Яков Файн: «Мы не будем нанимать индийских программистов только потому, что они стоят половину»

в 6:26, , рубрики: angular, dart, flex, java, Блог компании Caspowa, Веб-разработка, интервью, подкаст

Представляем четвертый выпуск подкаста о технологиях, процессах, инфраструктуре и людях в IT-компаниях. Сегодня в гостях у “CTOcast” — Яков Файн, сооснователь компаний Farata Systems и SuranceBay.

Слушать подкаст

1-ая часть текстовой версии подкаста

Яков Файн: «Мы не будем нанимать индийских программистов только потому, что они стоят половину» - 1

Текстовая версия подкаста (2-ая часть)

О команде

Павел Павлов: Разделяет ли команда разработки твою точку зрения о том, что для серьезного скачка в карьере нужна финансовая компания и что это важный этап? Насколько они мотивированы? Понятно, что тренинги и подкасты активно привлекают девелоперов, но как они себя чувствуют после того, как попадают на проекты Farata Systems и SuranceBay?

Яков Файн: Честно говоря, я очень просто смотрю на мир и понимаю, что какие бы песни я не пел в своих подкастах или статьях, конкретному человеку нужно кормить свою семью. И если, скажем, человек сидит в Беларуси или Украине, я не могу ему сказать: «Сережа, то, что мы делаем – очень cool. Давай я тебе буду платить 10 долларов в час, и ты это будешь делать. Ведь это cool! И ты будешь общаться с самим мной». Так не работает. На сегодня существуют определенные ставки. Мне кажется в России, в Украине люди, которые работают на западные страны, не очень озабочены тем, чтобы сделать карьеру у клиента. Мы ведь, фактически являясь клиентом для наших людей, не повышаем титулы, не называем никого senior или super senior. То есть я думаю, что многие люди у нас работают в первую очередь потому, что они получают зарплату, которую, возможно, не получили бы в другом месте.

Но это не все. Еще есть большая гибкость в работе и в графике работы. Во-первых, они могут работать из дома, во-вторых, мы никогда не стоим с секундомером. Хочешь работать в своем графике – работай, хочешь работай утром, хочешь – ночью. Ну, конечно, если тебе нужно быть на митинге, то ты должен быть на митинге. Если у тебя ребенок и его нужно забирать из школы, то, пожалуйста, забирай его из школы. Человек нам пишет, что он работал, допустим, восемь часов в день, и на этом все. И это второе обстоятельство, которое держит людей у нас. На первом месте все-таки зарплаты, а на втором – это супер-гибкость и полное доверие. Я не помню случая, чтобы мы кому-то сказали, что вы столько времени потратили на это дело, а на самом деле надо было потратить половину.

Ну, и сам факт того, что люди работают в сильных командах, полезен многим. То есть они не строят карьеру в Farata и они не станут начальниками в Farata никогда, но они строят свою карьеру. Если кто-то из них решит уйти от нас, чего мне бы не хотелось, то значит он уйдет. И люди, работая у нас, технически, мне кажется, выросли и communication skills тоже стали получше. Они не тратят годы жизни на тупо зарабатывание, когда, скажем, поехал на Север, заработал денег и вернулся. Годы жизни пропали, но зато денег заработал. У нас не так и думаю поэтому у нас и работают.

Александр Астапенко: А если девелоперы все-таки уходят из Farata и SuranceBay, то почему?

Яков Файн: Был один неприятный случай много лет назад. Человек, который буквально месяц поработал, договорился за нашей спиной с клиентом, маленькой компанией в Австралии, и видно клиент ему предложил: «Что тебе работать на Farata, давай я тебе напрямую буду платить лучше».

Кроме этого случая, может быть, было, конечно, за все эти годы, но я не помню, чтобы от нас люди уходили. Не уходят. Люди, которые начинали с нами, 2006 год, 2007 год – работают. Почему они работают? Видно их устраивает. Но недавно, буквально недавно, от нас ушел один человек здесь, в Америке. Почему он ушел? Ему предложили хорошую должность архитектора в другой компании, и он решил там строить карьеру. У нас он был консультантом, но вот ему предложили там рост и карьеру и для него это на сегодня важно. Никто никого не задерживал, не удерживал, дальше будем общаться. И я это понимаю, уважаю и ничего плохого в этом не вижу. Мы все-таки небольшая компания. Если человек видит свою карьеру в большей компании, и если кому-то не нравится быть просто консультантом на проекте, а хочется расти в должности, зарабатывать какие-то другие деньги, может быть, иметь свой кабинет – пожалуйста. Поэтому уход из Farata это не трагедия, если он происходит. Это жизнь.

