Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow

в 10:44, , рубрики: Conference, holyjs, javascript, wrike, Блог компании Wrike, конференции

Ну ладно, заголовок жёлтый, признаюсь. HolyJS 2017 Moscow отгремела уже неделю как, а я только сподобился осмыслить произошедшее. Ах да, меня зовут Женя, я работаю в Wrike, часто выступаю на фронтенд-конференциях, и, да, я — член программного комитета одной из них. С HolyJS я с первого дня, сначала как спикер, а потом как-то раз меня попросили помочь с модерацией докладов, вот оно и завертелось. Поэтому осмысление получится скорее в формате отчёта-ретроспективы, а не отзыва участника (например читайте прошлогоднюю статья Дарьи Пушкарской, рекомендую). Поэтому описывать доклады дословно не буду, лучше посмотрите видео. Но хотелось бы рассказать что происходит за кулисами большой конференции, что прошло хорошо, что можно было сделать лучше, как мы все устали заберите нас отсюда.

image
ПК в полном составе. Фотография из vk.com/holyjs

Чем вы вообще занимаетесь, а?

Сейчас в ПК (программный комитет) 4 человека: Ваш покорный слуга, Михаил Полубояринов, Дмитрий Махнёв и Вадим зачем ты себе выбрал такой ник, я постоянно путаюсь Вадим Горбачёв. Собственно, мы — те самые люди, которые решают, попадёт тот или иной доклад в программу конференции или нет. Нам отчаянно помогает Таня Денисюк, программный координатор. Мы с Мишей уже как-то рассказывали, что делает ПК (послушать), но если вкратце, вся наша работа делится на три части: приём и отбор заявок, тренировка спикеров и непосредственно сама конференция. Давайте расскажу поподробнее о каждом этапе.

Отбор

Спикеры на конференцию попадают двумя путями: через CFP и по нашему приглашению. И, если с первым всё понятно (кстати уже открыта подача заявок на Питер 2018!), то кого мы зовём сами?
Во-первых, это знаковые люди в отрасли. Даглас Крокфорд, Лия Веру, Эдди Османи, Дэн Абрамов и так далее. Тут уж как получится: кто-то готов приехать, кто-то нет, обычно у знаменитостей очень туго с графиком, поэтому не всегда удаётся выцепить звёзд. Плюс Россия — это далеко и непонятно, и конференции часто меряются: «мы первыми привезли того-то, а чего добился ты?».
Во-вторых, это спикеры HolyJS прошлых лет. Почему так важно заполнять фидбек после каждой конференции? Да потому что именно по этим оценкам мы понимаем, стоит ли звать спикера ещё раз. Понравился ли человек зрителям, как ему стоит улучшить свои выступления, какая тема интересна. Что отличает HolyJS от многих других конференций, так это повышенная педантичность в отношении отзывов. И это круто, я вам как спикер говорю. Иначе что бы мы постили в твиттер?

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 2

В-третьих, это люди, которые уже где-то когда-то засветились. Скажу по секрету, среди организаторов и ПК есть такая огромная табличка, в которой есть почти каждый, кто где-то выступал, писал, делал воркшопы, и прочее. Так что выступление на каком-то локальном митапе или статья на хабре может быть очень полезна.

То, что мы зовём спикера сами, не всегда значит, что он уже принят в программу автоматически, вовсе нет. Это было бы нечестно по отношению к тем, кто подаёт заявки через форму. Конечно, Даглас Крокфорд не подавал заявку, но это скорее исключение. Хотелось бы, чтобы была конкуренция интересных тем, а не персоналий. Однако следует принимать во внимание, что есть спикеры-зубры, которые почти гарантировано хорошо раскажут любую тему (например Рома Дворнов, но про него дальше), а есть только начинающие (например Никита Исаев в прошлом году выступал вообще первый раз).

