.compile = compile;
Jadify.sourceMap = true; // use source maps by default
module.exports = Jadify;
В дальнейшем я буду цитировать только функцию compile — для экономии места.
Если тут есть browserify-ниндзя, которые уже знают все плагины наязусть, они спросят «ну и чо?».
Да ничо.
В таком виде плагины уже существуют.
Но фишка в том, что мы можем изменять синтаксис.
Например:
callback(null,
'module.exports = "' + jade.render(data, {filename: file})
.replace(/"/mg, '\"')
.replace(/n/mg, '\n')
.replace(/@inject '([^']*)'/mg, '"+require("$1")+"')
+ '"n'
);
И теперь в jade-шаблоне мы можем написать
style @inject './_font_styles.styl'
В итоге мы можем инклудить шаблоны на jade в js, а стили в шаблоны на jade.
Мы можем подключать несколько сборщиков разом, например:
callback(null, 'module.exports = ' + dot.template(jade.render(data, {
filename: file
})) + 'n');
Это мы делаем JS-функцию шаблона на DoT (handlebars-подобный шаблонизатор поверх HTML), обернутый в Jade.
А можем даже…
… барабанная дробь…
… использовать плагины gulp для создания плагинов browserify, которые мы сможем подключить в качестве таска gulp
и, наконец, развязка всего поста. Мы можем превращать эту строку data в поток (о чем я как раз рассказывал в середине поста), который можно использовать с gulp. Мы берем функцию, которую я показывал выше, и получаем…
function string_src(filename, string) {
var src = require('stream').Readable({ objectMode: true });
src._read = function () {
this.push(new gutil.File({ cwd: "", base: "", path: filename, contents: new Buffer(string) }));
this.push(null)
};
return src;
}
function compile(path, data, cb) {
string_src(path, data)
.pipe(gulp_stylus())
.pipe(gulp_css_base64({maxWeightResource: 32 * 1024}))
.pipe(gulp_autoprefixer())
.pipe(gulp_cssmin())
.on('data', function(file){
cb(null, "module.exports = ""+
file.contents.toString()
.replace(/"/mg, '\"')
.replace(/n/mg, '\n')
+ '"');
})
.on('error', cb);
}
Еще раз, очень внимательно:
string_src(path, data)
.pipe(gulp_stylus())
.pipe(gulp_css_base64({maxWeightResource: 32 * 1024}))
.pipe(gulp_autoprefixer())
.pipe(gulp_cssmin())
.on('data', function(file){
cb(null, "module.exports = ""+
file.contents.toString()
.replace(/"/mg, '\"')
.replace(/n/mg, '\n')
+ '"');
})
Мы только что пропустили через кучу плагинов gulp данные, которые ушли в browserify.
Да, выходит немного гемморойно. Но результат того стоит.
Зачем? Во славу сатане, конечно Потому что нельзя было просто взять и настроить в browserify сборку Stylus-стилей, которые бы еще и высасывали base64-картинки, и проходили бы через автопрефиксер и минификацию.
Заключение
gulp — удивительная по изяществу система, которую можно подстроить под себя в большинстве случаев. А то, что ее плагины можно использовать в browserify (а, значит, и других проектах) — это вообще гениально. Да, немного гемморойно, но это нечто.
Я надеюсь, вы узнали что-то новое. Точнее я уверен в этом, но хотелось красиво сказать.
А я надеюсь, что НЛО вернет меня на Хабр и даст рассказать про нейронные сети внутри Web Worker-ов и алгоритмы, которые умеют выдавать точные рекомендации по музыкальным предпочтениям пользователя на основании крайне малого количества данных.
Автор: Jabher