Иногда я рисую себе граф того, как должна выглядеть архитектура современных систем и нахожу те моменты процесса разработки, которые могут быть улучшены и те практики, которые могут быть применены для улучшения этих процессов. После очередной такой итерации я еще раз убедился, что существуют потрясающие фреймворки и методологии для разработки и серверной и клиентской частей, но синхронизация данных между клиентом, сервером и базой данных работает не так, как того требуют современные реалии: быстрое реагирование на изменение состояния системы, распределенность и асинхронность обработки данных, повторное использование раннее обработанных данных.
В последние годы требования к современным приложениям и методы их разработки значительно изменились. Большинство таких приложений используют асинхронную модель, состоящую из множества слабо связанных компонентов (микросервисов). Пользователи же хотят, чтобы приложение работало безотказно и всегда было в актуальном состоянии (данные должны быть синхронизированы в любой момент времени), проще говоря, пользователи чувствуют себя более комфортно, когда им не нужно каждый раз нажимать кнопку «Обновить» или полностью перезагружать приложение, если что-то пошло не так. Под катом немного теории и практики и полноценное приложением c открытым исходным кодом со cтеком разработки React, Redux/Saga, Node, TypeScript и нашим проектом Theron.
Rick and Morty. Рик открывает множество порталов.
Я использовал различные сервисы для синхронизации и хранения данных в реальном времени, большинство из которых упомянуто в этой статье. Но каждый раз, как только приложение развивалось в более сложный продукт, становилось очевидным, что система слишком сильно зависит от одного провайдера услуг и в ней нет той необходимой гибкости, которую дает создание своей микроархитектуры с множеством диверсифицированных сервисов-сателитов, использование классических баз данных (SQL и NoSQL) и написание кода, взамен конструкторам и панелям управления BaaS. Такой подход, действительно, более сложен на начальной стадии разработки прототипа, но он окупает себя в будущем.
Результатом моих исследований стал Theron. Theron — сервис для создания современных приложений реального времени. Реактивное хранилище данных Theron беспрерывно транслирует изменения, произошедшие в базе данных, исходя из запроса к ней. Чуть больше чем за четыре месяца небольшой командой из двух разработчиков мы реализовали базовую архитектуру, основные критерии которой:
- Быстрое создание новых приложений и безболезненная миграция существующих на Theron.
- Использование современных практик при создании асинхронных, распределенных и отказоустойчивых систем и изоморфизм компонентов системы.
- Распределенная интеграция на низком уровне с базами данных, такими как Postgres и Mongo.
- Легкая интеграция с современными фреймворками, такими как React, Angular и их друзьями: ReactiveX, Redux т.д.
- Сфокусированность на решение задачи синхронизации данных, а не предоставление полного стека разработки и последующего "вендор локинга".
- Основная логика приложений (в том числе аутентификация и права доступа) должна реализовываться разработчиками на их стороне.
Реактивные каналы
Мне понравился функциональный подход еще тогда, когда я познакомился с одним из старейших функциональных языков программирования, ориентированным на символьные вычисления Рефал. Позже, сам того не осознавая, я начал использовать реактивную парадигму программирования, и, со временем, большая часть моей работы строилась на этих подходах.
Theron построен на основе ReactiveX. Фундаментальный концепт в Theron —реактивные каналы, предоставляющие гибкий способ трансляции данных различным сегментам пользователей. Theron использует классический Pub/Sub шаблон проектирования. Для создания нового канала (количество неограниченно) и стриминга данных достаточно лишь создать новую подписку.
После установки (англ.), импортируйте Theron и создайте нового клиента:
import { Theron } from 'theron';
const theron = new Theron('https://therondb.com', { app: 'YOUR_APP_NAME' });
Создание нового клиента не устанавливает нового WebSocket подключения и не начинает синхронизацию данных. Подключение устанавливается только тогда, когда создается подписка, при условии того, что нет другого активного подключения. То есть в рамках реактивного программирования клиент Theron и каналы — это "cold observable" объекты.
Создайте новую подписку:
const channel = theron.join('the-world');
const subscription = channel.subscribe(
message => {
console.log(message.payload);
},
err => {
console.log(err);
},
() => {
console.log('done');
}
);
Когда канал больше не нужен — отпишитесь:
subscription.unsubscribe();
Отправка данных клиентам, подписанных на этот канал, со стороны сервера (Node.js) также проста:
import { Theron } from 'theron';
const theron = new Theron('https://therondb.com', { app: 'YOUR_APP_NAME', secret: 'YOUR_SECRET_KEY' });
theron.publish('the-world', { message: 'Greatings from Cybertron!' }).subscribe(
res => {
console.log(res);
},
err => {
console.log(err);
},
() => {
console.log('done');
},
);
Theron использует экспоненциальный бэкофф (включен по умолчанию) при потере соединения или при возникновении некритических ошибок (англ.): ошибки, когда возможна повторная подписка на канал.
