V8 под капотом

в 14:59, , рубрики: javascript, V8, Блог компании JUG.ru Group

Ведущий разработчик из «Яндекс.Денег» Андрей Мелихов (также редактор/переводчик сообщества devSchacht) на примере движка V8 рассказывает о том, как и через какие стадии проходит программа, прежде чем превращается в машинный код, и зачем на самом деле нужен новый компилятор.

V8 под капотом - 1

Материал подготовлен на основе доклада автора на конференции HolyJS 2017, которая проходила в Санкт-Петербурге 2-3 июня. Презентацию в pdf можно найти по этой ссылке.

Несколько месяцев назад вышел фильм «Последний убийца драконов». Там, если протагонист убивает дракона, то в мире исчезает магия. Я хочу сегодня выступить протагонистом, я хочу убить дракона, потому что в мире JavaScript нет места для магии. Все, что работает, работает явно. Мы должны разобраться, как оно устроено, чтобы понимать, как оно работает.

Я хочу поделиться с вами своей страстью. В какой-то момент времени я осознал, что плохо знаю, как устроен под капотом V8. Я начал читать литературу, смотреть доклады, которые в основном на английском, накопил знания, систематизировал и хочу их довести до вас.

Интерпретируемый или компилируемый у нас язык?

Я надеюсь, все знают отличие, но повторю. Компилируемые языки: в них исходный код преобразуется компилятором в машинный код и записывается в файл. В них используется компиляция до выполнения. В чем преимущество? Его не нужно повторно компилировать, он максимально автоматизирован для той системы, под которую скомпилирован. В чем недостаток? Если у вас меняется операционная система, и если у вас нет исходников, вы теряете программу.
Интерпретируемые языки – когда исходный код исполняется программой-интерпретатором. Преимущества в том, что легко достичь кроссплатформенности. Мы поставляем наш исходный код как есть, и если в этой системе есть интерпретатор, то код будет работать. Язык JavaScript, конечно, интерпретируемый.

Погрузимся в историю. В 2008 выходит браузер Chrome. В том году Google презентовал новый движок V8. В 2009 году на том же самом движке была представлена Node.js, которая состояла из V8 и библиотеки libUV, которая обеспечивает io, т.е. обращение к файлам, сетевые какие-то вещи и т.д. В общем, две очень важные вещи для нас построены на движке V8. Посмотрим, из чего он состоит.

V8 под капотом - 2

В 2008 году движок был довольно прост внутри. Ну, относительно прост — схема его была простая. Исходный код попадал в парсер, из парсера — в компилятор, и на выходе мы получали полуоптимизированный код. Полуоптимизированный, потому что хорошей оптимизации тогда еще не было. Возможно, в те годы приходилось писать лучший JavaScript, потому что нельзя было надеяться на то, что оптимизатор его сам внутри заоптимизирует.

Для чего в этой схеме нужен парсер?

Парсер нужен для того, чтобы превращать исходный код в абстрактное синтаксическое дерево или AST. AST – такое дерево, в котором все вершины — операторы, а все листья — это операнды.

V8 под капотом - 3

Посмотрим на примере математического выражения. У нас такое дерево, все вершины – операторы, ветви – операнды. Чем оно хорошо — тем, что из него очень легко генерировать позже машинный код. Кто работал с Assembler, знает, что чаще всего инструкция состоит из того, что сделать и с чем сделать.

V8 под капотом - 4

И вот здесь как раз мы можем смотреть, являемся ли мы в текущей точке оператором или операндом. Если это оператор, смотрим его операнды и собираем команду.

V8 под капотом - 5

Что в JavaScript происходит, если у нас есть, например, массив, и мы запрашиваем из него элемент по индексу 1? Появляется такое абстрактное синтаксическое дерево, у которого оператор «загрузить свойство по ключу», а операнды – это объект и ключ, по которому мы загружаем это свойство.

Зачем в JavaScript компилятор?

