Привет всем,
Не знаю как вам, а мне всегда хотелось пореверсить старые приставочные игры, имея в запасе ещё и декомпилятор. И вот, этот радостный момент в моей жизни настал — вышла GHIDRA. О том, что это такое, писать не буду, можно легко загуглить. И, отзывы настолько разные (особенно от ретроградов), что новичку будет сложно даже решиться на запуск этого чуда… Вот вам пример: "20 лет работал в иде, и смотрю я на вашу Гидру с большим недоверием, потому что АНБ. Но когда-нибудь запущу и проверю её в деле".
Если в двух словах — запускать Гидру не страшно. И то, что мы получаем после запуска перекроет весь ваш страх перед закладками-и-бэкдорами от вездесущих АНБ.
Так вот, о чём это я… Есть такая приставка: Sony Playstation 1 (PS1, PSX, Плойка). Под неё было создано множество крутых игр, появилась куча франшиз, которые популярны до сих пор. И мне однажды захотелось узнать, как они устроены: какие есть форматы данных, используется ли сжатие ресурсов, попробовать что-то перевести на русский язык (сразу скажу, пока не перевёл ни одной игры).
Начал с того, что написал с товарищем на Delphi
крутую утилиту для работы с форматом TIM
(это что-то типа BMP
от мира Playstation): Tim2View. В своё время пользовалась успехом (а может и сейчас пользуется). Потом захотелось углубиться в сжатие.
И тут начались проблемы. С процессором MIPS
я тогда ещё не был знаком. Взялся изучать. С IDA Pro
я тоже тогда не был знаком (я пришёл к реверсу игр на Sega Mega Drive
позже Playstation
). Но, благодаря интернету я узнал, что как раз таки IDA Pro
поддерживает загрузку и анализ исполняемых файлов PS1
: PS-X EXE. Попробовал закинуть файл игры (кажется, это были Lemmings) со странным именем и расширением, типа SLUS_123.45
в Иду, получил кучу строк ассемблерного кода (к счастью, я уже имел представление о том, что это такое, благодаря exe-шникам Винды под x86), и начал разбираться.
Первым трудным для понимания местом был конвейер инструкций. Например, вы видите вызов какой-то функции, а сразу за ним идёт загрузка в регистр параметра, который должен использоваться в этой функции. Если вкратце, то перед всякими прыжками и вызовами функций сначала выполняется следующая за прыжком/вызовом инструкция, а уже потом — сам вызов или прыжок.
После всех пройденных трудностей мне удалось написать несколько упаковщиков/распаковщиков ресурсов игр. Но именно изучением кода я никогда не занимался. Почему? Ну, всё банально: кода было очень много, обращения к BIOS и функциям, которые понять было фактически невозможно (они были библиотечными, а SDK под плойку у меня тогда не было), инструкции, работающие с тремя регистрами одновременно, отсутствие декомпилятора.
И вот, спустя много-много лет, выходит GHIDRA
. Среди поддерживаемых декомпилятором платформ есть MIPS
. О, радость! Давайте же скорее попробуем что-то декомпилировать! Но… меня ждал облом. Исполняемые файлы PS-X EXE
не поддерживаются Гидрой. Не беда, напишем свой!
Собственно код
Хватит лирических отступлений, давайте писать код. Как создавать свои загрузчики для Ghidra
, я уже представление имел, о чём писал ранее. Поэтому, осталось только найти Memory Map первой плойки, адреса регистров и, можно собирать и грузить бинари. Сказано — сделано.
Код был готов, регистры и регионы добавлялись и распознавались, но на местах вызовов библиотечных функций и функций BIOS по-прежнему было большое белое пятно. И, к сожалению, поддержки FLIRT
у Гидры не было. Если нету, давай добавим.
