Язык программирования Scala является «симбиозом» Java и C#. Это не первый язык, комбинирующий ООП с функциональным подходом, но он начал набирать обороты в тот момент, когда развитие Java замедлилось. Более того, создатели Scala решили, что язык должен работать на виртуальной машине JVM и предоставлять доступ к Java-библиотекам.
Мартин Одерски начал разрабатывать Scala в начале 2000-х в стенах Лаборатории методов программирования EPFL. Он же ранее занимался разработкой Generic Java и компилятора Java фирмы Sun.
Внутренний релиз Scala появился в 2003 году. Первый публичный релиз вышел в начале 2004 года на Java-платформе, а в июне того же года – на .NET Framework (правда, с 2012 года эта платформа не поддерживается). Scala 2.0 увидела свет в 2006 году. Его компиляторы и библиотеки распространяются под лицензией BSD.
Лицензия BSD (Berkeley Software Distribution license — Программная лицензия университета Беркли) — это лицензионное соглашение, впервые применённое для распространения UNIX-подобных операционных систем BSD.
17 января 2011 года команда разработчиков языка выиграла грант на исследование сроком в пять лет. Европейский исследовательский совет выделил им около €2,3 миллиона. В мае 2011-го участники сообщества Scala во главе с Одерским основали компанию Typesafe Inc. (в феврале 2016 года переименована в Lightbend Inc.). Созданная компания должна была осуществлять финансовую поддержку разработчиков, создавать сервисы для Scala. Зарабатывать Typesafe должна была на Scala-библиотеках. В 2011 году фирма получила $3 миллиона инвестиций от Greylock Partners.
Мартин Одерски — создатель Scala
Что «под капотом»
Язык Scala объединяет три вещи: статическую типизацию, объектно-ориентированный и функциональный подход. Как уже говорилось, Scala работает на виртуальной машине Java. Совместимость («свободное смешивание») этого языка с Java дает возможность писать на Scala Android-приложения. Кроме того, возможность компиляции в JavaScript позволяет разрабатывать веб-приложения на Scala.
Несмотря на некоторую схожесть и даже родственную связь этого языка с Java, целых 10 лет после появления Scala его «старший брат» хранил верность объектно-ориентированной парадигме. И только в 2014 году в Java 8 были включены элементы функционального подхода – лямбда-выражения.
Помимо упомянутых выше Java и C#, на Scala оказали влияние другие языки и технологии. Способ выражения свойств во многом заимствован из Sather. Из Smalltalk перекочевала концепция унифицированной объектной модели. Beta поделился идеей о вложенности всего подряд, включая классы. Абстрактные типы в Scala напоминают абстрактные типы сигнатур в SML и OCaml, обобщенные в контексте полноценных компонентов.
Кроме того, Scala перенял особенности таких функциональных языков, как Scheme, Standard ML и Haskell.
Целевая аудитория
Преимущества Scala оценили многие крупные компании – Twitter, LinkedIn, Foursquare, Novell, Siemens, GridGain. Однако в академических кругах это язык пока популярен больше.
Пользователь @platoff в статье достаточно подробно изложил свой взгляд по поводу целевой аудитории языка.
Я прекрасно понимаю, чем Scala привлекает неопытную молодежь (а она в основном и хочет Scala):
• Ореолом элитности: действительно прогресс в Scala делают умнейшие ребята, типа, дураки на Scala не пишут, и если ты пишешь на Scala, то ты умный. Оп, ребята, программирование — это не учеба в университете, ты не будешь более «умным» программистом, чем сложнее заморочку ты решишь.
• Сложностью: наверно многие из Scala-фанатов и любителей не осознают, да и не способны сформулировать, что их привлекает в сложности. Подсознательно кто-то думает, что сложность == мощь. Типа чем сложнее, тем мощнее.
Очень сложную задачу можно просто решить, переиспользуя сложные решения. В нашем случае компилятор должен брать на себя как можно больше сложности, упрощая решение. Компилятор Scala безусловно сложен, но есть проблема — язык, в котором эта сложность выражается. Пользоваться таким языком безумно сложно.
Ngoc Dao, создатель Xitrum Scala web framework, Ngoc-Dao смотрит на ситуацию с точки зрения функционального подхода:
Говоря о функциональном подходе в принципе, безотносительно Scala, на ум обычно приходит Haskell. Однако, рассуждая с практической точки зрения, лучше выучить Erlang. Не зря все-таки Facebook потратил $19 миллиардов на покупку WhatsApp, который написан как раз на нем.
Erlang сдвинет ваше мышление в сторону функционального подхода сильнее, чем Scala. Кроме того, Erlang намного проще и быстрее учить. Вы можете освоить его за неделю и сэкономить свое время.
Так что, мнение на счет универсальности Scala может быть и скептическим – ни два, ни полтора: функциональная парадигма реализована непросто, да и в плане «объектноориентированности» он тоже слишком сложен.
Однако, если «пересаживаться» на этот язык с бэкграундом Java-разработчика, сложностей будет меньше.
Рейтинги и индексы
Индекс TIOBE по итогам октября 2016 года показывает, что Java является самым популярным языком программирования. Он уверенно лидирует уже 15 лет подряд и был на втором месте только в 2001 году.
Между Java и Scala в этом рейтинге наблюдается большой разрыв. Впрочем, последний уступает также языкам Lua, Fortran, Lisp, Transact-SQL, Ada и F#, расположившись на 33 месте. Однако в рейтинге 50 мест, и Scala все-таки сумел обойти функционально-логические языки Haskell и Prologue.