Реализация многих алгоритмов в рамках реактивного программирования изящна и проста, например, экспоненциальный бэкофф в клиентской библиотеке Theron выглядит примерно так:
let attemp = 0;
const rescueChannel = channel.retryWhen(errs =>
errs.switchMap(() => Observable.timer(Math.pow(2, attemp + 1) * 500).do(() => attemp++))
).do(() => attemp = 0);
Интеграция с базой данных
Как было сказано выше, Theron — это реактивное хранилище данных: система уведомлений об изменениях, которая беспрерывно транслирует обновления по защищенным каналам для вашего приложения, исходя из обычного SQL запроса к базе данных. Theron анализирует запрос к базе данных и отправляет артефакты данных, с помощью которых можно воссоздать исходные данные.
Theron интегрирован на данный момент с Postgres; интеграция с Mongo в процессе разработки.
Рассмотрим, как это работает на примере жизненного цикла простого списка, состоящего из первых трех элементов, упорядоченного в алфавитном порядке:
Перед тем как мы продолжим, подключите базу данных к Theron, введя данные для доступа к ней в панели управления:
Внутреннее устройство захвата (locking) базы данных — большая тема для отдельной статьи в будущем. Theron — распределенная система, поэтому пул подключений к базе данных ограничен 10-ю (с возможностью увеличения до 20-и) общими подключениями.
1. Создание новой подписки
Theron работает с SQL запросами, поэтому ваш сервер должен возвращать не результат выполнения запроса, а исходный SQL запрос. Например, в нашем случае JSON ответ сервера может выглядеть так:
{ "query": "SELECT * FROM todos ORDER BY name LIMIT 3" }
На стороне клиента начнем трансляцию данных для нашего SQL запроса, создав новую подписку:
import { Theron } from 'theron';
const theron = new Theron('https://therondb.com', { app: 'YOUR_APP_NAME' });
const subscription = theron.watch('/todos').subscribe(
action => {
console.log(action); // Инструкции Theron'а
},
err => {
console.log(err);
},
() => {
console.log('complete');
}
);
Theron отправит GET запрос '/todos' вашему серверу, проверит валидность возвращенного SQL запроса и начнет трансляцию начальных инструкций с необходимыми данными, если данный запрос не был ранее скэширован на стороне клиента.
Инструкция TheronRowArtefact — это обычный JavaScript объект с самими данными `payload` и типом инструкции `type`. Основные типы инструкций:
- ROW_ADDED — добавлен новый элемент.
- ROW_REMOVED — элемент был удален.
- ROW_MOVED — элемент был изменен.
- ROW_CHANGED — элемент был изменен.
- BEGIN_TRANSACTION — новый блок синхронизации.
- COMMIT_TRANSACTION — синхронизация завершена успешно.
- ROLLBACK_TRANSACTION — при синхронизации возникла ошибка.
Предположим, что в базе данных уже существует несколько элементов A, B, C. Тогда изменение состояния клиента можно представить следующем образом (слева — было, справа — стало):
Id | Name | Id | Name |
---|---|---|---|
1 | A | ||
2 | B | ||
3 | C |
Инструкции Theron для данного состояния:
{ type: BEGIN_TRANSACTION }
{ type: ROW_ADDED, payload: { row: { id: 1, name: 'A' }, prevRowId: null } }
{ type: ROW_ADDED, payload: { row: { id: 2, name: 'B' }, prevRowId: 1 }
{ type: ROW_ADDED, payload: { row: { id: 3, name: 'C' }, prevRowId: 2 } }
{ type: BEGIN_TRANSACTION }
Каждый блок синхронизации начинается и заканчиваются инструкциями BEGIN_TRANSACTION и COMMIT_TRANSACTION. Для корректной сортировки элементов на стороне клиента Theron дополнительно отправляет данные о предыдущем элементе.
