Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

в 13:01, , рубрики: java, структуры данных, метки: ,

Привет читатели!

После затяжной паузы, я попробую продолжить визуализировать структуры данных в Java. В предыдущих статьях были замечены: ArrayList, LinkedList, HashMap. Сегодня заглянем внутрь к LinkedHashMap.

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

Из названия можно догадаться что данная структура является симбиозом связанных списков и хэш-мапов. Действительно, LinkedHashMap расширяет класс HashMap и реализует интерфейс Map, но что же в нем такого от связанных списков? Давайте будем разбираться.

Создание объекта

Map<Integer, String> linkedHashMap = new LinkedHashMap<Integer, String>();

Footprint{Objects=3, References=26, Primitives=[int x 4, float, boolean]}
size: 160 bytes

Только что созданный объект linkedHashMap, помимо свойств унаследованных от HashMap (такие как table, loadFactor, threshold, size, entrySet и т.п.), так же содержит два доп. свойства:

  • header — «голова» двусвязного списка. При инициализации указывает сам на себя;
  • accessOrder — указывает каким образом будет осуществляться доступ к элементам при использовании итератора. При значении true — по порядку последнего доступа (об этом в конце статьи). При значении false доступ осуществляется в том порядке, в каком элементы были вставлены.

Конструкторы класса LinkedHashMap достаточно скучные, вся их работа сводится к вызову конструктора родительского класса и установке значения свойству accessOrder. А вот инициализация свойства header происходит в переопределенном методе init() (теперь становится понятно для чего в конструкторах класса HashMap присутствует вызов этой, ничегонеделающей функции).

void init()
{
    header = new Entry<K,V>(-1, null, null, null);
    header.before = header.after = header;
}

Новый объект создан, свойства проинициализированы, можно переходить к добавлению элементов.

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

Добавление элементов

linkedHashMap.put(1, "obj1");

Footprint{Objects=7, References=32, Primitives=[char x 4, int x 9, float, boolean]}
size: 256 bytes

При добавлении элемента, первым вызывается метод createEntry(hash, key, value, bucketIndex) (по цепочке put() -> addEntry() -> createEntry())

void createEntry(int hash, K key, V value, int bucketIndex)
{
    HashMap.Entry<K,V> old = table[bucketIndex];
    Entry<K,V> e = new Entry<K,V>(hash, key, value, old);
    table[bucketIndex] = e;
    e.addBefore(header);
    size++;
}

первые три строки добавляют элемент (при коллизиях добавление произойдет в начало цепочки, далее мы это увидим)

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

четвертая строка переопределяет ссылки двусвязного списка

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

Всё что дальше происходит в методе addEntry() либо не представляет «функционального интереса»1 либо повторяет функционал родительского класса.

Добавим еще парочку элементов

linkedHashMap.put(15, "obj15");

Footprint{Objects=11, References=38, Primitives=[float, boolean, char x 9, int x 14]}
size: 352 bytes

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

linkedHashMap.put(4, "obj4");

Footprint{Objects=11, References=38, Primitives=[float, boolean, char x 9, int x 14]}
size: 448 bytes

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

При добавлении следующего элемента происходит коллизия, и элементы с ключами 4 и 38 образуют цепочку

linkedHashMap.put(38, "obj38");

Footprint{Objects=20, References=51, Primitives=[float, boolean, char x 18, int x 24]}
size: 560 bytes

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

Обращаю ваше внимание, что в случае повторной вставки элемента (элемент с таким ключом уже существует) порядок доступа к элементам не изменится.

accessOrder == true

А теперь давайте рассмотрим пример когда свойство accessOrder имеет значение true. В такой ситуации поведение LinkedHashMap меняется и при вызовах методов get() и put() порядок элементов будет изменен — элемент к которому обращаемся будет помещен в конец.

Map<Integer, String> linkedHashMap = new LinkedHashMap<Integer, String>(15, 0.75f, true) {{
    put(1, "obj1");
    put(15, "obj15");
    put(4, "obj4");
    put(38, "obj38");
}};
// {1=obj1, 15=obj15, 4=obj4, 38=obj38}

linkedHashMap.get(1); // or linkedHashMap.put(1, "Object1");
// {15=obj15, 4=obj4, 38=obj38, 1=obj1}

Структуры данных в картинках. LinkedHashMap

Итераторы

Всё достаточно банально:

// 1.
Iterator<Entry<Integer, String>> itr1 = linkedHashMap.entrySet().iterator();
while (itr1.hasNext()) {
    Entry<Integer, String> entry = itr1.next();
    System.out.println(entry.getKey() + " = " + entry.getValue());
}

// 2.
Iterator<Integer> itr2 = linkedHashMap.keySet().iterator();
while(itr2.hasNext())
    System.out.println(itr2.next());

// 3.
Iterator<String> itr3 = linkedHashMap.values().iterator();
while (itr3.hasNext())
    System.out.println(itr3.next());

Ну и не забывайте про fail-fast. Коли уж начали перебор элементов — не изменяйте содержимое или заранее позаботьтесь о синхронизации.

Вместо итогов

Данная структура может слегка уступать по производительности родительскому HashMap, при этом время выполнения операций add(), contains(), remove() остается константой — O(1). Понадобится чуть больше места в памяти для хранения элементов и их связей, но это совсем небольшая плата за дополнительные фишечки.

Вообще, из-за того что всю основную работу на себя берет родительский класс, серьезных отличий в реализации HashMap и LinkedHashMap не много. Можно упомянуть о парочке мелких:

  • Методы transfer() и containsValue() устроены чуть проще из-за наличия двунаправленной связи между элементами;
  • В классе LinkedHashMap.Entry реализованы методы recordRemoval() и recordAccess() (тот самый, который помещает элемент в конец при accessOrder = true). В HashMap оба этих метода пустые.

Ссылки

Исходник LinkedHashMap
Исходники JDK OpenJDK & trade 6 Source Release — Build b23
Инструменты для замеров — memory-measurer и Guava (Google Core Libraries).


1 — Вызов метода removeEldestEntry(Map.Entry eldest) всегда возвращает false. Предполагается, что данный метод может быть переопределен для каких-либо нужд, например, для реализации кэширующих структур на основе Map (см. ExpiringCache). После того как removeEldestEntry() станет возвращать true, самый старый элемент будет удален при превышении макс. количества элементов.

Автор: tarzan82

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js