Для кого и зачем эта статья?
Когда изучаешь новую технологию или язык программирования, основные понятия всегда носят относительно рутинный характер и поэтому, на мой взгляд, быстро отбивают желание обучаться у начинающих. Цель данной статьи — это заинтересовать и увлечь читателя изучением программирования на примере разработки элементарной графики в динамическом режиме. Статья подойдет для начинающих разработчиков, которые ознакомились с основами HTML5 и JavaScript, и которым наскучило видеть статический текст на страничке при выводе в консоль браузера массивов, объектов, результатов арифметических операций и т.д. Далее мы реализуем простейшую, но полезную для понимания языка анимацию.
Что мы будем делать?
Рассмотрим процесс создание простейших аналоговых часов средствами HTML5 и JavaScript. Рисовать часы будем графическими примитивами, не используя средств CSS. Мы вспомним немного геометрии для отображения нашей графики, вспомним немного математики для реализации логики отображения наших анимированных часов. И в целом постараемся уменьшить энтропию в познаниях языка JavaScript. Для разработки нам понадобится текстовый редактор вроде Notepad++ или Sublime Text 3.
Реализация цифровых часов
Создадим три файла в текстовом редакторе. (Все три файла должны лежать в одной папке).
index.html — основная страничка
clockscript.js — скрипт с логикой работы
style.css — файл стилей
Для начала выведем текущее время в обычный div-блок в .html файл. Даже в такой маленькой задаче есть свой подводный камень. Если просто закинуть функцию отображения часов в событие onload у тега body, то текущее время отобразится в строке, но так и останется статическим. И div-блок, в который мы отправили строку с текущим временем, не будет самостоятельно обновляться.
Добиться самостоятельного обновления элемента страницы можно оборачиванием функции отображения времени в анонимный метод, который присваивается свойству onload корневого объекта Window.
Один из вариантов реализации может быть следующим. Файл index.html:
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<title>Часы</title>
<meta http-equiv = "Content-Type" content = "text/html; charset = utf-8" >
<link rel = "stylesheet" type = "text/css" href = "style.css">
<script src = "clockscript.js"></script>
</head>
<body>
Черновик по JavaScript. Работа с холстом: <br>
<div id='clock'>Тут будет текущее время</div> <br>
<canvas height='480' width='480' id='myCanvas'></canvas>
</body>
</html>
Файл style.css:
#clock{
font-family:Tahoma, sans-serif;
font-size:20px;
font-weight:bold;
color:#0000cc;
}
Файл clockscript.js:
window.onload = function(){
window.setInterval(
function(){
var d = new Date();
document.getElementById("clock").innerHTML = d.toLocaleTimeString();
}
, 1000);
}
Разберемся с работой clockscript.js:
Выполняем внутренний JavaScript-код при помощи привязки к событию onload корневого объекта Window:
window.onload = function(){/*бла-бла-бла*/}
Метод объекта объекта Window, который выполняет код через определенные промежутки времени (указанные в миллисекундах):
window.setInterval(function(){/*Тут действия, обернутые в функцию, которую нужно выполнять каждые 1000 миллисекунд*/} , 1000);
Объект Date используется для проведения различных манипуляций с датой и временем. С помощью конструктора создаем его экземпляр и называем d:
var d = new Date();
Находим объект DOM по его id. Это именно тот объект, в который мы хотим выводить наше время. Это может быть параграф, заголовок или еще какой-то элемент. У меня это div-блок. После получения элемента по id, используем его свойство innerHTML для получение всего содержимого элемента вместе с разметкой внутри. И передаем туда результат метода toLocaleTimeString(), который возвращает форматированное представление времени:
document.getElementById("clock").innerHTML = d.toLocaleTimeString();
Вот, что должно получиться(время динамически изменяется каждую секунду):
Реализация аналоговых часов
С этого момента мы будем использовать Canvas (HTML), который будет служить нам холстом для творчества.
Чтобы увидеть наш холст в файле index.html внутри body мы должны где-то расположить следующий тег, сразу определив его размеры:
<canvas height='480' width='480' id='myCanvas'></canvas>
Теперь в файле clockscript.js, прежде чем пытаться рисовать, нужно получить контекст объекта Canvas. Сделаем это в начале нашей функции отображения часов. Тогда файл clockscript.js изменится следующим образом:
function displayCanvas(){
var canvasHTML = document.getElementById('myCanvas');
var contextHTML = canvasHTML.getContext('2d');
contextHTML.strokeRect(0,0,canvasHTML.width, canvasHTML.height);
//Тут будет вся логика часов и код отображения через графические примитивы
return;
}
window.onload = function(){
window.setInterval(
function(){
var d = new Date();
document.getElementById("clock").innerHTML = d.toLocaleTimeString();
displayCanvas();
}
, 1000);
}
Ну что, давайте вспоминать математику? Нам важно понять связь между делениями определенных стрелок и углом их поворота на будущем циферблате.