Формат FLIRT
-сигнатур известен и описан в pat.txt
файлике, который можно найти в SDK Иды. Также, у Иды есть утилита для создания этих сигнатур специально из библиотечных файлов Playstation
, и называется: ppsx
. Скачал SDK для плойки, который называется PsyQ Playstation Development Kit
, нашёл там lib
-файлы и попробовал создать из них хоть какие-то сигнатуры — успешно. Получается текстовичок, в котором каждая строка имеет определённый формат. Остаётся написать код, который будет парсить эти строки, и применять их на код.
PatParser
Так как каждая строка имеет определённый формат, логично будет написать регулярное выражение. Оно получилось таким:
private static final Pattern linePat = Pattern.compile("^((?:[0-9A-F\.]{2})+) ([0-9A-F]{2}) ([0-9A-F]{4}) ([0-9A-F]{4}) ((?:[:\^][0-9A-F]{4}@? [\.\w]+ )+)((?:[0-9A-F\.]{2})+)?$");
Ну и для выделения потом в списке модулей отдельно смещения, типа, и имени функции, пишем отдельный регэксп:
private static final Pattern modulePat = Pattern.compile("([:\^][0-9A-F]{4}@?) ([\.\w]+) ");
Теперь пройдёмся по составляющим каждой сигнатуры отдельно:
- Сначала идёт hex-последовательность из байт (0-9A-F), где некоторые из них могут быть любыми (символ точки "."). Поэтому создаём класс, который будет хранить такую последовательность. Я назвал её
MaskedBytes
:
package pat;
public class MaskedBytes {
private final byte[] bytes, masks;
public final byte[] getBytes() {
return bytes;
}
public final byte[] getMasks() {
return masks;
}
public final int getLength() {
return bytes.length;
}
public MaskedBytes(byte[] bytes, byte[] masks) {
this.bytes = bytes;
this.masks = masks;
}
public static MaskedBytes extend(MaskedBytes src, MaskedBytes add) {
return extend(src, add.getBytes(), add.getMasks());
}
public static MaskedBytes extend(MaskedBytes src, byte[] addBytes, byte[] addMasks) {
int length = src.getBytes().length;
byte[] tmpBytes = new byte[length + addBytes.length];
byte[] tmpMasks = new byte[length + addMasks.length];
System.arraycopy(src.getBytes(), 0, tmpBytes, 0, length);
System.arraycopy(addBytes, 0, tmpBytes, length, addBytes.length);
System.arraycopy(src.getMasks(), 0, tmpMasks, 0, length);
System.arraycopy(addMasks, 0, tmpMasks, length, addMasks.length);
return new MaskedBytes(tmpBytes, tmpMasks);
}
}
- Длина блока, от которого посчитана
CRC16
. CRC16
, в которой используется свой полином (0x8408
):
public static boolean checkCrc16(byte[] bytes, short resCrc) {
if ( bytes.length == 0 )
return true;
int crc = 0xFFFF;
for (int i = 0; i < bytes.length; ++i) {
int a = bytes[i];
for (int x = 0; x < 8; ++x) {
if (((crc ^ a) & 1) != 0) {
crc = (crc >> 1) ^ 0x8408;
}
else {
crc >>= 1;
}
a >>= 1;
}
}
crc = ~crc;
int x = crc;
crc = (crc << 8) | ((x >> 8) & 0xFF);
crc &= 0xFFFF;
return (short)crc == resCrc;
}
- Полная длина "модуля" в байтах.
- Список глобальных имён (то, что нам нужно).
- Список ссылок на другие имена (тоже нужно).
- Хвостовые байты.
У каждого имени в модуле есть определённый тип и смещение относительно начала. Тип может быть обозначен одним из символов: :, ^, @, в зависимости от типа:
- ":NAME": глобальное имя. Именно ради таких имён я всё и затеял;
- ":NAME@": локальное имя/метка. Можно и не обозначать, но пусть будет;
- "^NAME": ссылка на имя.