К окончанию CFP (Call For Papers) у нас набирается примерный пул заявок, почти со всеми спикерами мы уже поговорили, всё обсудили, и тут-то и начинается самое трудное. Мы начинаем много пить, курить и материться спорить. А в этом году в последний день CFP нам прилетело больше 20 заявок, не надо так :-(. Чтобы понять, какие доклады мы готовы принять, а какие с сожалением придётся отложить мы тратим уйму времени и нервных клеток. В этом году к нам пришло почти 90 заявок! Я даже написал пост на эту тему. После окончательного формирования программы (подробнее про это есть в другом посте на Хабре) наступает черёд тренировок, а потом и самой конференции.

А иногда случаются и факапы форс-мажоры.
За три недели до конференции по веским причинам сорвался приезд Mathias Bynens. Что же, слава богу есть Рома Дворнов!

— Рома, ты сможешь выступить?
— Ну, вообще я не планировал в этом году больше выступать, да и времени мало
— Ну пожалуйста, у нас всё полыхает, без тебя никак :-(
— …
— Здравствуйте, я Рома Дворнов, и я не успел подготовиться, поэтому у меня всего 150 слайдов

Тренировки

Скучно читать. Созвоны.


Конференция. День первый

Надо сказать, что конференция для слушаетелей — просто рай земной, по сравнению с тем, как видят её организаторы. Я помню те времена, когда я мог спокойно посидеть в зале и послушать доклады. Эх, как было хорошо. Но, как бы то ни было, конференции — это как ресторан. Пускай всё в огне — официанты должны быть в белых рубашках и улыбаться. К чести сказать, у нас почти ничего не пригорело, так, пара изменений в сетке.

Что мы решили попробовать в этом году: так называемое MC. Это когда докладчиков кто-то объявляет, при чём желательно тот, кто в теме. Хорошо или плохо получилось покажут отзывы, а результатом стало то, что я кроме первого зала-то и не видел ничего. Ну разве что кофе-поинты. Поэтому придётся писать про первый зал. Кстати оба дня из первого зала шла бесплатная трансляция день 1, день 2.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 3
Открывал конференцию Douglas Crockford с докладом The Post JavaScript Apocalypse

Кстати, если будете когда-нибудь с ним общаться — он Даглас. Как можно видеть на видео, я спихнул объявление на Мишу, чтобы не ошибиться. Ну что сказать — мистер Крокфорд, конечно, величина. Впрочем, он достаточно скептично относится к JS, в чём я его понимаю ave Dart!. После доклада к нему подошёл молодой человек и восхищённо сказал:

— Спасибо вам, мистер Крокфорд, вы так много сделали!
— ...?
— Вы открыли для меня мир JavaScript, и теперь я джуниор фронтендер!
— Oh, i'm so sorry…

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 4
Minko Gechev, Faster Angular applications

Горячо любимый мной Minko рассказывал про Angular. И вот что странно, я точно знаю, что Ангуляром занимаются многие. Но это, видимо, очень постыдное занятие, потому что народу в зале было не так много. И странность вторая, несмотря на то, что говорил Минко о достаточно интересных вещах (как разогнать Angular), в чате проскальзывали отзывы: «мало хардкора», «скукота».


Немного про хардкорность

Из года в год мы получаем отзывы «надо больше сложности!», «мало жогова!». И мы стараемся добавлять сложных тем, но на каждой конференции находится тот, кому мало. Вот какой парадокс: часто хардкорные доклады получают не очень высокий средний балл. И что нам тут делать? вопрос риторический, но я бы подискутировал в комментариях. С одной стороны, хочется, чтобы конференция была интересна как матёрым спецам, так и джуниорам. А с другой — каждый отзыв важен, поэтому порой нам бывает очень сложно понять, какие доклады интересны аудитории.


Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 5
Алексей Богачук. Безопасность: уязвимости вашего приложения

Докладчик — самый несчастный человек на конференции после организаторов. Будешь рассказывать хардкорные вещи — скажут «скучно». Простые вещи — «вода». Так что пройти между Сциллой и Харибдой не каждому по плечу. Вроде бы XSS — это уже всем известно и понятно. Ан нет, Алексей таки показал, что не всё так просто.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 6
Виталий Слободин Headless browsers: что, как и почему

Виталий — это тот человек, который закрыл (а сначала разработал) PhantomJS. И на его объявлении у меня случился клин: дело в том, что фамилия Виталия — Слободин, и ему не очень нравится, когда ударение ставят не в той букве. Я пытался пошутить, что «Если вы хотите обидеть Виталия — назовите его Слободин», но на середины фразы забыл, как правильно :facepalm:. А доклад был хороший.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 7
Николай Матвиенко. Поиск и устранение неисправностей Node.js-приложений под капотом

Возвращаясь к теме «хардкора». Вот тут-то его было сполна. Я всё боялся, что у зрителей пар из ушей повалит. Видимо Колю укусил Вова Дашукевич, так что он гнал коней :-). Но уж в плане сложности никто не возражал — это было реально крутое выступление.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 8
Виталий Фридман. New Adventures in Responsive Web Design

Хари́зма (от др.-греч. χάρισμα — дар (от Бога) — «пома́зание») — особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способность взывать к сердцам
Виталий устроил настоящее шоу, кидался конфетками, менял доклад на ходу, и вообще был просто героем зала. Человечище! Однако не все оценили:


как бы всё супер, но хочется видеть больше про JS и меньше популизма

можно ещё Лепса позвать ;-), чтобы прям никому обидно не было. Я, конечно, ожидаю на конференции про JS, в кейноутах топовые темы про JS. Потому что мне как разработчику на JS некуда уйти с кейноута. Если бы Фридман стоял в параллели, то нет вопросов.

Что на это хочется ответить: Ребята, кейноуты всегда были (и всегда будут скорее всего) самыми мотивирующими докладами. На них мы стараемся приглашать самых лучших докладчиков. Да, их можно называть «популисткими», а можно называть «меняющими сознание». В конце концов, если вишенка на торте тоже сделана из крема, будет невкусно, не правда ли?

Афтерпати и дальше

Ух, вот тут пошла жара. Кстати видео тоже можно посмотреть. Мы с ребятами приготовили конкурсы и призы, а дружественные подкасты Frontend Weekend и Фронтенд Юность вели запись прямо на сцене. Мы предложили залу догадаться, «Что это за язык?» по нескольким строкам кода. Включая такую экзотику как PureScript, Closure и даже Dart! Только когда мы готовили конкурсы, мы не расчитывали, что аудитория окажется так подкована. Все языки были отгаданы без подсказок, хотя, возможно, люди просто кричали вслух все языки, что знают. ¯_(ツ)_/¯
А потом действо плавно переместилось на after-after party, но это уже совсем другая история…

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 9
Бар, полный HolyJS. Фанаты биатлона жались по углам и быстро выбегали


День второй

За пару дней до конференции произошёл ещё один форс-мажор, заболел Martin Split. Золотое правило: не знаешь, что делать — делай панельку. Так что мы искали докладчиков, которые будут вести панельную дискуссию, а я засел за слайды. Поэтому день был как в тумане (и не из-за after-after party. Ну, скорее всего не из-за этого).

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 10
Открывающий кейноут: Azat Mardan. You Don’t Know Node

Достаточно противоречивый получился доклад. Многие посчитали его слишком простым и активно изливали своё мнение в чат. Кстати забавно, что когда туда пришёл сам Azat — страсти поутихли. Видимо тяжело в лицо гадости говорить.


