На Хабре редко появляются статьи про коммерческие системы отображения информации или, как это называется более точно, – Digital Signage (DS).
Поэтому, прочитав пост infoTV, я решил осуществить давно задуманное и написать серию статей про системы аудио- и видеовещания в общественных местах. Для начала предлагаю вашему вниманию краткий обзор систем DS, на примере конкретной интерактивной информационной системы школы №21 из статьи «Опыт создания бюджетной школьной информационной системы». В зависимости от реакции уважаемого сообщества я либо продолжу писать краткие сообщения, либо напишу задуманный цикл статей и в дальнейшем возьму на себя смелость периодически делать обзоры новинок и свежих тенденций на рынке DS.
За кратким обзором (хотя получилось не очень кратко) прошу под кат.
Хочу ввести в курс дела тех, кто не читал статью уважаемого infoTV.
Обычная средняя школа, из свежеполученного гранта выделено 140 тысяч рублей на создание интерактивной информационной системы. Что на эти деньги было сделано:
1. поставили интерактивный киоск;
2. повесили два телевизора, один подключили к интерактивному киоску как второй монитор, на другой вывели картинку с отдельного компьютера;
3. в холле подняли WiFi.
В рамках этой статьи вопрос поднятия WiFi обсуждать не будем, а интерактивный киоск затронем только чуть-чуть, т.к. он к системам отображения напрямую не относится, хотя и близок к ним по духу.
Итак, наша задача – сделать информационную систему в каком-нибудь общественном месте. Это может быть как школа, так и торговый центр, аэропорт, спортивный центр и другие объекты; – про любой из них, если будет интересно, я готов написать подробно.
В любом случае система будет состоять из нескольких элементов:
1. Экраны
В случае со школой вам вряд ли выделят бюджет, позволяющий использовать экраны от 50 000 р. за штуку. Нет, конечно, это было бы здорово, ведь профессиональные экраны это:
a. надежность (они рассчитаны на работу в режиме 24/7 в течение десятков лет);
b. управляемость и мониторинг (в них всегда есть RS232 и, часто, Ethernet, по которым вы сможете настроить и выключение, включение и всегда получить текущий статус экрана);
c. расширяемость (часто в профессиональные экраны есть возможность устанавливать специальные медиаплееры, компьютеры и т.п., что сильно упрощает вопрос коммутации).
Но такой экран будет стоить от 50 тысяч! В российских реалиях такое позволяют себе либо в столицах, либо в крупных госкорпорациях. В нашем регионе профпанели есть только в аэропорте.
Намного чаще используют обычные бытовые телевизоры. При нынешней дешевизне панелей (а панель 42 дюйма можно купить по цене от 16 тысяч), их можно менять раз в 3-5 лет. А 3 года практически все современные телевизоры работают стабильно и качественно.
Поэтому в примере, который мы взяли для основы статьи, использование обычных телевизоров вполне логично и заменять их профессиональными панелями нет никакого смысла.
2. Источники сигнала
В этом вопросе диапазон решений очень широкий. Но реально стоит использовать только 3-4 варианта:
a. USB-флешка
Прекрасный вариант, если вам безразлично, повлияет ли это на вашу репутацию и что о вас подумают клиенты (посетители или сотрудники). Конечно, бывает совсем аховая ситуация, когда бюджет равен стоимости одного экрана, а надо повесить три. Тогда лучше сделать хоть что-то, чем не делать ничего. (Хотя и это большой вопрос: возможно, лучше ничего не делать, чем делать совсем плохо?)
Недостатки использования флешки:
i. ручное обновление контента;
ii. при смене клипов на экране будет отображаться полоса проигрывателя, а сама смена будет заметна либо черным экраном в момент смены, либо еще какими-нибудь артефактами;
iii. явная привередливость встроенных в телевизоры плееров;
iv. полное отсутствие контроля за результатами (ни тебе эфирной справки, ни текущего контроля за проигрыванием, ни удаленного управления).
b. ПК с Windows + неспециализированные плееры
Это более приемлемый вариант, чем флешка. Все-таки к компьютеру можно сделать удаленный доступ. Если у него есть два выхода на видеокарте, то удаленное управление можно скрыть от посторонних.