С одной стороны всё просто, но, ссылка запросто может быть ссылкой на функцию (и, соответственно, прыжок будет относительным), а на глобальную переменную. В чём, скажете вы, проблема? А она в том, что в PSX нельзя одной инструкцией затолкать целый DWORD
в регистр. Для этого необходимо загрузить его в виде половинок. Дело в том, в MIPS
размер инструкции ограничен четырьмя байтами. И, казалось бы, нужно всего лишь сначала получить одну половинку из одной инструкции, а затем дизассемблировать следующую — и получить вторую половинку. Но не так всё просто. Первая половинка может быть загружена инструкций 5 назад, а ссылка в модуле будет дана только после загрузки её второй половины. Пришлось писать изощрённый парсер (наверное его можно доработать).
В итоге, создаём enum
для трёх типов имён:
package pat;
public enum ModuleType {
GLOBAL_NAME, LOCAL_NAME, REF_NAME;
public boolean isGlobal() {
return this == GLOBAL_NAME;
}
public boolean isLocal() {
return this == LOCAL_NAME;
}
public boolean isReference() {
return this == REF_NAME;
}
@Override
public String toString() {
if (isGlobal()) {
return "Global";
} else if (isLocal()) {
return "Local";
} else {
return "Reference";
}
}
}
Давайте напишем код, который преобразовывает текстовые шестнадцатеричные последовательности и точки в тип MaskedBytes
:
private MaskedBytes hexStringToMaskedBytesArray(String s) {
MaskedBytes res = null;
if (s != null) {
int len = s.length();
byte[] bytes = new byte[len / 2];
byte[] masks = new byte[len / 2];
for (int i = 0; i < len; i += 2) {
char c1 = s.charAt(i);
char c2 = s.charAt(i + 1);
masks[i / 2] = (byte) (
(((c1 == '.') ? 0x0 : 0xF) << 4) |
(((c2 == '.') ? 0x0 : 0xF) << 0)
);
bytes[i / 2] = (byte) (
(((c1 == '.') ? 0x0 : Character.digit(c1, 16)) << 4) |
(((c2 == '.') ? 0x0 : Character.digit(c2, 16)) << 0)
);
}
res = new MaskedBytes(bytes, masks);
}
return res;
}
Уже можно подумать и о классе, который будет хранить информацию о каждой отдельной функции: имя функции, смещение в модуле, и тип:
package pat;
public class ModuleData {
private final long offset;
private final String name;
private final ModuleType type;
public ModuleData(long offset, String name, ModuleType type) {
this.offset = offset;
this.name = name;
this.type = type;
}
public final long getOffset() {
return offset;
}
public final String getName() {
return name;
}
public final ModuleType getType() {
return type;
}
}
И, последнее: класс, который будет хранить всё, что указано в каждой строке pat
-файла, то бишь: байты, crc, список имён со смещениями:
package pat;
import java.util.Arrays;
import java.util.List;
public class SignatureData {
private final MaskedBytes templateBytes, tailBytes;
private MaskedBytes fullBytes;
private final int crc16Length;
private final short crc16;
private final int moduleLength;
private final List<ModuleData> modules;
public SignatureData(MaskedBytes templateBytes, int crc16Length,
short crc16, int moduleLength, List<ModuleData> modules, MaskedBytes tailBytes) {
this.templateBytes = this.fullBytes = templateBytes;
this.crc16Length = crc16Length;
this.crc16 = crc16;
this.moduleLength = moduleLength;
this.modules = modules;
this.tailBytes = tailBytes;
if (this.tailBytes != null) {
int addLength = moduleLength - templateBytes.getLength() - tailBytes.getLength();
byte[] addBytes = new byte[addLength];
byte[] addMasks = new byte[addLength];
Arrays.fill(addBytes, (byte)0x00);
Arrays.fill(addMasks, (byte)0x00);
this.fullBytes = MaskedBytes.extend(this.templateBytes, addBytes, addMasks);