Как я сказал, язык у нас интерпретируемый, но в его схеме мы видим компилятор. Зачем он? На самом деле есть два типа компиляторов. Есть компиляторы (ahead-of-time), которые компилируют до выполнения, и компиляторы JIT, которые компилируют во время выполнения. И за счет JIT-компиляции получается хорошее ускорение. Для чего это нужно? Давайте сравним.

V8 под капотом - 6

Есть один и тот же код. Один на Pascal, другой на JavaScript. Pascal — прекрасный язык. Я считаю, что с него и надо учиться программировать, но не с JavaScript. Если у вас есть человек, который хочет научиться программировать, то покажите ему Pascal или C.

В чем отличие? Pascal может быть и компилируемым и интерпретируемым, а JavaScript требует уже интерпретации. Самое важное отличие – это статическая типизация.

V8 под капотом - 7

Потому что, когда мы пишем на Pascal, мы указываем переменные, которые необходимы, а потом пишем их типы. Потом компилятору легко построить хороший оптимизированный код. Как мы обращаемся к переменным в память? У нас есть адрес, и у нас есть сдвиг. Например, Integer 32, то мы делаем сдвиг на 32 по этому адресу в память и получаем данные.

В JavaScript нет, у нас типы всегда меняются во время выполнения, и компилятор, когда выполняет этот код, первый раз он его выполняет как есть, но собирает информацию о типах. И второй раз, когда он выполняет ту же самую функцию, он уже основываясь на данных, которые он получил в прошлый раз, предположив, какие были там типы, может сделать какую-то оптимизацию. Если с переменными все понятно, они определяются по значению, то что у нас с объектами?

Ведь у нас JavaScript, у него прототипная модель, и классов для объектов у нас нет. На самом деле есть, но они не видны. Это так называемые Hidden Classes. Они видны только самому компилятору.

Как создаются Hidden Classes?

V8 под капотом - 8

У нас есть point – это конструктор, и создаются объекты. Сначала создается hidden class, который содержит только сам point.

V8 под капотом - 9

Дальше у нас устанавливается свойство этого объекта x и из того, что у нас был hidden class, создаётся следующий hidden class, который содержит x.

V8 под капотом - 10

Дальше у нас устанавливается y и, соответственно, мы получаем еще один hidden class, который содержит x и y.

V8 под капотом - 11

Так мы получили три hidden class. После этого, когда мы создаем второй объект, используя тот же самый конструктор, происходит то же самое. Уже есть hidden classes, их уже не нужно создавать, с ними необходимо только сопоставить. Для того, чтобы позже мы знали, что эти два объекта одинаковы по структуре. И с ними можно похоже работать.

V8 под капотом - 12

Но что происходит, когда мы позже еще добавляем свойство в объект p2? Создается новый hidden class, т.е. p1 и p2 уже не похожи. Почему это важно? Потому что, когда компилятор будет перебирать в цикле point, и вот у него будут все такие же, как p1, он их крутит, крутит, крутит, натыкается на p2, а у него другой hidden class, и компилятор уходит в деоптимизацию, потому что он получил не то, что ожидал.

V8 под капотом - 13

Это так называемая утиная типизация. Что такое утиная типизация? Выражение появилось из американского сленга, если что-то ходит как утка, крякает как утка, то это утка. Т.е. если у нас p1 и p2 по структуре одинаковы, то они принадлежат к одному классу. Но стоит нам добавить в структуру p2 еще, и эти утки крякают по-разному, соответственно, это разные классы.

И вот мы получили данные о том, к каким классам относятся объекты, и получили данные о том, какого рода переменные, где эти данные использовать и как их хранить. Для этого используется система Inline Caches.

V8 под капотом - 14

Рассмотрим, как происходит создание Inline Caches для этой части. Сначала, когда у нас код анализируется, он дополняется такими вызовами. Это только инициализация. Мы еще не знаем, какого типа будет у нас наш Inline Caches.

Мы можем сказать, что вот в этом месте проиницилизируй его, вот здесь загрузка this.primes:

V8 под капотом - 15

Вот здесь загрузка по ключу:

V8 под капотом - 16

А дальше операция BinaryOperation — это не значит, что она двоичная, это значит что она бинарная, а не унарная операция. Операция, у которой есть левая и правая части.