2. Пользователь переименовывает элемент A (1) в D (1)
Предположим, что пользователь переименовывает элемент A (1) в D (1). Так как SQL запрос упорядочивает элементы в алфавитном порядке, то произойдет сортировка элементов, и состояние клиента изменится следующим образом:
Id | Name | Id | Name |
---|---|---|---|
1 | A | 2 | B |
2 | B | 3 | C |
3 | C | 1 | D |
Инструкции Theron для данного состояния:
{ type: BEGIN_TRANSACTION }
{ type: ROW_CHANGED, payload: { row: { id: 1, name: 'D' }, prevRowId: 3 } }
{ type: ROW_MOVED, payload: { row: { id: 1, name: 'D' }, prevRowId: 3 } }
{ type: ROW_MOVED, payload: { row: { id: 2, name: 'B' }, prevRowId: null } }
{ type: ROW_MOVED, payload: { row: { id: 3, name: 'C' }, prevRowId: 2 } }
{ type: COMMIT_TRANSACTION }
3. Пользователь создает новый элемент A (4)
Предположим, что пользователь создает новый элемент A (4). Так как наш SQL запрос ограничивает данные первыми тремя элементами, то на стороне клиента произойдет удаление элемента D (1), и состояние клиента изменится следующим образом:
Id | Name | Id | Name |
---|---|---|---|
2 | B | 4 | A |
3 | C | 2 | B |
1 | D | 3 | C |
Инструкции Theron для данного состояния:
{ type: BEGIN_TRANSACTION }
{ type: ROW_ADDED, payload: { row: { id: 4, name: 'A' }, prevRowId: null } }
{ type: ROW_MOVED, payload: { row: { id: 2, name: 'B' }, prevRowId: 4 } }
{ type: ROW_MOVED, payload: { row: { id: 3, name: 'C' }, prevRowId: 2 } }
{ type: ROW_REMOVED, payload: { row: { id: 1, name: 'D' }, prevRowId: 3 } }
{ type: COMMIT_TRANSACTION }
4. Пользователь удаляет элемент D (1)
Предположим, что пользователь удаляет элемент D (1) из базы данных. Theron в этом случае не отправит новых инструкций, так как это изменение в базе данных не влияет на данные, возвращаемые нашим SQL запросом, и соответственно не влияет на состояние клиента:
Id | Name | Id | Name |
---|---|---|---|
4 | A | 4 | A |
2 | B | 2 | B |
3 | C | 3 | C |
Обработка инструкций на стороне клиента
Теперь, зная как Theron работает с данными, мы можем реализовать логику по воссозданию данных на стороне клиента. Алгоритм довольно простой: мы будем использовать тип инструкции и метаданные предыдущего элемента для корректного позиционирования элементов в массиве. В реальном приложении нужно использовать, например, библиотеку Immutable.js для работы с массивами и оператор scan — пример.
import { ROW_ADDED, ROW_CHANGED, ROW_MOVED, ROW_REMOVED } from 'theron';
let todos = [];
const subscription = theron.watch('/todos').subscribe(
action => {
switch (action.type) {
case ROW_ADDED:
const index = nextIndexForRow(rows, action.prevRowId)
if (index !== -1) {
rows.splice(index, 0, action.row);
}
break;
case ROW_CHANGED:
const index = indexForRow(rows, action.row.id);
if (index !== -1) {
rows[index] = action.row;
}
break;
case ROW_MOVED:
const index = indexForRow(rows, action.row.id);
if (index !== -1) {
const row = list.splice(curPos, 1)[0];
const newIndex = nextIndexForRow(rows, action.prevRowId);
rows.splice(newIndex, 0, row);
}
break;
case ROW_REMOVED:
const index = indexForRow(rows, action.row.id);
if (index !== -1) {
list.splice(index, 1);
}
break;
}
},
err => {
console.log(err);
}
);
function indexForRow(rows, rowId) {
return rows.findIndex(row => row.id === rowId);
}
function nextIndexForRow(rows, prevRowId) {
if (prevRowId === null) {
return 0;
}
const index = indexForRow(rows, prevRowId);
if (index === -1) {
return rows.length;
} else {
return index + 1;
}
}
Время примеров
Изучать иногда лучше, основываясь на готовых примерах: поэтому вот обещанное приложение, опубликованное под лицензией MIT — https://github.com/therondb/figure. Figure — это сервис для работы с HTML формами в статичных сайтах; cтек разработки — React, Redux/Saga, Node, TypeScript и, конечно, Theron. Например, мы используем Figure для формирования листа подписчиков нашего блога и сайта документации (https://github.com/therondb/therondb.com):
Заключение
Помимо исправления гипотетической тонны ошибок и классического написания клиентских библиотек под популярные платформы, мы работаем над выделением в независимый компонент обратного прокси-сервера и балансировщика. Идея заключается в том, чтобы можно было создавать на стороне сервера API, к которому можно обращаться как через обычные запросы HTTP, так и через постоянное подключение WebSocket. В следующей статье про архитектуру Theron я напишу про это более подробно.
Команда у нас небольшая, но энергичная, и мы любим экспериментировать. Theron находится в активной разработке: есть множество идей и моментов, которые нужно реализовать и улучшить. С удовольствием выслушаем любую критику, примем советы и конструктивно это обсудим.
Автор: Theron