Но есть явные минусы:
i. нет контроля за текущим эфиром;
ii. нет возможности получить эфирную справку;
iii. любые сбои в работе ОС могут быть видны на экране;
iv. цена компьютера с лицензионным софтом, антивирусом;
v. и все-таки это Винда – с ее вирусами, синими экранами «смерти» и т.п.
Хотя есть и плюсы:
i. Винда сможет проиграть практически все форматы;
ii. удаленное управление и обновление возможно даже в автоматизированном режиме.
Это вариант для тех, кто не хочет заморачиваться на поиск/изучение профессиональных решений, либо имеет возможность взять оборудование из запасов, либо решает какие-то еще задачи с помощью того же компьютера, который использует как источник сигнала.
На примере школы
Подключение одного из экранов к интерактивному киоску позволило сэкономить на еще одном ПК и при этом дало возможность вывести разные картинки на двух экранах. Неплохое решение, но более интересные альтернативы я опишу в конце статьи.
c. ПК с Windows + специализированный плеер
За примерами ходить далеко не надо. Из дешевых и не очень сложных вариантов – это SDB Complex, а из более дорогих – Scala. Есть еще несколько десятков аналогичных решений, но суть у них все равно такая же.
Принцип работы такого ПО простой. Существует серверная часть, где в базе данных хранится вся информация; рабочее место менеджера, через которое происходит управление эфиром и получение всех отчетов; текущее наблюдение и плеер, который ставится на конечный компьютер, от которого сигнал идет напрямую до экранов. Главное отличие бюджетного ПО от дорогого – возможность создавать сложные картинки с разным уровнем триггеров, с комбинацией разного контента, автоматизация отчетности, управление от внешних сигналов и т.д. Впрочем, сейчас границы между разным по стоимости ПО более размыты.
В большинстве вариантов ПО существует гарантированный набор функций:
- работа как в многооконном, так и в однооконном режиме;
- работа с аудио, видео, RSS, презентациями, картинками и т.д. (чем сложнее система, тем больше форматов она поддерживает);
- удаленное управление, наблюдение и отчетность.
На примере школы
При существующем бюджете можно было бы заменить браузер в полноэкранном режиме на вариант SDB Complex в многооконном формате. Это было бы интереснее, чем хром, дало бы больше управляемости и гибкости и можно было бы запитать обе панели от одного неттопа (но двух входов видеокарты) и подавать разную картинку.
Главное преимущество такого решения заключается в том, что профессиональное ПО не позволяет показывать рабочий стол при практически любых действиях пользователей. Но защиты от синего «экрана смерти» все равно не будет – это же Винда.
d. Андроид-свисток + специализированный софт
Новое направление, которое развивается последние пару лет. Это недорогое, но гибкое и надёжное решение. Все, что требуется клиенту, – это купить нужное количество андроид-свистков (2500 – 3000 р. за штуку) и взять в аренду соответствующее количество плееров (20$ за штуку). Сейчас на рынке основной игрок – это израильский стартап Novisign. Эта компания предлагает бесплатный вариант с ограничением до 16Мб на один файл и логотипом Novisign.
А еще есть небольшая хитрость. Если у вас несколько экранов должны отображать один и тот же контент, то вы можете использовать один ключ плеера на этих телевизорах, и тогда вам не потребуются дополнительные лицензии.
Главный минус этого решения – невозможность синхронного показа на нескольких экранах одного и того же контента. Это можно достичь только если использовать один андроид-свисток и картинку раздавать через коммутацию сразу по HDMI.
Для бюджета нашей школы это было бы интересное решение:
• очень низкая начальная стоимость вложений;
• возможность отображать практически любую информацию;
• полностью удаленное управление и при необходимости мгновенное обновление.
Единственный минус (именно для школы) – необходимость ежемесячно платить абонентскую плату за плеер.
e. Лидер рынка источников сигнала для DS. Аппаратные медиаплееры
Некоторые могут сказать, что вариант со специализированными ПК (типа AOpen или IAdea) ничем не хуже, а даже лучше (расширяемость, независимость программных средств от аппаратных и т.п.). Но, как мне кажется, интегрированное аппаратное решение всегда надежнее, стабильнее и лучше.