О технологиях

Александр Астапенко: Я помню в одном из своих подкастов ты говорил, что очень важно быть в топ 20%, за что бы не взялся. Условно, если ты пчеловод, то в пчеловодстве, а если ты Java-девелопер, то, собственно, быть экспертом в первых 20%. Когда пару лет назад Adobe похоронили Flex, то вы стали перед выбором куда двигаться дальше, поскольку вы были в этих первых 20%, если не в 10%, во Flex в Штатах. Потом вы переключились на HTML5, JavaScript. Как было принято это решение об уходе?

Яков Файн: Принцип Парето, 20/80, да, действительно, я так говорил. Но если ты попал в 20%, я не считаю, что ты — эксперт. Если ты говоришь, что нас знали в Adobe, потому что мы были в 20 или 10%, это не так. Мы были в 3%, наверное. Вот это эксперт. 20% — это стабильность, которая позволяет тебе особо не волноваться о том, что я буду делать, если меня завтра уволят. Найдешь работу. Вот и все.

Почему мы пошли в HTML5? Чтобы не идти против ветра. То есть это тренд, хотя до сих пор у нас есть довольно много разработки на Flex и до сих пор мы считаем, что Flex на сегодня наиболее продуктивная среда разработки веб-приложений. Flex и Adobe AIR. Когда мы стали давать работу на HTML5, JavaScript, CSS, то мы немедленно увидели падение продуктивности наших программистов. То, что можно сделать на Flex за день, на HTML5 можно сделать за пять. Мы до сих пор не очень счастливы с тем, что происходит в HTML5, но понимаем, что мир идет туда и нам надо идти туда. На то, чтобы идти туда, уходит время. Вот книжка недавно вышла, Enterprise Web Development, которую написали наши инженеры, и я в том числе. Мы до сих пор смотрим и направо, и налево, думая, что и как сделать, чтобы быть продуктивными.

У нас есть надежда, что гугловский язык Dart более продуктивен. И сегодня пара Google Dart и фреймворк Angular, который имеет порт на Dart, может как-то приблизиться по продуктивности к Flex. Плюс не иметь проблем с необходимостью плагинов в браузере, как Flash Player, например. Мы планируем проводить тренинг внутри компании, чтобы люди пересаживались на Dart. И, скорее всего, приедем в Украину, может быть, и в Беларусь с этим тренингом и проведем его просто как public class для программистов, которым это интересно.

Сегодня мы считаем, что HTML5 — это более-менее правильная среда. Хотя некие опасения у меня вызывает Google, который известен тем, что они могут бросить игрушку, если она им неинтересна. Это первое. Второе, Google совершенно в другом бизнесе, и я не вижу, чтобы они сильно толкали Dart в enterprise. В свое время, когда Adobe продвигали Flex, они сделали важную работу. Я не знаю какими силами и как они это делали, с кем играли в гольф, может быть, из топ-менеджеров больших компаний. У Adobe были клиенты – финансовые, телекоммуникационные компании, индустрия развлечений – и они сумели каким-то образом протолкнуть этот фреймворк в enterprise. Я не вижу этого с Dart, я не вижу, чтобы Google делал какое-то мощное усилие в этом направлении. А изнутри противодействие будет всегда. В крупных компаниях будет сидеть architecture group, принимающая решение о том, какой использовать фреймворк, и которая всегда будет против: «Стандарт – это HTML5, JavaScript, CSS. И не ломайте нам, и не портите нам, и так далее». Но для стартапов, для тех, кто хочет найти что-то действительно продуктивное, а не то, что требует начальник, я считаю, что это правильная среда, и мы вкладываем силы туда сегодня. Поэтому если увидите наше объявление по тренингу на Dart – пожалуйста.

Павел Павлов: А с точки зрения бэкенда, есть ли какие-то угрозы для Java как основного выбора для языка бэкендной разработки? И есть ли какие-то альтернативы, пускай даже не сейчас, но в отдаленной перспективе?

Яков Файн: Я не вижу, честно говоря. Java – очень стабильная платформа. И судя по тому, что я вижу, наверное, большая часть серверной стороны в enterprise написана на Java. И не только в enterprise. На втором месте, наверное, идет .NET, но Java с серьезным отрывом впереди.