V8 под капотом - 17

Что происходит во время выполнения?

Когда код доходит, это все подменяется на кусочки кода, которые уже у нас есть внутри компилятора, и компилятор знает, как хорошо работать с этим конкретным случаем, если мы имеем информацию о типе. То есть вот здесь подменяется на вызов кода, который знает, как получить primes из объекта:

V8 под капотом - 18

Вот здесь подменяется на код, который знает, как получить элемент из массива SMI:

V8 под капотом - 19

Здесь на код, который знает как посчитать остаток от деления двух SMI:

V8 под капотом - 20

Он уже будет оптимизирован. И вот так примерно работал компилятор, насыщая такими кусочками.

V8 под капотом - 21
Это, конечно, дает некоторый overhead, но и дает производительность.

У нас интернет развивался, увеличивалось количество JavaScript, требовалось большая производительность, и компания Google ответила созданием нового компилятора Crankshaft.

V8 под капотом - 22

Старый компилятор стал называться FullCodegen, потому что он работает с полной кодовой базой, он знает весь JavaScript, как его компилировать. И он производит неоптимизированный код. Если он натыкается на какую-то функцию, которая вызывается несколько раз, он считает, что она стала горячей, и он знает, что компилятор Crankshaft может ее оптимизировать. И он отдает знания о типах и о том, что эту функцию можно оптимизировать в новый компилятор Crankshaft. Дальше новый компилятор заново получает абстрактное синтаксическое дерево. Это важно, что он получает не от старого компилятора AST, а снова идет и запрашивает AST. И зная о типах, делает оптимизацию, и на выходе мы получаем оптимизированный код.

Если он не может сделать оптимизацию, он сваливается в деоптимизацию. Когда это происходит? Вот как я сказал раньше, например, у нас в цикле Hidden Class крутится, потом неожиданное что-то и мы вывалились в деоптимизацию. Или, например, многие любят делать проверку, когда у нас есть что-то в левой части, и мы берем, например, длину, т.е. мы проверяем, есть ли у нас строка, и берем ее длину. Чем это плохо? Потому, что когда у нас строки нет, то в левой части у нас получается Boolean и на выходе получается Boolean, а до этого шел Number. И вот в этом случае мы сваливаемся в деоптимизацию. Или он встретил код, не может его оптимизировать.

V8 под капотом - 23

На примере того же кода. Вот у нас был код насыщенный инлайн-кэшами, он весь инлайнится в новом компиляторе.

V8 под капотом - 24

Он вставляет это все инлайново. Причем этот компилятор является спекулятивным оптимизирующим компилятором. На чем он спекулирует? Он спекулирует на знаниях о типах. Он предполагает, что если мы 10 раз вызвали с этим типом, то и дальше будет этот тип. Везде есть такие проверки на то, что пришел тот тип, который он ожидал, и когда приходит тип, которого он не ожидал, то он сваливается в деоптимизацию. Эти улучшения дали хороший прирост производительности, но постепенно команда, занимающаяся движком V8, поняла, что все надо начать с нуля. Почему? Вот есть такой способ разработки ПО, когда мы пишем первую версию, а вторую версию мы пишем с нуля, потому что мы поняли, как надо было писать. И создали новый компилятор – Turbofan в 2014 году.

V8 под капотом - 25

У нас есть исходный код, который попадает в парсер, далее в компилятор FullCodegen. Так было до этого, никаких отличий. На выходе мы получаем неоптимизированный код. Если мы можем сделать какую-либо оптимизацию, то мы уходим в два компилятора, Crankshaft и Turbofan. FullCodegen сам решает, может ли оптимизировать конкретные вещи компилятор Turbofan, и если может, то отправляет в него, а если не может, то отправляет в старый компилятор. Туда постепенно стали добавлять новые конструкции из ES6. Начали с того, что заоптимизировали asm.js в него.

Зачем нужен новый компилятор?

  1. Улучшить базовую производительность
  2. Сделать производительность предсказуемой
  3. Уменьшить сложность исходного кода

Что значит «улучшить базовую производительность»?