И ещё немного про хардкорность

Смотря на зарубежные конференции складывается ощущение, что там совершенно другая культура по отношению к сложности доклада. У нас доклады из разряда «введение в технологию» принимаются крайне плохо, на иностранных конференциях же это совершенно нормально. С другой стороны кажется, что у нас зубодробительные доклады — это ок и «давайте ещё!», а в Европе и Америке — удел воркшопов. Хорошо это или нет, я не знаю, но не думаю, что это значит, что у нас более умная или скиловая публика, видимо, дело в чём-то другом


Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 11
Антон Лобов. TypeScript, или Зачем так сложно

Ну тут у меня, как у фаната Dart конечно прямо текли слёзы. Наконец-то все поймут, что это такое TypeScript. Но, к моему сожалению, Антон закончил на позитивной ноте. Что ж, я умею ждать.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 12
Douglas Crockford. Managing Asynchronicity with RQ

Вообще с Дагласом Крокфордом не так просто общаться. И не из-за языка, а из-за того, что есть не так много тем, которые ему интересны. Поэтому обычные small talks о погоде не прокатывают. А думать на второй день ой как сложно. Но ничего, мы вроде справлялись.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 13
Павел Черторогов. GraphQL — заключаем выгодный контракт между сервером и клиентом

— Паша, как тебя лучше представить?
— …

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 14
Ну хорошо хоть он ударения расставил

Перевод

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 15

У меня один вопрос, зачем в казахском языке столько ы?

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 16
Это мой лучший слайд из панельной дискуссии. Много труда вложил

На панельную дискуссию мы позвали Андрея Мелихова, Вову Дашукевича, Колю Матвиенко и Дениса Мишунова. Тема придумалась такая, что JS сейчас везде, но хорошо ли это? А стоит ли его пихать везде? Может быть это плохо? Поговорили в целом конструктивно, зал включался, даже несколько шуток зашли. Поговорили и про школьников куда ж без них, и про экспертизу в отрасли. В целом, выводы получились следующие: пиши хорошо, развивайся, и язык будет твоим инструментом, а не руководителем.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 17
Lea Verou. /Reg(exp){2}lained/: Demystifying Regular Expressions

Тут я откровенно халтурил, так как делал слайды к закрытию. Мы придумали такую штуку, что можно было ставить специальный хештег в твиттере, добавлять фамилию и топового спикера мы обязательно позвовём на следующую конференцию. Поэтому мы старались и писали нереальный код, который бы брал твиты, считал спикеров, а автор случайного твита получил бы билет на следующую HolyJS. И мы таки его написали! Я вам даже его покажу. Теперь вы понимаете всю мощь ПК крупнейшей JS конференции? В четыре руки мы писали это целый доклад! :-)
Кстати очень приятно, что кто-то вписал и мою фамилию, очень признателен.
А победителями из спикеров стали Алексей Богачук и Виталий Фридман. Мы обязательно их позовём. Машина по поиску случайных твитов выбрала вот этот твит.

Непоправимые последствия HolyJS 2017 Moscow - 18
Вот и всё

Итоги

Как по мне, отличная конференция получилась. Да, было тяжко порой, но тренд идёт на то, что каждая следующая итерация лучше предыдущей. Какие action items я себе записал:

  • Больше спать
  • Больше крутых докладов и докладчиков. Подумать, что делать с хардкором. Может быть, сделать отдельный мини зал для зубодробительного хардкора? В принципе, на третий день был отличный воркшоп от Дениса Мишунова, может быть сделать какой-то день воркшопов?
  • Больше интересных конкурсов от спонсоров. В этот раз были как супер крутые вещи, так и «задачки на листочке», которые вызывали вопросы
  • Предусмотреть больше возможностей для нетворкинга. Помимо докладов это вторая самая важная вещь на конференции. Есть идеи сделать какую-то аппликуху, где можно видеть участников, что им интересно и, например, написать им в личку. Или какие-то qr коды на бейджиках. В общем идей много, надо сделать

И, конечно, огромное спасибо всем, кто пришёл, без вас бы ничего этого не было бы! Реально.

Автор: Евгений Гусев

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js