Перевод книги Райана Макдермота clean-code-javascript.
Оглавление:
- Введение
- Переменные
- Функции
Аргументы функции (идеально 2 или менее)
Ограничение количества параметров функции невероятно важно, поскольку оно упрощает тестирование функции. Наличие более чем трёх аргументов приводит к комбинаторному взрыву, когда вам приходится перебирать массу различных случаев с каждым отдельным аргументом.
Идеальная ситуация — отсутствие аргументов. Один или два аргумента — хорошо, а трех уже следует избегать.
Большее количество аргументов необходимо консолидировать. Как правило, если передается более двух аргументов, ваша функция пытается сделать слишком многое. В тех случаях, когда это все же не так, лучше использовать объект в качестве аргумента. Поскольку JavaScript позволяет создавать объекты на лету, без специального описания классов, их вполне можно применять, когда требуется передать множество аргументов.
Плохо:
function createMenu(title, body, buttonText, cancellable) {
// ...
}
Хорошо:
const menuConfig = {
title: 'Foo',
body: 'Bar',
buttonText: 'Baz',
cancellable: true
};
function createMenu(config) {
// ...
}
createMenu(menuConfig);
Функция должна решать одну задачу
Это, безусловно, самое важное правило в разработке программного обеспечения. Когда функции решают более одной задачи, их труднее сочетать, тестировать и понимать. Как только вы сможете свести каждую функцию к выполнению только одного действия, их станет значительно проще рефакторить, а ваш код станет гораздо более читаемым. Даже если приведенное правило будет единственным вынесенным вами из этого руководства, вы все равно будете круче многих разработчиков.
Плохо:
function emailClients(clients) {
clients.forEach((client) => {
const clientRecord = database.lookup(client);
if (clientRecord.isActive()) {
email(client);
}
});
}
Хорошо:
function emailClients(clients) {
clients
.filter(isClientActive)
.forEach(email);
}
function isClientActive(client) {
const clientRecord = database.lookup(client);
return clientRecord.isActive();
}
Названия функций должны описывать их назначение
Плохо:
function addToDate(date, month) {
// ...
}
const date = new Date();
// По имени функции трудно сказать, что именно добавляется
addToDate(date, 1);
Хорошо:
function addMonthToDate(month, date) {
// ...
}
const date = new Date();
addMonthToDate(1, date);
Функции должны представлять только один уровень абстракции
Если в функции представлено более одного уровня абстракции, то она, как правило, делает слишком многое. Разделение таких функций приведет к возможности повторного использования и облегчению тестирования.
Плохо:
function parseBetterJSAlternative(code) {
const REGEXES = [
// ...
];
const statements = code.split(' ');
const tokens = [];
REGEXES.forEach((REGEX) => {
statements.forEach((statement) => {
// ...
});
});
const ast = [];
tokens.forEach((token) => {
// правило...
});
ast.forEach((node) => {
// парсинг...
});
}
Хорошо:
function tokenize(code) {
const REGEXES = [
// ...
];
const statements = code.split(' ');
const tokens = [];
REGEXES.forEach((REGEX) => {
statements.forEach((statement) => {
tokens.push( /* ... */ );
});
});
return tokens;
}
function lexer(tokens) {
const ast = [];
tokens.forEach((token) => {
ast.push( /* ... */ );
});
return ast;
}
function parseBetterJSAlternative(code) {
const tokens = tokenize(code);
const ast = lexer(tokens);
ast.forEach((node) => {
// парсинг...
});
}
Избавляйтесь от дублированного кода
Изо всех сил старайтесь избегать дублированного кода. Дублированный код вреден тем, что подразумевает наличие более чем одного места, в которое придется вносить правки, если логика действий изменится.
Представьте, что управляете рестораном и ведете учет всех продуктов — помидоров, лука, чеснока, специй и т.д. Если их учет ведется в разных списках, то подача любого блюда с помидорами потребует внесения изменений в каждый список. Если же список только один, то и правка будет всего одна!