this.fullBytes = MaskedBytes.extend(this.fullBytes, tailBytes);
}
}
public MaskedBytes getTemplateBytes() {
return templateBytes;
}
public MaskedBytes getTailBytes() {
return tailBytes;
}
public MaskedBytes getFullBytes() {
return fullBytes;
}
public int getCrc16Length() {
return crc16Length;
}
public short getCrc16() {
return crc16;
}
public int getModuleLength() {
return moduleLength;
}
public List<ModuleData> getModules() {
return modules;
}
}
Теперь основное: пишем код для создания всех эти классов:
private List<ModuleData> parseModuleData(String s) {
List<ModuleData> res = new ArrayList<ModuleData>();
if (s != null) {
Matcher m = modulePat.matcher(s);
while (m.find()) {
String __offset = m.group(1);
ModuleType type = __offset.startsWith(":") ? ModuleType.GLOBAL_NAME : ModuleType.REF_NAME;
type = (type == ModuleType.GLOBAL_NAME && __offset.endsWith("@")) ? ModuleType.LOCAL_NAME : type;
String _offset = __offset.replaceAll("[:^@]", "");
long offset = Integer.parseInt(_offset, 16);
String name = m.group(2);
res.add(new ModuleData(offset, name, type));
}
}
return res;
}
private void parse(List<String> lines) {
modulesCount = 0L;
signatures = new ArrayList<SignatureData>();
int linesCount = lines.size();
monitor.initialize(linesCount);
monitor.setMessage("Reading signatures...");
for (int i = 0; i < linesCount; ++i) {
String line = lines.get(i);
Matcher m = linePat.matcher(line);
if (m.matches()) {
MaskedBytes pp = hexStringToMaskedBytesArray(m.group(1));
int ll = Integer.parseInt(m.group(2), 16);
short ssss = (short)Integer.parseInt(m.group(3), 16);
int llll = Integer.parseInt(m.group(4), 16);
List<ModuleData> modules = parseModuleData(m.group(5));
MaskedBytes tail = null;
if (m.group(6) != null) {
tail = hexStringToMaskedBytesArray(m.group(6));
}
signatures.add(new SignatureData(pp, ll, ssss, llll, modules, tail));
modulesCount += modules.size();
}
monitor.incrementProgress(1);
}
}
Код создания функции там, где распозналась одна из сигнатур:
private static void disasmInstruction(Program program, Address address) {
DisassembleCommand cmd = new DisassembleCommand(address, null, true);
cmd.applyTo(program, TaskMonitor.DUMMY);
}
public static void setFunction(Program program, FlatProgramAPI fpa, Address address, String name, boolean isFunction, boolean isEntryPoint, MessageLog log) {
try {
if (fpa.getInstructionAt(address) == null)
disasmInstruction(program, address);
if (isFunction) {
fpa.createFunction(address, name);
}
if (isEntryPoint) {
fpa.addEntryPoint(address);
}
if (isFunction && program.getSymbolTable().hasSymbol(address)) {
return;
}
program.getSymbolTable().createLabel(address, name, SourceType.IMPORTED);
} catch (InvalidInputException e) {
log.appendException(e);
}
}
Самое сложное место, как говорилось ранее — подсчёт ссылки на другое имя/переменную (возможно, код нуждается в доработке):
public static void setInstrRefName(Program program, FlatProgramAPI fpa, PseudoDisassembler ps, Address address, String name, MessageLog log) {
ReferenceManager refsMgr = program.getReferenceManager();
Reference[] refs = refsMgr.getReferencesFrom(address);
if (refs.length == 0) {
disasmInstruction(program, address);
refs = refsMgr.getReferencesFrom(address);
if (refs.length == 0) {
refs = refsMgr.getReferencesFrom(address.add(4));
if (refs.length == 0) {
refs = refsMgr.getFlowReferencesFrom(address.add(4));
Instruction instr = program.getListing().getInstructionAt(address.add(4));
if (instr == null) {
disasmInstruction(program, address.add(4));
instr = program.getListing().getInstructionAt(address.add(4));