В другом рейтинге у Scala дела не так плохи. Согласно данным IEEE Spectrum за 2016 год, он занимает 15 место. Java тоже находится в лидерах, но на этот раз на почетном втором месте. Составители рейтинга указывают, что область применения Scala у них ограничена только веб- и мобильной разработкой. Разработка для ПК во внимание не принимается. В то время как Java они воспринимают как язык разработки для всех трех платформ.
По данным опроса Github на начало 2016 года, у Scala дела идут еще лучше: он занимает 11 место. Java опять возглавляет рейтинг. Причем, здесь он идет с большим отрывом от C#.
Исследователи также рассчитали индекс удовлетворенности языком программирования. Он показывает, хотели бы программисты, использующие тот или иной язык, писать следующий проект на этом же языке:
В первой группе мы видим Swift и Scala, которые делят между собой звание «идеального языка»; еще можно отметить довольно высокую оценку Go. Java здесь занимает только четвертую строчку. Это первый показатель, по которому Scala смог обойти своих родственников – C# и Java.
Перспективы
Свое мнение о будущем Scala уже высказывал Барух Садогурский — Developer advocate в компании JFrog:
Меня несколько пугает то, что сейчас происходит со Scala, потому что есть тренд ухода от него: например, компания TypeSafe, которая пыталась зарабатывать деньги на библиотеках, связанных со Scala. Некоторое время назад было объявлено об уходе TypeSafe с сильного акцента на Scala на гораздо больший акцент в Java, потому что большая часть enterprise-разработки на Java, где собственно находятся деньги. Поэтому они наняли много новых людей, которые подтягивают какие-то Java-интерфейсы, которых раньше у них не было.
Мы также видим другие библиотеки, которые были очень ориентированы на Scala. Например, Spark, где в новом релизе Java API подтянуты до уровня Scala, и, похоже на то, что дальше они будут развиваться не хуже API Scala, если даже не лучше. Я бы сказал, что в глобальной картине мы видим некоторый разворот в сторону Java.
И я абсолютно не удивлен этому, потому что Scala, как академический язык, совершенно прекрасное творение, но для Enterprise-хардкора, чтобы гнать код в продакшн, он не подходит, потому что сложен для разработчиков, которые решают реальные бизнес-проблемы, которым нужен мощный, но, в тоже время, не очень сложный инструмент, у которых в жизни есть вещи важнее, чем разбираться в системе типов Scala.
Именно поэтому я никогда не был большим фанатом Scala, и тенденция ухода от Scala меня не удивляет. Безусловно Scala никуда не денется и продолжит развиваться, но в гораздо более нишевом формате.
Намного оптимистичнее смотрит на это Ashesh Ambasta, Lead backend engineer в CentralApp:
Я верю, что у Scala все-таки хорошие перпективы. Недаром многие крупные компании выбрали его. Несмотря на то, что путь, сочетающий ООП и ФП может показаться опасным и сбить с толку «пуритан», при аккуратном использовании, программирование на Scala может доставлять удовольствие.
Я не согласен с тем, что Scala в освоении труднее других языков программирования. Есть, конечно, определенный «барьер», связанный с необходимостью думать одновременно в разных парадигмах. Хотя на большинстве форумов этот язык почему-то обсуждают в контексте функционального программирования.
Мне приходилось слышать высказывания по типу: «Scala больше подходит для крупномасштабных систем, а не каких-то там Твиттеров». Но будет ошибкой полагать, что он создан только для этого. Я не думаю, что реализовать MVP (Minimum Viable Product) на Scala сложнее, чем на каком-то другом языке.
Я никогда не был особенно увлечен объектно-ориентированным программированием. С тех пор, как познакомился с Erlang, я к нему не возвращался. Затем я выбрал Scala для бэкэнд-разработки в новой компании и получил положительные отзывы. Это вселило в меня уверенность, что я сделал правильный выбор.
Куда пойти учиться?
Для тех, кто задумывается о смене специализации или еще только начинает карьеру программиста, приведу несколько реплик с «Тостера».
Много лет пишу на php, надоело. Сейчас переучиваюсь на Scala-разработчика. Пока все идет хорошо, язык замечательный. Плюс совместимость с Java-библиотеками.
Но сегодня зашел на hh.ru и из любопытства посмотрел количество вакансий для Java/Scala-разрабов. Scala – 47, Java — 705. После этого несколько задумался. А я вообще смогу работу найти на этом языке? Есть ли какие-то перспективы в изучении Scala как основного языка сейчас. Есть ли перспективы в таком вложении сил? Или только java?
Разработчик Scala без знания Java никому не нужен. Если вы не будете понимать, как устроены и работают разные открытые Java-библиотеки, то вы никогда не станете всем нужным профессионалом в этой области.
Что вы так сильно огорчились? Scala-разработчиков в разы меньше, чем Java, поэтому и разброс такой. Будет она востребована однозначно. К примеру, Tinkoff-банк использует Scala.
Отсутствие 100500 вакансий на hh – это не повод для паники. Язык молодой, но он очень стремительно набирает обороты. Насколько я знаю, Huawei начинают пилить интеграционные решения в России на Scala (вместо оракловских продуктов). Так что все не так плохо.
У Одерского и компании очень большие перспективы и амбиции. Так что, по моему мнению, Scala (или ее «апдейты») еще удивят программистов!