Угол поворота всех стрелок за 1 секунду:
- Секундная стрелка повернется на угол — (1/60)*360o = 6o
- Минутная стрелка повернется на угол — (1/60)*6o = 0,1o
- Часовая стрелка повернется на угол — (1/60)*0,1o ≈ 0,0017o
Первая проблема:
То есть даже за 1 секунду все стрелки должны повернуться, каждая на соответствующий угол. И если это не учесть, то первый подводный камень, который мы получим в отображении, будет некрасивая анимация. К примеру, когда время будет 19:30, то часовая стрелка будет ровно показывать на 19 часов, хотя в реальной жизни она должна уже быть наполовину приближена к 20 часам. Аналогично, приятнее будет выглядеть плавное передвижение минутной стрелки. Ну а секундная стрелка пусть перещелкивается дискретными движениями, как в большинстве реальных механических часов. Решение проблемы: прибавлять к углы поворота текущей стрелки угол поворота более быстрой стрелки, домноженный на коэффициент, обозначающий его долю от угла текущей стрелки.
Реализация:
var t_sec = 6*d.getSeconds(); //Определяем угол для секунд
var t_min = 6*(d.getMinutes() + (1/60)*d.getSeconds()); //Определяем угол для минут
var t_hour = 30*(d.getHours() + (1/60)*d.getMinutes()); //Определяем угол для часов
Вторая проблема:
Угол вращающегося радиус-вектора(стрелки часов) отсчитывается от положительного направления в направлении против часовой стрелки. Если мы это не учтем в нашей логике, то направим часы назад в прошлое.
И еще, отсчет часов, минут и секунд у нас происходит от цифры 12, верхнего положения. Решение проблемы: в наших формулах мы должны учесть это в качестве сдвига +π/2 (90o). А перед значением угла ставить знак "-", чтобы часы шли именно по часовой стрелке. И, конечно, учитывать, что передача угла в градусах в тригонометрические функции языков программирования осуществляется с умножением на коэффициент "π/180o".
Реализация на примере секундной стрелки:
contextHTML.moveTo(xCenterClock, yCenterClock);
contextHTML.lineTo(xCenterClock + lengthSeconds*Math.cos(Math.PI/2 - t_sec*(Math.PI/180)),
yCenterClock - lengthSeconds*Math.sin(Math.PI/2 - t_sec*(Math.PI/180)));
Третья проблема:
В ходе разметки рисочек циферблата нужно как-то выделить рисочки напротив часов. Всего рисочек — 60 для секунд и минут. 12 — для часов. Эти 12 должны как-то выделяться на фоне всех остальных. Также симметричность оцифровки зависит от ширины цифр. Очевидно, что цифры 10, 11 и 12 шире, чем 1, 2, 3 и т.д. Про это нужно не забыть.
Решение проблемы и вариант оцифровки циферблата:
for(var th = 1; th <= 12; th++){
contextHTML.beginPath();
contextHTML.font = 'bold 25px sans-serif';
var xText = xCenterClock + (radiusNum - 30) * Math.cos(-30*th*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
var yText = yCenterClock - (radiusNum - 30) * Math.sin(-30*th*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
//Следующий кусок когда учитывает то, что симметричность оцифровки зависит от ширины цифры
//Начиная с "10" часов это нужно корректировать(!)
if(th <= 9){
contextHTML.strokeText(th, xText - 5 , yText + 10);
}else{
contextHTML.strokeText(th, xText - 15 , yText + 10);
}
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
}
С учетом всего этого, мой вариант исполнения кода логики и отображения аналоговых часов выглядит следующим образом:
function displayCanvas(){
var canvasHTML = document.getElementById('myCanvas');
var contextHTML = canvasHTML.getContext('2d');
contextHTML.strokeRect(0,0,canvasHTML.width, canvasHTML.height);
//Расчет координат центра и радиуса часов
var radiusClock = canvasHTML.width/2 - 10;
var xCenterClock = canvasHTML.width/2;
var yCenterClock = canvasHTML.height/2;
//Очистка экрана.
