Проблему утилизации электронных отходов сегодня невозможно отрицать. Однако если масштабные инициативы по уменьшению вредоносного влияния старой техники на окружающую среду требуют глубокой и детальной проработки и преодоления целого спектра препятствий, творческие люди предлагают свой способ утилизации.
Сегодня мы расскажем о том, как художникам удается подарить «новую жизнь» старым кускам пластика и металла, и в частности, об истории возрождения птицы «Феникс» из пришедшей в негодность техники, которую можно увидеть своими глазами в магазине «Эльдорадо» в Москве на Рязанском проспекте.
Начнем с того, что мусор, с переработкой которого не может справиться природа — это огромная проблема. По данным GreenPeace Russia ежеминутно на свалки отправляется примерно около 20 куб. м пластика, а объемы его переработки в промышленных масштабах пока невелики и не превышают 14 % всего пластикового мусора.
Но неравнодушные творческие люди находят для пластика новую жизнь и создают из него что-то невероятное. Например, голландец Тео Янсен уже несколько десятков лет трудится над конструированием удивительных «созданий» (именно так он называет свои творения).
Это гигантские объекты из пластиковых трубок, бутылок, изоленты и другого мусора, которые приводит в движение сила ветра. Так называемые animaris, получают свою «вторую жизнь» на пустынных северных пляжах Дании, где они двигаются под действием силы ветра, удивляя туристов. Эксперты сходятся в том, что это — настоящее творчество, особенно учитывая, что направление «кинетика» присутствует в области искусства уже около сотни лет.
Phenix из бытовой техники
Но при всей важности утилизации пластика, не стоит забывать и о других видах мусора. Например, по различным данным электронные отходы составляют всего около 2% объема твердых отходов в мире, но на них приходится до 70% опасных веществ, попадающих на полигоны. Только комплексные усилия всех участников рынка могут изменить эту ситуацию и снизить негативное влияние электронного мусора.
Именно поэтому сети «М.Видео» и «Эльдорадо» уже два года реализуют проект по экологичной переработке, предлагая потребителям в любое время бесплатно сдать на утилизацию ненужную технику. За это время более 125 000 единиц техники весом 1300 тонн было отправлено на крупнейшие в стране заводы-утилизаторы.
Следуя тенденциям Recycled Art, в 2021 году часть из этих устройств действительно возродилась в виде «Феникса», собранного известным медиахудожником Дмитрием Морозовым, творящим под псевдонимом ::vtol::. Используя самые разные технические устройства, автор создал для «Эльдорадо» кинетическую экспозицию в виде птицы с размахом крыльев в 2,75 метра.
Phenix был установлен в специальной зоне в магазине Эльдорадо в ТЦ «Город» (Рязанский проспект, д.2, корп 2.). Он «воспарил» над кучей неиспользованных деталей, чтобы зрители могли увидеть, что Phenix возродился именно из техники, подготовленной к утилизации. По замыслу художника это должно было придать инсталляции дополнительную глубину и смысл.
Интересно, что Phenix — это не просто набор деталей из старых фенов, динамиков, колонок, мониторов и двигателей бытовой техники.
Художник сделал его «живым»: сенсоры служат для распознавания присутствия человека, а приводы и светодиодные светильники позволяют мистической птице шевелить крыльями и сиять в разных цветовых гаммах. Надо сказать, впечатление от контакта с такой инсталляцией действительно остается яркое.
«Чистый полет фантазии»
Художник ::vtol:: (настоящее имя которого Дмитрий Морозов), уже более 10 лет работает в области современного искусства. Он создает оригинальные объекты — использует в своем творчестве электронику, работает со звуками и механикой, конструирует гибридные системы. Именно его специализация и стала причиной для коллаборации с «Эльдорадо» в вопросах Recycled Art.
Сотрудничество Дмитрия Морозова и «Эльдорадо» началось с идеи и большой кучи неработающего электронного хлама. Перед художником не ставили никаких рамок, и он работал, ориентируясь исключительно на свой творческий порыв.
«Мне пришло в голову множество самых разных идей, но я решил попробовать сделать именно Феникса, чтобы показать, что отходы могут становиться чем-то более целостным и полезным, — рассказал Дмитрий. — Да, птица-феникс — это простой и узнаваемый образ, его часто используют. Но мне захотелось сделать именно этот образ, подчеркнуть вторую жизнь утилизированной техники».
Три этапа проектирования
Дмитрий рассказал, что сначала он отрисовывал образ в Illustrator в разных плоскостях, наметил детали, нуждающиеся в лазерной резке. В итоге появился сразу и готовый образ, и чертежи для работы. Потом он собрал готовый скетч из деталей, но в двухмерной плоскости — зачем тратить силы на 3D-моделирование, если финальный look еще не ясен.
Потом художник продумал образ в голове и начал вести отрисовку Феникса с учетом имеющихся деталей — фенов, моторов, частей корпусов электроники.
Третья стадия — корректировка. На этом этапе происходила сборка проекта «во плоти». И, как отметил Дмитрий, тут учитывается множество факторов из реальной жизни. Бывает, что какие-то объекты лучше выглядят из другого пластика, а бывает, что некоторые детали не соединяются так, как рассчитывалось изначально.
Сделать Феникса живым
Вдохнуть «жизнь» в инсталляцию Дмитрию помогли простые микроконтроллеры. Птица была оснащена сенсорами движения, данные с которых поступают на микроконтроллер. Он же управляет звуком и светом, определяет движения крыльев и головы птицы.
Несмотря на то, что Дмитрий искусствовед по образованию, художник утверждает, что сделать все это несложно, а подобная инсталляция не требует глубоких инженерных навыков: «Все можно найти в Интернете, использовать Arduino или Raspberry PI, — отметил он. — Художник не должен быть далек от технологий — это устаревший стереотип. Сейчас никто не мешает использовать технологии как дополнительные средства выразительности, ведь вся информация есть в открытом доступе!».
Recycled everything
Проблема переработки отходов, в том числе пластика и деталей техники, остается крайне острой темой. Однако создание подобных инсталляций не только помогает утилизировать несколько фенов, корпусов и моторов, но демонстрирует людям, что их старая бытовая техника может не просто валяться на свалке, а стать частью чего-то большего.
Мы надеемся, что Phenix дополнительно привлечет внимание к необходимости ответственно и использовать, и утилизировать электронику. Наш подход позволяет зарегистрировать в ИТ-системе каждый чайник или наушники, сданные клиентами и проследить их путь до завода-утилизатора, чтобы быть уверенными в том, что они не попадут на свалку, а будут разобраны на составляющие и переработаны.
Автор: М.Видео-Эльдорадо