Старый компилятор был написан в те годы, когда у нас стояли мощные десктопы. И его тестировали на таких тестах, как octane, синтетических, которые проверяли пиковую производительность. Недавно была конференция Google I/O, и там менеджер, управляющий разработкой V8, завил, что они отказались в принципе от octane, потому что он не соответствует тому, с чем на самом деле работает компилятор. И это привело к тому, что у нас была очень хорошая пиковая производительность, но очень просела базовая, т.е. были не заоптимизированы вещи в коде, и когда код, хорошо работающий, натыкался на такие вещи, то шло значительное падение производительности. И таких операций скопилось много, вот несколько из них: forEach, map, reduce. Они написаны на обычном JS, нашпигованы проверками, сильно медленней, чем for. Часто советовали использовать for.

Медленная операция bind – она реализована внутри, оказывается, совершенно ужасно. Многие фреймворки писали свои реализации bind. Часто люди говорили, что я сел, написал на коленке bind и он работает быстрее, удивительно. Функции, содержащие try{}catch(e){}(и finally), – очень медленные.

V8 под капотом - 26

Часто встречалась такая табличка, что лучше не использовать, чтобы не просела производительность. На самом деле код работает медленно, потому что компилятор работает неправильно. И с приходом Turbofan можно забыть об этом, потому что все уже заоптимизировано. Также очень важно: была улучшена производительность асинхронных функций.

V8 под капотом - 27

Поэтому все ждут релиза новой node’ы, которая недавно вышла, там важна как раз производительность с async/await’ами. У нас язык асинхронный изначально, а пользоваться хорошо мы могли только callback’ами. И кто пишет с promise, знают, что их сторонние реализации работают быстрее, чем нативная реализация.

Следующей была задача сделать производительность предсказуемой. Была ситуация такая: код, который отлично показывал себя на jsPerf, при вставке в рабочий код показывал уже совсем другую производительность. Но и другие такие же случаи, когда мы не могли гарантировать, что наш код будет работать так же производительно, как мы изначально предполагали.

V8 под капотом - 28

Например, у нас есть такой довольно простой код, который вызывает mymax, и если мы проверим его (при помощи ключей trace-opt и trace-deopt – показывают, какие функции были оптимизированы, а какие нет).

V8 под капотом - 29

Мы можем запустить это с node, а можем и с D8 – специальной средой, где V8 работает отдельно от браузера. Она нам показывает, что оптимизации были отключены. Потому что слишком много раз запускался на проверку. В чем проблема? Оказывается, псевдомассив arguments — слишком большой, и внутри, оказывается, стояла проверка на размер этого массива. Причем эта проверка, как сказал Benedikt Meurer (ведущий разработчик Turbofan), не имела никакого смысла, она просто copypaste-ом с годами переходила.

И почему ограничена длина? Ведь не проверяется размер стека, ничего, вот просто так была ограничена. Это неожиданное поведение, от которого необходимо было избавляться.

V8 под капотом - 30

Другой пример, вот у нас есть dispatcher, который вызывает два callback. Так же, если мы его вызовем, то увидим, что он был деоптимизирован. В чем здесь проблема? В том, что одна функция является strict, а вторая не strict. И у них в старом компиляторе получаются разные hidden classes. Т.е. он считает их разными. И в этом случае он так же уходит на деоптимизацию. И этот, и предыдущий код, он написан в принципе правильно, но он деоптимизируется. Это неожиданно.

V8 под капотом - 31

Еще был вот такой пример в твиттере, когда оказалось, что в некоторых случаях цикл for в chrome работал даже медленнее, чем reduce. Хотя мы знаем, что reduce медленнее. Оказалось, проблема в том, что внутри for использовался let – неожиданно. Я поставил даже последнюю версию на тот момент и результат уже хороший – исправили.

V8 под капотом - 32

Следующий пункт был — уменьшить сложность. Вот у нас была версия V8 3.24.9 и она поддерживала четыре архитектуры.

