Статья представляет собой очень краткое введение в Pike. Признайтесь — мало кто из вас слышал об этом языке. Однако язык Pike даже применяется в продакшене (для работы Opera в режиме Turbo).
Краткие характеристики:
— интерпретируемый (не будете думать чем бы заняться во время компиляции);
— cинтаксис: основанный на С (с минимальными отличиями);
— лицензия — GNU GPL, GNU LGPL and MPL;
— объектно-ориентированный;
— со сборщиком мусора (которому кстати, можно подсказывать если очень надо);
— …
История
Язык появился еще 1994 году. Автор Fredrik Hübinette. Предшественником считатся язык LPC (объектно-ориентированный язык на иснове языка C, созданный прежде всего для разработки игр — LPC Тут на самом деле интересная история — но копипастить вики не имеет смысла. Короче говоря, если бы не игры, не было бы языка.
Скажу сразу — с документацией не все в порядке. Далеко не все примеры (даже для новичков) будут работать (причем это может быть даже Hello world!).
Для начала работы можете запустить интерпретатор. Для этого можно просто набрать pike в консоли без параметров. И экспериментировать. Но мы так делать не будем. Давайте просто попишем (например, в блокноте).
Привет, мир!
Текст программы:
int main()
{
write("Hello world!n");
return 0;
}
Сохраняем этот текст в hello.pike и запускаем в коммандной строке: pike hello.pike
Теперь с окошечком:
int main()
{
GTK.setup_gtk();
object w = GTK.AboutDialog();
w.set_program_name("My GTK hello world program");
w.signal_connect("destroy", lambda(){exit(0);});
w.set_title("My first program");
w.set_comments("Pike is a dynamic programming language with a syntax similar to Java and C. "+
"It is simple to learn, does not require long compilation passes and has powerful built-in" +
"data types allowing simple and really fast data manipulation.");
array(string) arr1=({"Mr. Smith", "and others"});
array(string) arr2=({"Mrs. Smith", "and others"});
w.set_authors(arr1);
w.set_artists(arr2);
w.show_now();
return -1;
}
Как видим, работа идет через GTK. Возврат -1 из функкции main нужно для того чтобы программа сразу не прекратила работу, иначе окошечка не увидите. Выход и программы происходит по кнопке закрытия окна с помощью прикрепленной лямбда-функции lambda(){exit(0);}
В официальном туториале для этого применяют GTK.Alert(«Hello world!»), но однако у меня такое не заработало (версия 8.0) — видимо туториал устарел.
Структуры данных:
Синтаксис работы с основными структурами данных радует.
Массивы:
int main()
{
array(string) arr1 = ({ "red", "green", "white" });
write(arr1);
write("n");
array(string) arr2 = ({ "red", "green", "yellow" });
write(arr2);
write("n");
write(arr2 + arr1); //просто все элементы двух массивов
write("n");
write(arr2 & arr1); //пересечение
write("n");
write(arr2 | arr1); //объединение множеств
write("n");
write(arr2 ^ arr1); //xor - т.е. только те элементы которые не являются общими
write("n");
write(arr2 - arr1); //разность
write("n");
return 0;
}
Результат:
redgreenwhite
redgreenyellow
redgreenyellowredgreenwhite
redgreen
redgreenyellowwhite
yellowwhite
yellow
Maps:
int main()
{
mapping map2 = (["red":4, "white":42, "blue": 88]);
mapping map1 = (["red":4, "green":8, "white":15]);
print_map(map2 + map1);
print_map(map2 - map1);
print_map(map2 & map1);
print_map(map2 | map1);
print_map(map2 ^ map1);
return 0;
}
void print_map(mapping m){
array(string) arr;
arr = indices(m);
foreach(arr, string key){
write(key + ":" + m[key] + " ");
write("n");
}
Результат:
red:4 green:8 white:15 blue:88
blue:88
red:4 white:15
red:4 white:15 green:8 blue:88
green:8 blue:88
Есть еще так называемые multiset. По сути тоже что mapping, но без значений:
int main(){
multiset o = (< "", 1, 3.0, 1, "hi!" >);
print_multiset(o);
return 0;
}
void print_multiset(multiset m){
array(string) arr;
arr = indices(m);
foreach(arr, string key){
write(key + ":" + m[key] + " ");
};
write("n");
}
Результат:
1:1 1:1 3.0:1 :1 hi!:1
Объекты
class car {
public string color;
public string mark;
private string driver;
void create(string c, string m, string d){
color = c;
mark = m;
driver = d;
}
string who(){
return mark + " " + color + "n";
}
}
int main(){
car car1 = car("red", "vaz", "Mike");
write(car1.who());
car car2 = car("green", "mers", "Nik");
write(car2.who());
write(car2.mark);
return 0;
}
Результат:
vaz red
mers green
mers
Метод create играет роль конструктора. Есть и модификаторы доступа. Но будьте осторожны с модификатором static. Мало того что он означает совсем не то, что вы подумали — он еще и depricated.
Связь с Java
А теперь дернем код Java (а почему и нет если можем?):
int main()
{
float pi = Java.pkg.java.lang.Math.PI;
write("Pi = " + pi + "n");
object syst = Java.pkg.java.lang.System;
write("time = " + syst.currentTimeMillis() + "n");
object str = Java.pkg.java.lang.String("...Hello!...");
write((string)str.substring(3,str.length()-3) + "n");
object map2 = Java.pkg.java.util.HashMap();
object key = Java.pkg.java.lang.String("oops");
object val = Java.pkg.java.lang.String("ha-ha");
map2.put(key, val);
write((string) map2.get("oops") + "n");
object map = Java.JHashMap(([ "one":1, "two":2 ]));
write((string) map.get("two") + "n");
return 0;
}
Как видно из примера, обращение к классам Java идет через Java.pkg. При печати надо не забывать приводить объекты Java к строке с помощью (string). Можно вызывать обычные методы Java. Как видно из примера, для HashMap есть даже специальная конструкция для облегчения работы (что, впрочем, неудивительно).
Работа с интернетом
Скачаем страничку с интернета и выведем в консоль:
int main()
{
Protocols.HTTP.Query web_page;
web_page = Protocols.HTTP.get_url("https://pike.lysator.liu.se/about/");
string page_contents = web_page->data();
write(page_contents);
return 0;
}
Щука помнит об СССР:
int main(){
Geography.Countries.Country c = Geography.Countries.USSR;
write(c.name + "n");
return 0;
}
Заключение
Мое личное мнение — любопытный язык, но очень сырой. Или можно его рассматривать как язык, созданный под конкретный проект. Документация очень хромает. Но пусть растут все цветы.
Ссылки
→ Главная
→ Википедия (англ)
→ Статья об языке
→ github
→ Roxen (веб-сервер на Pike)
Автор: nemavasi