if (instr == null) {
return;
}
}
FlowType flowType = instr.getFlowType();
if (refs.length == 0 && !(flowType.isJump() || flowType.isCall() || flowType.isTerminal())) {
return;
}
refs = refsMgr.getReferencesFrom(address.add(8));
if (refs.length == 0) {
return;
}
}
}
}
try {
program.getSymbolTable().createLabel(refs[0].getToAddress(), name, SourceType.IMPORTED);
} catch (InvalidInputException e) {
log.appendException(e);
}
}
И, финальный штрих — применяем сигнатуры:
public void applySignatures(ByteProvider provider, Program program, Address imageBase, Address startAddr, Address endAddr, MessageLog log) throws IOException {
BinaryReader reader = new BinaryReader(provider, false);
PseudoDisassembler ps = new PseudoDisassembler(program);
FlatProgramAPI fpa = new FlatProgramAPI(program);
monitor.initialize(getAllModulesCount());
monitor.setMessage("Applying signatures...");
for (SignatureData sig : signatures) {
MaskedBytes fullBytes = sig.getFullBytes();
MaskedBytes tmpl = sig.getTemplateBytes();
Address addr = program.getMemory().findBytes(startAddr, endAddr, fullBytes.getBytes(), fullBytes.getMasks(), true, TaskMonitor.DUMMY);
if (addr == null) {
monitor.incrementProgress(sig.getModules().size());
continue;
}
addr = addr.subtract(imageBase.getOffset());
byte[] nextBytes = reader.readByteArray(addr.getOffset() + tmpl.getLength(), sig.getCrc16Length());
if (!PatParser.checkCrc16(nextBytes, sig.getCrc16())) {
monitor.incrementProgress(sig.getModules().size());
continue;
}
addr = addr.add(imageBase.getOffset());
List<ModuleData> modules = sig.getModules();
for (ModuleData data : modules) {
Address _addr = addr.add(data.getOffset());
if (data.getType().isGlobal()) {
setFunction(program, fpa, _addr, data.getName(), data.getType().isGlobal(), false, log);
}
monitor.setMessage(String.format("%s function %s at 0x%08X", data.getType(), data.getName(), _addr.getOffset()));
monitor.incrementProgress(1);
}
for (ModuleData data : modules) {
Address _addr = addr.add(data.getOffset());
if (data.getType().isReference()) {
setInstrRefName(program, fpa, ps, _addr, data.getName(), log);
}
monitor.setMessage(String.format("%s function %s at 0x%08X", data.getType(), data.getName(), _addr.getOffset()));
monitor.incrementProgress(1);
}
}
}
Тут можно рассказать об одной интересной функции: findBytes()
. С её помощью можно искать определённые последовательности байт, с указанными битовыми масками для каждого байта. Метод вызывается так:
Address addr = program.getMemory().findBytes(startAddr, endAddr, bytes, masks, forward, TaskMonitor.DUMMY);
В итоге возвращается адрес, с которого начинаются байты, либо null
.
Пишем анализатор
Давайте сделаем красиво, и не будем применять сигнатуры, если мы не хотим, а позволим выбирать этот шаг пользователю. Для этого необходимо будет написать свой собственный анализатор кода (вы могли видеть подобные в этом списке — это всё они, да):
Итак, чтобы вклиниться в этот список, нужно будет унаследоваться от класса AbstractAnalyzer
и переопределить некоторые методы:
- Конструктор. Должен будет вызвать конструктор базового класса с указанием имени, описания анализатора, и его типа (об этом позже). У меня выглядит как-то так:
public PsxAnalyzer() {
super("PSYQ Signatures", "PSX signatures applier", AnalyzerType.INSTRUCTION_ANALYZER);
}
getDefaultEnablement()
. Определяет, доступен ли наш анализатор всегда, или же только при выполнении каких-то условий (например, если используется наш же загрузчик).canAnalyze()
. Можно ли вообще использовать данный анализатор на загружаемом бинарном файле.
