Мини-энциклопедия про CDN от компании CDNvideo
Французский писатель Бернар Вербер стал известен благодаря своей «Энциклопедии относительного и абсолютного знания». В ней собраны короткие занимательные тексты обо всем подряд, как будто бы выдернутые из энциклопедии. После круглого стола на конференции RIW, организованного компанией CDNvideo, где, помимо нас, собрались NGNX и «Мегафон», мы попробовали составить свою мини-энциклопедию, но специализированную. Мы собрали в ней цифры и факты про CDN и все, что есть вокруг этой услуги. Как говорил Вербер, они «заставляют искриться нейроны», а проще говоря, наводят на размышления.
Рынок контента растет всегда, а рынок его доставки — нет
Рост глобального интернет-трафика можно изобразить в виде графика экспоненты:
Трафик очень быстро растет — контента все больше, и он все тяжелее. Казалось бы, и число игроков на рынке доставки контента, то есть CDN, должно расти примерно так же. Однако с тех пор как в 1998 году появились первые сети CDN, на рынке в большом количестве то возникали, то пропадали CDN-операторы. К 2001 году в мире было более 50 компаний, занимающихся доставкой контента, а в 2001 году, после «краха Доткомов», число игроков уменьшилось в разы. К 2004 году их осталось всего шесть, но сейчас — снова около 50. Средний же показатель роста рынка CDN в деньгах составляет 25%.
В России среднегодовой рост — почти 100%, и в 2015 году объем рынка по нашим прогнозам, которые мы делали ещё до обвала курса национальной валюты, мог составить около $55 млн. Что же касается чувствительности российского рынка к встряскам в экономике — она такая же как и во всем мире. Во время нынешнего кризиса в России количество игроков, а также реальный объём рынка тоже может уменьшиться.
На мировом рынке CDN есть один лидер, которого уже не догнать
Оборот мирового лидера рынка доставки контента — Akamai Technologies — равен примерно $2 млрд в год. Других игроков сопоставимого масштаба нет. Но есть несколько крупных мировых компаний с оборотом $150-200 млн — например, Level 3 Communication или Microsoft (с продуктом Microsoft Azure). Российские компании пока только мечтают быть похожими на них по обороту, при этом некоторые не столько переживают по поводу прихода западных компаний на российский рынок (некоторые из них уже здесь), сколько планируют собственную экспансию за рубеж.
На крупных рынках есть свои лидеры. В Китае крупнейший CDN-оператор — это ChinaCache, в Южной Корее — CDNetworks, в Японии — NTT Communications, в Америке и Европе — Akamai Technologies. В России нет ярко выраженного лидера. Конечно, мы очень надеемся, что этим лидером станем мы — CDNvideo.
Люди смотрят много видео, а будут смотреть еще больше
По прогнозам Cisco, к 2018 году на видео в интернете будет приходиться 85% мирового трафика. Сейчас, по разным оценкам, этот показатель составляет 60-70% (в России на видео уже приходится 90%). Это связано не только с «утяжелением» видеофайлов. Поведение пользователей все больше смещается от веб-серфинга к проведению времени на развлекательных ресурсах. Мы внимательно следим за этим трендом, потому что видео — главный «драйвер» рынка CDN:
Россия — песчинка на рынке продаж цифрового контента
Рынок продаж цифрового контента очень неоднороден. Безусловный лидер на нем США (27%), дальше идут Япония, Великобритания и Южная Корея. На Россию приходится всего 2% мирового рынка. При этом Россия занимает первое место в Европе по числу интернет-пользователей, как существующих, так и потенциальных — тех, кто заходит в сеть нерегулярно.
Каждый год сайты становятся все «тяжелее», а CDN — важнее
За последние 9 лет средний вес страницы интернет-магазина вырос с 626 кб до 1677 кб. Столько, по данным компании NGENIX, весила средняя страница интернет-магазина в 2014 году. По этой причине CDN становится все более востребованным в электронной торговле. Технологию CDN уже использует каждый четвертый из топ-100 интернет-магазинов США и Европы.