Зачастую дублированный код возникает в тех случаях, когда требуется реализовать два или более незначительно различающихся действия, которые в целом очень схожи, но их различия вынуждают вас завести две или более функции, делающих практически одно и то же. В этом случае избавление от дублированного кода будет означать создание абстракции, которая сможет представить все различия в виде одной функции, класса или модуля.
Создание правильной абстракции — вопрос невероятной важности, и именно поэтому вы должны следовать принципам SOLID. Плохие абстракции могут оказаться хуже дублированного кода, так что будьте осторожны!
Подводя итог: если можете обернуть код хорошей абстракцией — так и сделайте! Не дублируйте код, иначе вам придется вносить множество правок на каждое небольшое изменение.
Плохо:
function showDeveloperList(developers) {
developers.forEach((developer) => {
const expectedSalary = developer.calculateExpectedSalary();
const experience = developer.getExperience();
const githubLink = developer.getGithubLink();
const data = {
expectedSalary,
experience,
githubLink
};
render(data);
});
}
function showManagerList(managers) {
managers.forEach((manager) => {
const expectedSalary = manager.calculateExpectedSalary();
const experience = manager.getExperience();
const portfolio = manager.getMBAProjects();
const data = {
expectedSalary,
experience,
portfolio
};
render(data);
});
}
Хорошо:
function showList(employees) {
employees.forEach((employee) => {
const expectedSalary = employee.calculateExpectedSalary();
const experience = employee.getExperience();
let portfolio = employee.getGithubLink();
if (employee.type === 'manager') {
portfolio = employee.getMBAProjects();
}
const data = {
expectedSalary,
experience,
portfolio
};
render(data);
});
}
Устанавливайте объекты по умолчанию с помощию Object.assign
Плохо:
const menuConfig = {
title: null,
body: 'Bar',
buttonText: null,
cancellable: true
};
function createMenu(config) {
config.title = config.title || 'Foo';
config.body = config.body || 'Bar';
config.buttonText = config.buttonText || 'Baz';
config.cancellable = config.cancellable === undefined ? config.cancellable : true;
}
createMenu(menuConfig);
Хорошо:
const menuConfig = {
title: 'Order',
// Пользователь не имеет свойства 'body'
buttonText: 'Send',
cancellable: true
};
function createMenu(config) {
config = Object.assign({
title: 'Foo',
body: 'Bar',
buttonText: 'Baz',
cancellable: true
}, config);
// теперь config = {title: "Order", body: "Bar", buttonText: "Send", cancellable: true}
// ...
}
createMenu(menuConfig);
Не используйте флаги в качестве параметров функции
Флаги говорят пользователю, что функция совершает более одного действия. Функция должна решать одну задачу. Разделяйте функции, если они исполняют различные варианты кода на основе логического значения.
Плохо:
function createFile(name, temp) {
if (temp) {
fs.create(`./temp/${name}`);
} else {
fs.create(name);
}
}
Хорошо:
function createFile(name) {
fs.create(name);
}
function createTempFile(name) {
createFile(`./temp/${name}`);
}
Избегайте побочных эффектов
Функция производит побочный эффект, если она совершает какое-либо действие помимо получения значения и возврата другого значения или значений. Побочный эффект может быть записью в файл, изменением каких-то глобальных переменных или случайным переводом всех ваших денег неизвестным лицам.
Впрочем, побочные эффекты в программе необходимы. Пусть, как и в предыдущем примере, вам требуется запись в файл. Опишите то, что вы хотите сделать, строго в одном месте.
Не создавайте несколько функций и классов, которые пишут что-то в конкретный файл. Создайте один сервис, который всем этим занимается. Один и только один.
Суть в том, чтобы избегать распространенных ошибок, таких как, например, передача состояния между объектами без какой-либо структуры, с помощью изменяемых данных, которые может перезаписывать кто угодно, в обход централизованного места применения побочных эффектов.
Если научитесь так делать, вы станете счастливее, чем подавляющее большинство других программистов.
Плохо:
// Глобальная переменная, на которую ссылается последующая функция.