V8 под капотом - 33

Сейчас же V8 поддерживает девять архитектур!

V8 под капотом - 34

И код копился годами. Он был написан частично на C, Assembler, JS, и вот так примерно ощущал себя разработчик, который приходил в команду.

V8 под капотом - 35

Код должен легко изменяться, чтобы можно было реагировать на изменения в мире. И с введением Turbofan количество архитектурно-специфичного кода уменьшилось.

V8 под капотом - 36

С 2013 по 2017 года стало на 29% меньше архитектурно-специфичного кода. Это произошло за счет появления новой архитектуры генерации кода в Turbofan.

V8 под капотом - 37

Они ее сделали управляемой данными, т.е. у нас есть граф управляющего потока, который содержит данные и знание о том, что с ними должно произойти. И он попадает в общий селектор команд, потом происходит резервирование регистров и далее генерация кода под разные архитектуры. Т.е. разработчику уже не надо знать, как написано все под конкретные архитектуры, а можно сделать более общий код. Вот так все происходило, хорошо улучшали код, но постепенно через несколько лет, после того как написали компилятор для интерпретируемого языка, оказалось, что все же нужен интерпретатор.

А в чем причина? Причину держит в руках Стив Джобс.

V8 под капотом - 38

Это, конечно, не сам iPhone, а те смартфоны, которые породил iPhone, которые дали удобный доступ в интернет. И это привело к тому, что количество пользователей на мобильных устройствах превысило количество на десктопах.

V8 под капотом - 39

А первоначально компиляторы разрабатывались для мощных десктопов, а не для мобильных устройств.

V8 под капотом - 40

Вот схема времени первичного анализа 1МБ JavaScript. И недавно был вопрос, почему ВКонтакте делает серверный рендеринг, а не клиентский. Потому что время, потраченное на анализ JS, может быть в 2-5 раз больше на мобильных устройствах. И это мы говорим о топовых устройствах, а люди зачастую ходят с совсем другими.

И еще одна проблема: у многих китайских устройствах памяти 512 МБ, а если посмотреть, как происходит распределение памяти V8, то появляется еще одна проблема.

V8 под капотом - 41

Память делится на объекты (то что использует наш код) и кодовые объекты (это то, что использует сам компилятор — например, хранит там inline caches). Получается, что 30% памяти занято виртуальной машиной для поддержки внутреннего использования. Мы не можем этой памятью управлять, ее сам компилятор потребляет.

С этим необходимо было что-то делать, и в 2016 году команда разработчиков Android из Лондона ответила созданием нового интерпретатора Ignition.

V8 под капотом - 42

Вы могли заметить, что код, оптимизированный компилятором Turbofan, не обращается за синтаксическим деревом в парсер, а получает что-то из интерпретатора. Он получает байт-код.

V8 под капотом - 43

Теперь абстрактное синтаксическое дерево парсится в байт-код, и этот парсинг JavaScript происходит один раз, дальше используется байткод.

Если кто-то не знает, байткод – это компактное платформонезависимое представление программы. Это чем-то похоже на assembler, только платформонезависимый. Так он называется, потому что все инструкции занимают один байт.

Посмотрим, как для такого кусочка программы генерируется байткод.

V8 под капотом - 44

У нас есть программа, у нас есть сгенерированный байткод и у нас есть набор регистров.

Так мы устанавливаем значения для этих регистров входные, которые попадут в нашу программу. На первом этапе мы загружаем в специальный регистр accumulator (он нужен для того, чтобы не расходовать лишний раз регистры, а участвует только в вычислениях) smi integer равный 100.

V8 под капотом - 45

Следующая команда нам говорит, что нужно вычесть из регистра a2 (в табличке видим там 150) предыдущее значение аккумулятора (100). В accumulator мы получили 50.

V8 под капотом - 46

Дальше нам команда говорит, что нужно сохранить в r0. Он связан с переменной d.

V8 под капотом - 47

Дальше становится более понятно. Снова загружаем значение из b, умножаем на значение accumulator, добавляем a0 и получаем на выходе, соответственно, 105.

