Привет.
2 года назад два разработчика из Петербурга начали делать сервис, который решает тривиальную, но вполне актуальную проблему: мониторинг JavaScript-ошибок в продакшене. Что из этого вышло и легко ли программисту стать стартапером постараемся рассказать в нашей истории. О менталитетах, двух долгих поездках в штаты, стартап-буллшите, интроверсии, победах и медном тазе, много ли денег $200K, почему iPad нужен чаще ноутбука и как получить год бесплатного
Давайте знакомиться, нам есть что рассказать.
Куда ты, тропинка, меня привела
Мы начали делать сервис, не представляя что такое стартап. Это была такая мечта каждого программиста — сделать что-то свое. Поэтому мы расскажем свою историю именно глазами обычных разработчиков. У нас выдалась возможность начать делать свой проект, а о том каких нервов стоит каждый день работы собственной компании и что у предпринимателя чаще всего нет времени на программирование мы узнали чуть позже. А пока…
А пока мы наслаждались кодом. Может показаться что лог ошибок это очень просто, но из-за особенностей фронтэнда, трэкинг javascript-а куда сложнее, чем бэкэнда, потому что каждый браузер по-разному сообщает об ошибках, с разным набором данных, а IE вовсе переводит ошибки на разные языки. А также минификация, инлайн-скрипты, несколько серверов статики, вот это всё. Да и ответственность огромная, ведь ошибка в клиентском скрипте может сайты пользователей поломать, а плохая архитектура — затормозить. Но у нас уже был достаточный опыт разработки высоконагруженных сервисов, поэтому за все время с запуска открытой беты мы ни разу не вызывали проблем (разве что колесико загрузки страницы поначалу крутилось дольше обычного). Архитектуру разбили на 4 компонента: скрипт загружается на клиентских машинах и отправляет данные к нам, агрегатор принимает отчеты об ошибках, первично их фильтрует и ставит в очередь, процессор разбирает очередь, прогоняет через аналитику и сохраняет в базу результат, веб-интерфейс позволяет все это смотреть. Технологии совсем не модные (MySQL, Redis, RabbitMQ, PHP, Java, jQuery, Netty, Nginx), но удобные для очень быстрого старта, нам важно было сделать прототип, первую бету.
Лучше бы ты, брат, сидел дома
Осенью команда из двух кодеров, думающих что все стартапы состоят из вчерашних программистов, впервые выбралась в мир, на первое мероприятие. До этого мы полгода сидели на кухне и кодили, регистрировали ООО (с помощью Эльбы и МоеДело), искали бета-пользователей, итп. И тут началось.
Первое же мероприятие привлекло к нам столько внимания, что это был самый тяжелый месяц в жизни (дальше было хуже, но к тому времени уже привыкли). Какие-то презентации, фонды, акселераторы, инкубаторы, бизнес-ангелы, все пишут письма и срочно хотят ответа, принятия решения, сроки участия в некоторых программах горят (в сентябре как раз начинается “сезон”)… пустите обратно на кухню писать код! Но инвестиции были нужны, пришлось продолжать. Еще и опыта нет, а все хотят процент от компании. Решили потратить месяц на тусовки — участвовали в нескольких подряд мероприятиях чтобы разобраться как все устроено, спросить совета у людей. В итоге решили рискнуть и поехали в акселератор в США, по крайней мере посмотрим мир (так и не посмотрели, было некогда), заодно они давали немного денег, можно протянуть еще полгодика (вдвоем и без расходов на маркетинг и инфраструктуру). Следующие 3.5 месяца мы занимались какой-то херней, к которой психологически еще не были готовы и не знали как всем этим (менторами, мероприятиями, Кремниевой Долиной вокруг) правильно пользоваться. Но эти месяцы были решающими в перемене сознания. Код сам по себе никому не нужен. Важно как им пользуются, как его находят и как найти тех, кто его находит. А для этого (как ни печально для интровертных программистов) надо вживую общаться с людьми. Очень много.
Первый смузи в коворкинге
Мы начали что-то подозревать. На программирование стало оставаться все меньше времени, “какая-то фигня” занимала все больше. Позже выяснилось, что фигня называется business development (долго пытались понять что означает этот термин, хотя все вокруг говорили что нам надо заниматься именно этим). Позже даже работа над маркетинговым email-ом воспринималась нами с радостью, как работа над чем-то напрямую связанным с продуктом. Впрочем, мы все же постарались и выпустили под новый год много новых фич, создав отрыв от конкурентов (начали следить за кликами пользователей, сделали всякие фильтры, научились без модификации кода выцеплять stacktrace, показывать сколько пользователей затронула проблема, в общем не стыдно было рассказывать). Зарегистрировали американскую компанию (условие акселератора), завели счет в Silicon Valley Bank и переехали на американский
— Слушай, давай зависнем в коворкинге, у меня есть идея для стартапа, я уже даже рисеч сделал. С меня смузи!
— Так, вот сразу на*** пошел.