// Если бы у нас была еще одна функция, которая бы работала с именем name как со строкой,
// то обнаружив массив, он непременно бы поломалась
let name = 'Ryan McDermott';
function splitIntoFirstAndLastName() {
name = name.split(' ');
}
splitIntoFirstAndLastName();
console.log(name); // ['Ryan', 'McDermott'];
Хорошо:
function splitIntoFirstAndLastName(name) {
return name.split(' ');
}
const name = 'Ryan McDermott';
const newName = splitIntoFirstAndLastName(name);
console.log(name); // 'Ryan McDermott';
console.log(newName); // ['Ryan', 'McDermott'];
Не переопределяйте глобальные функции
Загрязнение глобальных переменных — плохая практика в JavaScript, так как может породить конфликты с другой библиотекой, и пользователь вашего API не увидит ошибок, пока не получит исключение в продакшене. Давайте рассмотрим пример: что делать, если вы хотите расширить стандартный функционал Array из JavaScript, добавив метод diff, который бы вычислял различие между двумя массивами? Вы должны были бы записать новую функцию в Array.prototype, но тогда она может войти в конфликт с другой библиотекой, которая пыталась сделать то же самое. А если другая библиотека использовала метод diff, чтобы найти разницу между первым и последним элементами массива? Именно поэтому гораздо лучше использовать классы ES2015/ES6 и просто унаследовать нашу реализацию от класса Array.
Плохо:
Array.prototype.diff = function diff(comparisonArray) {
const hash = new Set(comparisonArray);
return this.filter(elem => !hash.has(elem));
};
Хорошо:
class SuperArray extends Array {
diff(comparisonArray) {
const hash = new Set(comparisonArray);
return this.filter(elem => !hash.has(elem));
}
}
Отдавайте предпочтение фунциональному программированию над иперативным
JavaScript не настолько функциональный язык, как Haskell, но определенной доли функциональности он не лишен. Функциональные языки чище и их проще тестировать. Применяйте функциональный стиль программирования при возможности.
Плохо:
const programmerOutput = [
{
name: 'Uncle Bobby',
linesOfCode: 500
}, {
name: 'Suzie Q',
linesOfCode: 1500
}, {
name: 'Jimmy Gosling',
linesOfCode: 150
}, {
name: 'Gracie Hopper',
linesOfCode: 1000
}
];
let totalOutput = 0;
for (let i = 0; i < programmerOutput.length; i++) {
totalOutput += programmerOutput[i].linesOfCode;
}
Хорошо:
const programmerOutput = [
{
name: 'Uncle Bobby',
linesOfCode: 500
}, {
name: 'Suzie Q',
linesOfCode: 1500
}, {
name: 'Jimmy Gosling',
linesOfCode: 150
}, {
name: 'Gracie Hopper',
linesOfCode: 1000
}
];
const totalOutput = programmerOutput
.map((programmer) => programmer.linesOfCode)
.reduce((acc, linesOfCode) => acc + linesOfCode, 0);
Инкапсулируйте условия
Плохо:
if (fsm.state === 'fetching' && isEmpty(listNode)) {
// ...
}
Хорошо:
function shouldShowSpinner(fsm, listNode) {
return fsm.state === 'fetching' && isEmpty(listNode);
}
if (shouldShowSpinner(fsmInstance, listNodeInstance)) {
// ...
}
Избегайте негативных условий
Плохо:
function isDOMNodeNotPresent(node) {
// ...
}
if (!isDOMNodeNotPresent(node)) {
// ...
}
Хорошо:
function isDOMNodePresent(node) {
// ...
}
if (isDOMNodePresent(node)) {
// ...
}
Избегайте условных конструкций
Такая задача кажется невозможной. Услышав подобное, большинство людей говорят: «Как я должен делать что-либо без выражения if?». Ответ заключается в том, что во многих случаях для достижения тех же целей можно использовать полиморфизм. Второй вопрос, как правило, звучит так: «Хорошо, замечательно, но почему я должен их избегать?». Ответ — предыдущая концепция чистого кода, которую мы узнали: функция должна выполнять только одну задачу. Если у вас есть классы и функции, содержащие конструкцию 'if', вы словно говорите своему пользователю, что ваша функция выполняет больше одной задачи. Помните: одна функция — одна задача.