Итак, представляю вам наиболее интересный на данный момент (из того, что известно мне) продукт – медиаплееры Spinetix.
Про их возможности можно много почитать на сайте dstools.ru. Короче говоря, они могут практически все, что требуется для решений Digital Signage: удаленное управление, отчетность, работа со сторонними устройствами, полностью открытый стандарт, и, как следствие, открытый и полный API. Очень неплохое решение для любых задач, вплоть до громадных видеостен.
Единственный минус такого медиаплеера – это цена. Медиаплеер с поддержкой разрешения до 720р обойдется в 910 евро, а с поддержкой 1080р – 1 300 евро.
Зато вы при необходимости можете использовать стороннее ПО для управления всеми плеерами, а с каждым плеером идет мощная система управления Fusion. К тому же вам доступна и SaaS версия системы управления DS Manager.
Для нашей школы, как и большинства других объектов это было бы очень хорошее решение, но оно безоговорочно выходит за рамки их бюджета.
3. Коммутация
Итак, последняя часть «Мерлезонского балета». Про нее достаточно много написано, и можно писать еще больше.
Я про нее расскажу конкретно на примере школы и вариантов решения задачи по созданию информационной системы.
Возвращаемся к нашей школе. Напомню, как выглядело существующее решение, сделанное уважаемым infoTV:
1. от неттопа через длинный HDMI кабель подается сигнал на один телевизор;
2. от ПК, отвечающего за работу интерактивного киоска через напольный короб, так же длинным HDMI кабелем, подается сигнал на второй телевизор;
3. оба компьютера управляются по сети через тот же роутер, который раздает публичный WiFi в холле школы.
Учитывая, что на дворе был 2011 год, и бюджет системы был ОЧЕНЬ маленький (напомню, на все про все было всего 140 тыс., и в это входил и интерактивный киоск), система сделана вполне разумно.
Единственное дополнение, которое можно было сделать тогда – это взять специализированный софт, за счет чего делать вещание не через браузер, а спецсофтом. Тогда решение было бы более красивым и надежным (устойчивым от сбоев).
На данный момент это решение логичнее выглядело бы так:
1. два телевизора 42 дюйма по 16 000 р. + крепления по 500 р. Итого – 33000 р.;
2. в каждый телевизор втыкаем андроид-свисток. Итого 2350*2 = 4700 р. (см. );
3. в аренду берется два плеера у Novisign. 20$*2=40$ в месяц. Итого 17760 за год (как мне кажется, для школы раз в год платить удобнее).
ИТОГО общая стоимость решения составит 55460 р.
Андроид-свистки обновляются через WiFi. При необходимости можно поднять дополнительный SSID для разграничения трафика.
В том случае, если на систему выделят больше денег, решение можно изменить. Заменим андроид-свистки на медиаплееры Spinetix и получим пожизненную гарантию, стабильность и надежность на промышленном уровне и т.д.
Если же вы убедили директора (и у вас есть бюджет) повесить не 2 телевизора, а четыре или даже шесть (два в холле, два в столовой и по одному в крупных рекреациях), то у вас прекрасное поле для творчества. Часть экранов, которые будут показывать одну и ту же информацию, вы можете запитать от одного источника (андроид, медиаплеер, ПК или что угодно) через удлинители интерфейсов по витой паре.
Для этого есть прекрасные решения у Kramer, Gefen, Cypress и т.д. Комплект из передатчика и приемника сигнала HDMI по витой паре на расстояние до 100 м обойдется в 10000 р. Есть возможность ставить передатчики сразу на 4, 8 и более приемников (передатчик на 8 параллельных приемников обойдется в 18 тысяч, а каждый приемник в 4700 р.). Есть возможность комбинировать и каскадировать сигнал. Но это меня уже потянуло к решениям для торговых центров, супермаркетов и аэропортов, о чём я с удовольствием напишу в другой статье.
Автор: skemmy