(народный анекдот)
И все же сами пользователи не придут, а денег на рекламу даже с учетом pre-seed инвестиций толком не было. Нужны партнерства, каналы продвижения (об этом в следующем посте). По финансам мы вообще были самой экономной командой стартапа, экономили на всем (покупка домена — исключение), хотя модная сейчас модель развития стартапов учит быть наркоманом: тратить быстро, умирать молодым. Как оказалось позже, это хоть и исключение, но подход оказался правильным: с нашим проектом тратить быстро это верная и бессмысленная смерть, а экономия позволила нам обеспечить медленный, но устройчивый рост, дотянуть сначала до денежного приза в конкурсе, а потом и до инвестиций, начать принимать платежи. Ведь сервис пока еще был бесплатным, зарплат мы себе не платили, а кредитка почти исчерпала лимит. Все потому что сервис мы стали делать простой и близкий по духу — для себя, для программистов, а рынок у него оказался один из самых сложных: глобальный B2B. Покупать наш сервис будут компании, а не программисты из кармана, потому что именно бизнесу важно предоставлять сервис без ошибок, а за домашними проектами можно следить и укладываясь в бесплатный лимит. А продавать компаниям совсем не так же просто, как наблюдать за вирусным ростом какого-нибудь социального сервиса. По-разному устроены бюджеты, разные люди принимают решения, кто-то вообще аутсорсит разработку, а кто-то слишком крупный и погряз во внутренней бюрократии, у одних чистый веб-сервис, а у других оффлайновый бизнес (нас использует сайт доставки пиццы, например).
Одна из немногих искренних радостей стартапа — перебирать сайты пользователей, удивляться тому насколько они разные (страны, профили бизнеса, масштабы). От социальной сети для котиков до туристического курорта в Канаде, от сайта крупного СМИ до сайта знакомств для измены супругам, от Citrix-а до домашних страничек. Но это наверху айсберга, а внутри — ад из постоянных нервов, зебры из критических (в рамках компании) ситуаций. Прессуют по всем фронтам: дедлайны мероприятий и презентаций, отчеты инвесторам, питчи другим инвесторами, ответы пользователям, встречи с потенциальными партнерами, отчеты в налоговую, проверка документов, ко всему нужно готовиться и постоянно все идет не так. То ключ электронный сгорит на флэшке в самый неподходящий момент, когда повис перевод денег между банками и если его быстро не подтвердить, то государство их заберет себе. То акселератор почти на два месяца оказался без денег для нас (как в том анекдоте: приходит стартапер к инвестору, а инвестор тоже стартапер), хотя мы уже приехали в штаты и закончились последние личные резервы.
Привет, а дождь все не проходит, а я с утра не по погоде одет
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом
(Пушкин, Евгений Онегин)
Если ваша команда маленькая (совет: мощную разноплановую команду надо строить с самого начала, если есть на это ресурсы, у нас не было), то в стартапе вам придется быть некомпетентным специалистом во всех профессиях, которыми в крупных компаниях занимаются отдельные люди. Программист, юрист, евангелист, бухгалтер, маркетолог, копирайтер, техподдержка, дизайнер, режиссер… Надо разбираться в размытии акций, конвертируемых займах, настройках nginx, какие бывают конференции по вашей теме, удобстве формы регистрации, сколько денег отправлять в пенсионный фонд и том в какое время лучше публиковать новости. Не просто разбираться, а все это делать. Каждый день: гуглить про акции, вычитывать километровые договоры, писать тексты вакансий, придумывать сценарий видеоролика, подробно прорабатывая каждую сцену, придумывать улучшения очередной версии логотипа, печатать баннер для демо-стенда на мероприятии, самостоятельно создав для него дизайн, выступать с презентациями, созваниваться с банком, ходить на почту отправлять документы, отвечать в твиттере на вопросы про сервис, следить за обновлениями конкурентов, список можно продолжать бесконечно. Ой, а программировать-то когда? По ночам, если будут силы после вот этого важного мероприятия где будет много инвесторов. А завтра встреча с представителем Opera. А послезавтра митап для фронтэндеров где можно попиарить сервис. Как легко оказалось поехать в Калифорнию почти на 4 месяца и не посмотреть вообще ничего, кроме Гранд Каньона.
Но год был неплохой. В последний день перед окончанием приема заявок мы подали наш стартап на Web Ready. Тогда мы еще не знали что поедем в Америку, поэтому в финал попали уже находясь в Menlo Park, в получасе пешком от штаб-квартиры Facebook, в одном доме с командами греческого и литовского стартапов. На машине, конечно, тоже экономили, поэтому частенько ходили полчаса до ближайшей станции Caltrain (электричка, которая соединяет Долину и Сан Франциско). Неправда, что в Долине нельзя без машины, по свежему воздуху очень приятно гулять. Обидно отказываться от финала Web Ready, поэтому мы договорились с двумя хорошими друзьями что они будут представлять наш стартап вместо нас. За две недели с нуля по скайпу мы за несколько созвонов обучили одного из них выступать с презентацией нашего проекта. Утром, как только проснулись, мы включили прямую трансляцию с финала. Разница с Россией ровно 12 часов, в наши 7 утра в Питере как раз объявляли победителей. Мы выиграли. 1 место. 500 тысяч рублей (до налогов). Это был лучший момент в нашей истории, такой радости не было даже от полученных позже инвестиций. Наши друзья помогли нам выиграть, за что получили из приза щедрое спасибо (шутка ли, позгрузиться в стартап-движуху даже на один день), вместе с девушкой, рисовавшей первый логотип. Остаток поделили между собой, это позволило закрыть кредиты и протянуть еще полгода, критичных до получения инвестиций. На офисе мы экономим до сих пор — работаем на кухне, только в январе 2014 переедем в коворкинг или офис. Еще был мини-грант от Сколково на 5млн рублей, но, кажется, получить его нам не светит.
О приключениях в Америке, запуске приема платежей, акселераторах, крупном партнере, юристах и инвестициях напишу в следующем посте, здесь и так уже много. Если вы пришли сюда узнать про бесплатный
P.S. Мы ищем талантливого фронтэндера с развитым чувством стиля. Если вы такой, пишите на amima@qbaka.com
Автор: amima