Пункты 2 и 3 можно в принципе проверять одной единственной функцией:
public static boolean isPsxLoader(Program program) {
return program.getExecutableFormat().equalsIgnoreCase(PsxLoader.PSX_LOADER);
}
Где PsxLoader.PSX_LOADER
хранит имя загрузчика, и определено ранее в нём же.
Итого, имеем:
@Override
public boolean getDefaultEnablement(Program program) {
return isPsxLoader(program);
}
@Override
public boolean canAnalyze(Program program) {
return isPsxLoader(program);
}
registerOptions()
. Вовсе не обязательно переопределять этот метод, но, если нам нужно что-то до анализа спросить у пользователя, например, путь к pat-файлу, то лучше всего это делать в данном методе. Получаем:
private static final String OPTION_NAME = "PSYQ PAT-File Path";
private File file = null;
@Override
public void registerOptions(Options options, Program program) {
try {
file = Application.getModuleDataFile("psyq4_7.pat").getFile(false);
} catch (FileNotFoundException e) {
}
options.registerOption(OPTION_NAME, OptionType.FILE_TYPE, file, null,
"PAT-File (FLAIR) created from PSYQ library files");
}
Тут необходимо пояснить. Статический метод getModuleDataFile()
класса Application
возвращает полный путь к файлу в каталоге data
, который имеется в дереве нашего модуля, и может хранить любые необходимые файлы, на которые мы захотим позже сослаться.
Ну а метод registerOption()
регистрирует опцию с именем указанным в OPTION_NAME
, типом File
(т.е. у пользователя будет возможность выбирать файл через обычное диалоговое окно), дефолтным значением и описанием.
Далее. Т.к. нормальной возможности потом сослаться на зарегистрированную опцию у нас не будет, потребуется переопределить метод optionsChanged()
:
@Override
public void optionsChanged(Options options, Program program) {
super.optionsChanged(options, program);
file = options.getFile(OPTION_NAME, file);
}
Здесь мы просто обновляем глобальную переменную согласно новому значению.
Метод added()
. Теперь основное: метод, который будет вызываться при запуске анализатора. В него нам будет приходить список адресов доступных для анализа, но, нам нужны только те, что содержат код. Поэтому нужно отфильтровать. Итоговый код:
@Override
public boolean added(Program program, AddressSetView set, TaskMonitor monitor, MessageLog log)
throws CancelledException {
if (file == null) {
return true;
}
Memory memory = program.getMemory();
AddressRangeIterator it = memory.getLoadedAndInitializedAddressSet().getAddressRanges();
while (!monitor.isCancelled() && it.hasNext()) {
AddressRange range = it.next();
try {
MemoryBlock block = program.getMemory().getBlock(range.getMinAddress());
if (block.isInitialized() && block.isExecute() && block.isLoaded()) {
PatParser pat = new PatParser(file, monitor);
RandomAccessByteProvider provider = new RandomAccessByteProvider(new File(program.getExecutablePath()));
pat.applySignatures(provider, program, block.getStart(), block.getStart(), block.getEnd(), log);
}
} catch (IOException e) {
log.appendException(e);
return false;
}
}
return true;
}
Тут мы проходимся по списку адресов, которые являются исполняемыми, и пытаемся применить там сигнатуры.
Выводы и финалочка
Вроде всё. На самом деле, супер сложного здесь ничего нет. Примеры есть, сообщество живое, можно спокойно спрашивать о том, что не понятно, пока пишешь код. Итог: рабочий загрузчик и анализатор исполняемых файлов Playstation 1
.
Все исходные коды доступны здесь: ghidra_psx_ldr
Релизы тут: Releases
Автор: Владимир