V8 под капотом - 48

И вся наша программа превращается в длинную цепочку из байткода. Таким образом уменьшилось потребление памяти, которое уходило на хранение нашего кода.

Была вторая проблема, это память, которую потребляли inline caches. Для этого перешли на новые кеши – Data-driven IC, которые уменьшают стоимость медленного пути. Медленный путь – это как работает не оптимизированный код, быстрый код – когда он оптимизирован.

V8 под капотом - 49

Слева мы видим старую схему. Когда нам нужно найти какое-либо поле в объекте, мы храним знание о том, где оно лежит в объекте, где-то храним этот объект и умеем с ним обращаться. В новой схеме существует управляющий вектор, в котором есть данные и команды, и знание о том, что с этими командами делать. И он проходит по загрузке inline caches, на быстрый путь, если деоптимизация, то на медленный путь. И, соответственно, эта схема уже не требует хранения обращений к объектам, и она получается компактней. В итоге после внедрения схемы потребление памяти на одинаковом коде уменьшилось.

V8 под капотом - 50

И наконец в этом году схема сильно упростилась.

V8 под капотом - 51

Здесь мы всегда работаем в компиляторе Turbofan. Можно заметить, что раньше компилятор FullCodegen знал весь JS, а компилятор Crankshaft — только часть JS, а теперь компилятор Turbofan знает весь JS и работает со всем JS. Если он не может оптимизировать, он выдает неоптимизированный код, если может, то, соответственно, оптимизированный. И за кодом он обращается в интерпретатор.

V8 под капотом - 52

У нас есть классы, которые не видны (многие знают, что в ES6 есть новые классы, но это просто сахар). За ними необходимо следить, ибо код для хорошей производительности должен быть мономорфным, а не полиморфным. Т.е. если у нас изменяются входящие в функцию классы, у них меняется hidden class – у объектов, которые попадают в нашу функцию, то код становится полиморфным и он плохо оптимизируется. Если у нас объекты приходят одного типа hidden class, то, соответственно, код мономорфный.

В V8 код проходит через интерпретатор и JIT-компилятор. Задача JIT-компилятора — сделать код быстрее. JIT-компилятор прогоняет наш код в цикле и каждый раз, основываясь на данных, которые получил в прошлый раз, пытается сделать код лучше. Он наполняет его знанием о типах, которые получает при первом прогоне, и за счет этого делает какие-то оптимизации. В нем внутри лежат кусочки, которые ориентированы для работы с максимальной производительностью. Если у нас в коде есть a+b – это медленно. Мы знаем, что это number+number или string+string, мы можем сделать это быстро. Вот этим занимается JIT-компилятор.

Чем лучше оптимизация, тем выше накладные расходы (время, память). Задача же интерпретатора – уменьшить накладные расходы на память. Даже с приходом Turbofan отказались от некоторых оптимизаций, которые были ранее, потому что решили повышать базовую производительность и немного снижать пиковую.

В компиляторе есть два режима работы – холодный и горячий. Холодный, это когда наша функция запущена в первый раз. Если функция запускалась несколько раз, то компилятор понимает, что она уже горяча, и пытается ее оптимизировать. Здесь есть засада с тестами. Когда разработчики гоняют тесты по много раз и получают какие-либо данные, то это уже оптимизированный горячий код. А в реальности этот код может быть вызван один-два раза и показывать совсем другую производительность. Это необходимо учитывать.

С мономорфным кодом такой же пример. То есть когда мы пишем код, мы можем помочь нашему компилятору. Мы можем писать код так, словно у нас типизированный язык (не переопределять переменные, не записывать в них разные типы, возвращать всегда один и тот же тип).

Вот и все основные секреты.

Ссылки для чтения
github.com/v8/v8/wiki/TurboFan

http://benediktmeurer.de/
http://mrale.ph/
http://darksi.de/
https://medium.com/@amel_true


Если вы любите JS так же, как мы, и с удовольствием копаетесь во всей его нутрянке, вам могут быть интересные вот эти доклады на грядущей московской конференции HolyJS:

Автор: MaxJoint

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js