Загрузка сайта за секунду — мечта любого интернет-магазина
Самая незаметная, но частая задержка внимания в нашей жизни — это моргание. Оно длится от 0,1 до 0,3 секунды и почти не осознаётся. Нужно фокусироваться, чтобы отследить, как часто ты моргаешь. Если задержка в каком-то процессе короче, чем моргание, то
Критическая же задержка для интернет-пользователя составляет 10 секунд. Когда страница открывается более 10 секунд,
Скорость сайта — мощный фактор повышения продаж в сети
По данным крупнейшей в мире розничной сети Walmart, каждая секунда задержки открытия интернет-страницы снижает конверсию в среднем на 7%. Еще один любопытный факт: рост скорости сайта может увеличить число переходов из поисковых систем на 20% (имеется в виду бесплатный, органический трафик). Причина в том, что Google и «Яндекс», в числе прочих факторов, оценивают скорость сайтов при ранжировании их в поисковой выдаче.
Есть три способа измерить скорость сайта в разных городах
Первый способ можно назвать наивным. Нужно попросить друзей или представителей своей компании в разных регионах оценить скорость загрузки сайта. Второй способ — более продвинутый: использовать сеть зондов, которые находятся в дата-центрах. Третий — самый надежный: поставить на свой сайт специализированный счетчик, который регистрирует поведение пользователей из разных регионов и скорость загрузки страниц у них в браузерах. Есть много таких счетчиков — как независимых (например, специальный «датчик» от компании Cedexis для оценки скорости загрузки сайта и других связанных с этим параметров, или инструмент для измерения скорости сайта, встроенный в CMS «1С-Битрикс»), так и предоставляемых CDN-провайдерами.
Главный «враг» CDN — низкая плотность населения
По данным оператора «Мегафон», контент-провайдеры или интернет-магазины не всегда хотят вкладываться в быструю доставку контента, несмотря на любые аргументы. Частый ответ: «Мне не интересны регионы — там слишком малый процент потребителей». Когда есть возможность сэкономить на регионах, то большинство предпринимателей так и поступят. Это странно, ведь рунет уже несколько лет прирастает именно регионами, а инвестиции в CDN позволяют достигнуть одновременного эффекта во всех регионах и не сопоставимы по объему с остальными затратами на региональную экспансию — например, открытие складов и филиалов. В общем, нежелание привлекать технологии ускорения доступа к сайтам для интернет-пользователей из регионов — первая проблема CDN-операторов.
Вторая большая проблема — операторы связи часто не хотят договариваться между собой об обмене трафиком. В итоге трафик может идти из одного удаленного от центра страны региона в другой через Москву (и хорошо, если не через Амстердам).
При загрузке контент проходит три «мили»
Весь тяжелый контент доставляется до пользователя через три стадии — три так называемые «мили»: серверы, сети и дата-центры и браузер. По статистике NGENIX, 10 лет назад подавляющее число проблем – 65% — приходилось на среднюю милю (сети и дата-центры), на браузеры — 25% и на сервера — 10%. Сейчас проблема средней мили решена, во многом благодаря технологии CDN. Самый проблемный участок сейчас — браузеры и прочее программное обеспечение у пользователя. Теперь уже здесь кроется 60% проблем:
Ландшафт российского рынка доставки контента все еще формируется. На него могу влиять самые разные факторы. А дальнейшее развитие затронет самые разные индустрии, связанные с IT и интернетом — это видео, интернет-коммерция, рекламный бизнес крупных порталов, услуги
А пока, как бы сказал писатель Виктор Пелевин, мы готовимся выходить из гламура в дискурс, и на конференции «РИФ + КИБ 2015» продолжим обсуждение. Ждите новых интересных фактов про CDN и скорость.
Автор: kulikovster