Плохо:
class Airplane {
// ...
getCruisingAltitude() {
switch (this.type) {
case '777':
return this.getMaxAltitude() - this.getPassengerCount();
case 'Air Force One':
return this.getMaxAltitude();
case 'Cessna':
return this.getMaxAltitude() - this.getFuelExpenditure();
}
}
}
Хорошо:
class Airplane {
// ...
}
class Boeing777 extends Airplane {
// ...
getCruisingAltitude() {
return this.getMaxAltitude() - this.getPassengerCount();
}
}
class AirForceOne extends Airplane {
// ...
getCruisingAltitude() {
return this.getMaxAltitude();
}
}
class Cessna extends Airplane {
// ...
getCruisingAltitude() {
return this.getMaxAltitude() - this.getFuelExpenditure();
}
}
Избегайте проверки типов (часть 1)
JavaScript является нетипизированным языком, а это значит, что ваши функции могут принимать аргументы любого типа. Порой вы обжигались этой свободой, что побуждало вас производить проверку типов в ваших функциях. Есть множество способов ее избежать. В первую очередь стоит подумать над согласованным API.
Плохо:
function travelToTexas(vehicle) {
if (vehicle instanceof Bicycle) {
vehicle.peddle(this.currentLocation, new Location('texas'));
} else if (vehicle instanceof Car) {
vehicle.drive(this.currentLocation, new Location('texas'));
}
}
Хорошо:
function travelToTexas(vehicle) {
vehicle.move(this.currentLocation, new Location('texas'));
}
Избегайте проверки типов (часть 2)
Если вы работаете с базовыми примитивами, такими как строки, целые числа и массивы, и не можете использовать полиморфизм, хотя все еще чувствуете необходимость в проверках типа, вам стоит рассмотреть возможность применения TypeScript. Это отличная альтернатива обычному JavaScript, предоставляющая возможность статической типизации поверх стандартного синтаксиса JavaScript. Проблема с ручной проверкой типов в обычном JavaScript в том, что иллюзия безопасности, которую она создает, никак не компенсируется потерей читабельности из-за многословности кода. Держите ваш код в чистоте, пишите хорошие тесты и делайте эффективные ревизии кода. Или делайте все то же самое, но с помощью TypeScript (который, как я уже сказал, является прекрасной альтернативой!).
Плохо:
function combine(val1, val2) {
if (typeof val1 === 'number' && typeof val2 === 'number' ||
typeof val1 === 'string' && typeof val2 === 'string') {
return val1 + val2;
}
throw new Error('Must be of type String or Number');
}
Хорошо:
function combine(val1, val2) {
return val1 + val2;
}
Не оптимизируйте сверх меры
Современные браузеры производят множество оптимизаций под капотом во время исполнения кода. Оптимизируя код вручную, вы, зачастую, просто тратите свое время. Есть прекрасные ресурсы с описанием ситуаций, когда оптимизация действительно хромает. Поглядывайте на них в свободное время, пока эти проблемы не будут исправлены, если вообще будут, конечно.
Плохо:
// В старых браузерах каждая итерация с некэшированной `list.length` будет дорогостоящей
// из-за перерасчета `list.length`. В современных браузерах это оптимизировано.
for (let i = 0, len = list.length; i < len; i++) {
// ...
}
Хорошо:
for (let i = 0; i < list.length; i++) {
// ...
}
Удаляйте мертвый код
Мертвый код так же плох, как повторяющийся код. Нет никаких причин, чтобы держать его в репозитории. Если код не вызывается, избавьтесь от него!
Он по-прежнему будет в системе контроля версий, если когда-нибудь он все-таки вам понадобится.
Плохо:
function oldRequestModule(url) {
// ...
}
function newRequestModule(url) {
// ...
}
const req = newRequestModule;
inventoryTracker('apples', req, 'www.inventory-awesome.io');
Хорошо:
function newRequestModule(url) {
// ...
}
const req = newRequestModule;
inventoryTracker('apples', req, 'www.inventory-awesome.io');
Автор: BoryaMogila