10 миллионов людей по всему миру занимаются Java профессионально, то есть они получают зарплату за это. Огромное сообщество, причем культура такая, что если я что-то знаю, то я должен это выложить и рассказать другим. Каждый project manager оценивает риск при выборе того или иного языка программирования. С Java риск того, что я не найду решение для проблемы или у меня будет проблема нанять программиста, очень маленький. Кроме того, она продуктивна и стабильна. Я не вижу никакой замены Java в ближайшие пять лет в плане серверной разработки. Я не говорю: «Бросайте все, что вы делаете, и переходите на Java». Нет. Если вы работаете на .NET, если вас это устраивает – .NET тоже хорошая платформа. Но не такая хорошая, как Java. У Java есть проблемы на клиенте, к сожалению, но на сервер лучше ничего нет. Поэтому для себя лично я не считаю, что мне придется пересаживаться на какой-то другой язык, хотя с удовольствием изучаю другие языки программирования и считаю, что программист должен быть полиглотом. Программист, который себя называет senior Java developer – это скучно. У каждого должен быть набор. Определенный тренд, который я вижу, это то, что называется IoT (The Internet of Things), когда кофеварка будет разговаривать с микроволновкой. Это то, что будет развиваться, потому что количество устройств растет. Раньше был только десктоп, а сейчас посмотрите, что происходит, где можно программы выполнять. Да где угодно. Скоро в чайнике будет Java работать.

Если бы…

Александр Астапенко: Яков, а если в 92 году ты бы не уехал в США, были ли бы возможны Farata Systems и SuranceBay? Как ты думаешь?

Яков Файн: Этих компаний точно не было бы. Если бы я не уехал, это было бы ошибкой для меня конкретно. Когда я уезжал, то материально был устроен очень даже неплохо. У нас было малое предприятие, то есть я зарабатывал в несколько раз больше, чем обыкновенный инженер, но развития особого там не видел. В Америке, мне кажется, среда для человека, который хочет заниматься программированием или стартапами, намного благоприятней. Понимаете, когда слышишь о каких-то наездах, о каких-то распилах, если мне дают 10 миллионов долларов на стартап, то у меня даже в мыслях нет, что 5 я должен отдать дяде Васе, потому что он выбил для меня эти 10 миллионов. Тут по-другому, конечно, есть и тут тоже никто ничего даром не делает.

Не знаю, что было бы, если бы я оставался в Киеве, но наверняка был бы достаточно хорошо устроен. Занимался бы программированием точно. Да, собственно, я и сейчас с удовольствием поехал бы тренингами позанимался в Киеве. Мне очень даже приятно, я люблю заниматься тренингами, и наверняка в Украину поеду на какое-то время.

Александр Астапенко: Яков, может скажешь буквально пару слов в завершение нашего подкаста?

Яков Файн: Пару слов буквально могу сказать для начинающих молодых программистов. Если вы не считаете, что эта профессия для вас случайна, то вы должны активно заниматься своей карьерой. Конечно, есть какое-то количество людей, которые пошли в программирование, потому что там, как говорится, деньги сейчас дают. Но я считаю, что каждый молодой человек, который попал в эту профессию и любит ее, должен вкладывать в себя, в свои тренинги, в изучение других языков.

Иногда я замечаю в людях, которые работают в аутсорсинг-компаниях Украины или Беларуси, что они живут по принципу: «Утром – деньги, вечером – стулья». Вот ты мне что-то дай, а тогда за это я что-то тебе сделаю. Мне кажется, что лучше и правильнее было бы наоборот. То есть отдавайте, делайте что-то, не для меня отдавайте, естественно, а для сообщества. Разрабатывайте, выкладывайте, общайтесь с людьми, ходите на тренинги. Я слышал, что в некоторых ситуациях люди и на тренинги не хотят идти, в том же Киеве, потому что им это не надо. Почему я должен идти на тренинг, если и так рынок хороший? А если завтра вы меня здесь уволите, за мной будут бегать рекруты. Я считаю, что это неправильное отношение к профессии.

И с удовольствием мы будем и дальше работать и с Украиной, и с Беларусью, и с русскими программистами. Я постоянно получаю письма из Индии, Пакистана. Вот у нас есть команда, стоит три копейки. Я сразу их удаляю, потому что все-таки больше доверяю той школе, той системе образования, которую я знаю и которую я вижу. И ничего мы в этом плане менять не будем. Мы не будем нанимать индийских программистов только потому, что они стоят половину. Хотя не хочу ничего плохого сказать про индийских программистов, со многими сильными программистами работал здесь.

Автор: ViktoryiaFedzkovich

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js