Про перспективы
Российское рекрутенговое агентство Pruffi, специализирующееся на ИТ-вакансиях, выходит на израильский рынок, рассказала Roem.ru фаундер и руководитель компании Алёна Владимирская.
Мы работаем в ИТ-нише, которая ежегодно растет и наши услуги востребованы во всем мире. У меня история не про то, чтобы уйти с российского рынка — у меня история про то, как, используя возникшие в кризис возможности, занять другие рынки, заявила Владимирская.
Компания не планирует смещать фокуса с российского рынка, количество заказов на нем у Pruffi ощутимо не снизилось.
Нам повезло, так как мы работали с крупными клиентами, которых кризис не задел и сокращений у которых пока не предвидится. Например, сейчас у нас в работе вакансии от Facebook, AviaSales, Rambler&Co, Максима Телеком, Мортон и других.
Выход на израильский рынок стал возможен благодаря плотному сотрудничеству Pruffi с бывшим директором по международному развитию «Яндекса» Александром Ларьяновским, у которого имеется огромная экспертиза по международному открытию.
Партнером Pruffi по решению юридических вопросов выступило крупнейшее адвокатское агентство, которое занимается переездом русских в эту страну, рассказала Владимирская.
Уже сейчас у Pruffi в Израиле 4 договора находится в стадии проработки, и будут оформлены окончательно сразу после того, как компания зарегистрирует юрлицо.
Первой страной для международной экспансии страной был выбран Израиль, как максимально дружеский и понятный для России рынок. Многие русские работают в Израиле, многие регулярно перемещаются между нашими странами.
В Израиле сейчас бурный рост стартапов и ИТ-рынка, ощущается нехватка именно девелоперов. По официальным данным в Израиле сейчас не хватает порядка 20 тысяч ИТ-специалистов.
Раньше возрастающий спрос удовлетворяли индусы, но российские разработчики ценятся выше, а сейчас еще и обходятся Израилю дешевле. Израиль говорит на русском. Кроме того, из Москвы лететь до Израиля всего три часа, а виза выдается прямо по прилету.
Стало очевидно, что в этом есть бизнес, у людей есть желание переезжать из России и искать тут работу, есть желание нанимать разработчиков удаленно.
Компания уже ведет переговоры с партнерами по выходу в страны Северной Европы, Прибалтики, Скандинавии, Швеции. «Израиль для нас сейчас—плацдарм для проработки бизнес-модели по выходу на новый рынок», отметила глава агентства.
Кроме того, Pruffi готовится выпустить на следующей неделе международную версию сайта на английском языке и иврите. Сайт Pruffi.ru, последние вакансии на котором датируются летом 2014, компании не интересен и служит своего рода заглушкой для «забитого» домена, пояснила глава Pruffi.
Pruffi так же купила, обесценившийся из-за кризиса, рекрутинговый стартап, который будет доработан и запущен в ближайшие три месяца. «Сейчас они [стартапы] понимают, что шансов выжить — ноль, а жить-то хочется», заметила Владимирская.
Про кризис
Я испугалась кризиса и в конце прошлого года срезала все косты. Резала по живому: убирала часть людей, перезжая в меньший офис. Это пошло во благо компании, и мы вновь перезжаем в новый офис, который лучше и дешевле прежнего, и находится в центре города.
Рекрутинговые бюджеты существенно снижаются и на каждую вакансию теперь миллионы откликов, поэтому агентствам без репутации и маленьким рекрутинговым стартапам на рынке больше нет места. Запросов от работодателей стало меньше, но нам хватает.
Видим задержку платежей от наших клиентов, если раньше ты закрывал вакансию и получал деньги, то сейчас приходится ожидать платежей от партнеров до трех месяцев. Но мы с пониманием относимся к этой ситуации.
Про отрицательный опыт
Прежде Pruffi уже делало попытку экспансии на Запад. На компанию вышли партнеры и предложили открыть офис в Берлине.
Мы сразу сказали, что ничего не понимаем в Берлине, ничего не понимаем в Германии и не понимаем, зачем это вообще нужно. Они нас долго убеждали в необходимости и мы сказали: «Ну, окей!» Мы открыли офис, но потом партнеры, вдруг, пропали— и мы остались с международным офисом и с непониманием, что там делать.
Это была печальная история, после которой я пришла к своим сотрудникам и сказала: «Если я еще раз скажу, что буду открывать международный офис, то убейте меня!».
Pruffi так же интересовался украинским рынком, вел переговоры об открытии там офиса с Александром Ольшанским, но обе стороны пришли к выводу, что емкость укранинского ИТ-рынка очень мала, и по деньгам он не представляет интереса. Филиал на этом рынке мог иметь для Pruffi только имиджевое значение или быть полезен при оценке капитализации.
Про израильский ИТ-рынок
В Израиле очень популярна и престижна служба в армии, там распространены стартап-истории, когда инвесторы вкладывали деньги в стартапы своих бывших сослуживцев, с которыми вместе проходили службу в одних частях. То есть, в России это совершенно непонятная история.
Все построено на личных связях, здесь невозможно, как в России, кинуть кого-то, подождать пока забудут и вернуться на рынок снова. Здесь все участники рынка давно друг-друга знают и все отношения строятся на репутации — это коренное отличие, которое накладывает определенные обязательства, когда для бизнеса «честное слово» дороже договора. Деньги не решают, если ты пришел на этот рынок с большими деньгами, но, при этом, к тебе негативное отношение, то партнера будет найти чрезвычайно сложно.
Израильский рынок продвинутый, растущий, с огромным желанием растить стартапы, получать инвестиции, поэтому чрезвычайно востребованы российские программисты, верстальщики, любые технологические компетенции.
В отличие от России, в Израиле нет сейчас никакого застоя, рынок растет. В отличет от той же России, тут сильно ощутима роль государства. Первыми, кто пригласил нас на встречу был Кнессет (Израильский парламент — Roem.ru), который был очень открыт и готов всячески помочь. В России есть ФРИИ, который тоже помогает, но в Израиле чувствуется совсем другой уровень государственной поддержки.
Я испугалась кризиса и в конце прошлого года срезала все косты. Резала по живому: убирала часть людей, перезжая в меньший офис. Это пошло во благо компании и тепеть мы вновь перезжаем в новый офис, который лучше и дешевле прежнего, и находится в центре города. Нам повезло, так как мы работали с крупными клиентами, которых кризис не задел и сокращений у которых пока не предвидится. Набора стало меньше, но нам хватает.
Про оптимистичный сценарий (вместо заключения)
Очень часто в Россию приходят всемирные агентства, которые покупают российские рекрутенговых игроков. Прошлым летом они пришли к нам с предложением покупки, но я проконсультровалась с одним из основных акционеров PRUFFI Алексеем Басовым, и мы решили попробовать создать крупнейшее международное рекрутинговое агентство, а продаться, решили мы, можно всегда.
Мирового признания из российских агентств пока добился только Ward Howell, но они на рынке 20 лет, а нам всего 4 года.