contextHTML.fillStyle = "#ffffff";
contextHTML.fillRect(0,0,canvasHTML.width,canvasHTML.height);
//Рисуем контур часов
contextHTML.strokeStyle = "#000000";
contextHTML.lineWidth = 1;
contextHTML.beginPath();
contextHTML.arc(xCenterClock, yCenterClock, radiusClock, 0, 2*Math.PI, true);
contextHTML.moveTo(xCenterClock, yCenterClock);
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
//Рисуем рисочки часов
var radiusNum = radiusClock - 10; //Радиус расположения рисочек
var radiusPoint;
for(var tm = 0; tm < 60; tm++){
contextHTML.beginPath();
if(tm % 5 == 0){radiusPoint = 5;}else{radiusPoint = 2;} //для выделения часовых рисочек
var xPointM = xCenterClock + radiusNum * Math.cos(-6*tm*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
var yPointM = yCenterClock - radiusNum * Math.sin(-6*tm*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
contextHTML.arc(xPointM, yPointM, radiusPoint, 0, 2*Math.PI, true);
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
}
//Оцифровка циферблата часов
for(var th = 1; th <= 12; th++){
contextHTML.beginPath();
contextHTML.font = 'bold 25px sans-serif';
var xText = xCenterClock + (radiusNum - 30) * Math.cos(-30*th*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
var yText = yCenterClock - (radiusNum - 30) * Math.sin(-30*th*(Math.PI/180) + Math.PI/2);
if(th <= 9){
contextHTML.strokeText(th, xText - 5 , yText + 10);
}else{
contextHTML.strokeText(th, xText - 15 , yText + 10);
}
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
}
//Рисуем стрелки
var lengthSeconds = radiusNum - 10;
var lengthMinutes = radiusNum - 15;
var lengthHour = lengthMinutes / 1.5;
var d = new Date(); //Получаем экземпляр даты
var t_sec = 6*d.getSeconds(); //Определяем угол для секунд
var t_min = 6*(d.getMinutes() + (1/60)*d.getSeconds()); //Определяем угол для минут
var t_hour = 30*(d.getHours() + (1/60)*d.getMinutes()); //Определяем угол для часов
//Рисуем секунды
contextHTML.beginPath();
contextHTML.strokeStyle = "#FF0000";
contextHTML.moveTo(xCenterClock, yCenterClock);
contextHTML.lineTo(xCenterClock + lengthSeconds*Math.cos(Math.PI/2 - t_sec*(Math.PI/180)),
yCenterClock - lengthSeconds*Math.sin(Math.PI/2 - t_sec*(Math.PI/180)));
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
//Рисуем минуты
contextHTML.beginPath();
contextHTML.strokeStyle = "#000000";
contextHTML.lineWidth = 3;
contextHTML.moveTo(xCenterClock, yCenterClock);
contextHTML.lineTo(xCenterClock + lengthMinutes*Math.cos(Math.PI/2 - t_min*(Math.PI/180)),
yCenterClock - lengthMinutes*Math.sin(Math.PI/2 - t_min*(Math.PI/180)));
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
//Рисуем часы
contextHTML.beginPath();
contextHTML.lineWidth = 5;
contextHTML.moveTo(xCenterClock, yCenterClock);
contextHTML.lineTo(xCenterClock + lengthHour*Math.cos(Math.PI/2 - t_hour*(Math.PI/180)),
yCenterClock - lengthHour*Math.sin(Math.PI/2 - t_hour*(Math.PI/180)));
contextHTML.stroke();
contextHTML.closePath();
//Рисуем центр часов
contextHTML.beginPath();
contextHTML.strokeStyle = "#000000";
contextHTML.fillStyle = "#ffffff";
contextHTML.lineWidth = 3;
contextHTML.arc(xCenterClock, yCenterClock, 5, 0, 2*Math.PI, true);
contextHTML.stroke();
contextHTML.fill();
contextHTML.closePath();
return;
}
window.onload = function(){
window.setInterval(
function(){
var d = new Date();
document.getElementById("clock").innerHTML = d.toLocaleTimeString();
displayCanvas();
}
, 1000);
}
Заключение
Вот такие часы должны получиться в итоге. Надеюсь, что данная статья поможет вам разобраться в элементарной анимации на JavaScript и зародит у вас интерес к освоению этого прекрасного языка программирования. Спасибо за внимание.
Автор: Impressive_i