С новым годом вас, друзья! Дело в том, что итоги 2016 года мы традиционно подводим в апреле, когда всё посчитано до мелочей и сдана годовая отчётность. А сейчас, на старте отпусков, появилась возможность ещё раз оглянуться назад и рассказать не о результатах, а, скорее, о тенденциях из наблюдений наших экспертов. Так уж получилось, что со скромной позиции интегратора №1 среди поставщиков ИТ-услуг в стране (по рейтингу PA Consulting group). На конец 16 года у нас было 2174 человека в штате, и мы сделали более 2000 проектов на 28,5 миллиардов рублей. Мы видим если и не всю ИКТ-картину в стране, то основную её часть точно.
Поехали!
Итак, как это ни странно, в прошлом году снизилась напряжённость борьбы со спамом. Доля спама в почтовом трафике в прошлом году значительно упала, в частности, по данным компании Symantec, его показатели сравнимы с уровнем 2003 года. Точнее, спам стал умнее, фишинговые письма стали частью направленных APT-атак, особенно на банки. Им массово присылают крутой RTF, который создаёт не менее крутой exe-файл, а дальше уже ставится всё остальное нужное из payload.
Из важного — везде чувствуется переход на отечественные решения.
В сфере ИБ этот переход ощущается особенно остро. Помимо этого, в центре внимания оказалась и защита стратегически важных промышленных объектов и их автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). В частности, об этом говорится в версии новой Доктрины информационной безопасности. Угрозы воздействия на критическую информационную инфраструктуру РФ и предприятий оборонно-промышленного комплекса, — одни из самых актуальных на глобальном уровне. Также видна тенденция перехода к комплексному подходу в области ИБ (возможно, только по нашей практике). Заказчики стремятся не просто устранить проблему, а действовать в рамках единой концепции, которая составляется по итогам аудита ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов. Для минимизации угроз направленных атак используется комплексный мониторинг сетевых и ИТ-ресурсов, отслеживание поведения пользователей.
Многое поменялось в аутсорсинге. Уже некоторые наши заказчики рассматривают возможность внедрения комплексной системы, которая будет автоматически контролировать сроки эксплуатации офисной техники, заливать и обновлять софт, необходимый для конкретных сотрудников и их функции в компании. И если сейчас этим занимаются сотрудники (неважно — инсорсинг или аутсорсинг), то в скором времени это может стать управляемой услугой, которая полностью автоматизирована и позволяет экономить время сотрудников и предупреждать возникновение неожиданных поломок и простоев производства.
Бизнес-аналитика продолжает быть все такой же актуальной — никто всё ещё не знает, что делать с накопленными данными (они используются на считанные проценты от возможного), но пару очень забавных вещей мы уже сделали. Увы, рассказать не могу, там очень жёсткий NDA.
Интернет вещей всё больше набирает популярности и применимости. В прошлом году даже запустили Дорожную карту развития IoT до 2020 года. Наличие экспертного сообщества и поддерживаемой на государственном уровне дорожной карты само по себе говорит о том, что сфера развивается. Планируется пересмотр правил пользования частотными диапазонами. В конечном итоге именно из-за этого законодательного базиса пострадал кот-терминатор — мы изначально разворачивали триггерную систему видеонаблюдения, когда по событию в системе задействуются бизнес-процессы.
В каком-то смысле перевернулась сфера электронного документооборота. Стало понятно, что к пользователю надо стать лицом. Коммерческие компании постепенно переходят на среды совместной работы и хранения документов, подобные соцсетям. У себя мы уже несколько лет используем корпоративную соцсеть, которая заменяет нам довольно много внутренних сервисов: внутрикорпоративный портал, базу знаний, специализированные системы управления контентом, медиапортал. Также снята старая проблема согласования документов с мобильных устройств — появились средства, которые позволяют шифровать данные на мобильных девайсах либо хранить ключ электронной подписи на специальном устройстве, которое можно подключать к смартфону или планшету безопасным образом. Ещё один из трендов рынка СЭД — наличие возможностей case-менеджмента в системе, то есть одновременно хранение регламентов и работу по ним. Нотация BPMN (Business Process Model and Notation) уже практически де-факто поддерживается разными платформами, в особенности новыми системами. Что касается CMMN (Case Management Model and Notation), то пока такой широты распространения он не получил, но потихоньку проникает в системы практически наравне с DMN (Decision Management Notation).
Инфраструктурные решения. Ждем сдвигов в пользу программно-определяемого ЦОДа, хотя ещё мало кто знает, что это такое. Вот тут можно посмотреть одни из наших последних мыслей на этот счет.
С точки зрения импортозамещения в области ПО — полная радуга. В 2016 году появился Единый реестр отечественного ПО, начал действовать ФЗ-188 о преференциях российским производителям ПО. Конечно, импортозамещение могло привести к потере иностранными компаниями определённой доли российского рынка, но пока больших потерь это не повлекло. Однако разработчики промышленных версий конкурентоспособных продуктов получили некоторые преимущества — это, в частности, 1С, Ред Софт, Касперский и Positive technologies, «облачные» продукты, инфраструктурные решения для создания облачных сервисов, например, на базе OpenStack, а также офисные приложения МойОфис.
В области вычислительной инфраструктуры импортозамещение тоже процветает. Особенно радуют азиатские производители: Huawei, Lenovo. Их оборудование уже не уступает западным аналогам по производительности и вычислительным возможностям. В основном это решения на базе x86, к которым присматриваются банки, торговые сети, логистические компании и промышленники.
Контактные центры становятся умнее. Акцент сейчас на персонализации сервисов, повышение качества и скорости их обслуживания, сокращение затрат. Крайне актуальной становится тема управления клиентским опытом. Оператор контакт-центра в режиме онлайн может проследить весь маршрут обращения абонентов: когда, с кем, по каким вопросам и посредством каких каналов (голос, эл. почта, СМС, чат, соцмедиа, IVR) он взаимодействовал. История взаимоотношений также позволяет анализировать эмоциональную лояльность клиентов, грамотно реагировать на жалобы и претензии, лучше продавать.
Программно-определяемые сети. Развивается практика постепенной адаптации SDN и стратегического планирования полной виртуализации ИКТ-инфраструктуры. Внимание к тематике SDN приковано огромное, и рынок продолжает расти. Ведущие аналитические агентства дают очень оптимистичные оценки: Gartner уже который год включает SDN в TOP10 технологических трендов отрасли, а IDC и Infonetics Reseach оценивают потенциал рынка SDN/NFV к 2018 году на уровне $8-11 млрд с ежегодным ростом порядка 90%. Игроки рынка рассматривают SDN как способ экономии и повышения рентабельности сервисов. Аналитики Infonetics Research уверены, что расходы на содержание телекоммуникационной инфраструктуры могут снизиться на 48% в год, а капитальные затраты — даже больше, чем на 50%. Суть программно-определяемой сети — в возможности централизованного управления сетевым оборудованием, где специальный SDN-контроллер выполняет функцию «мозга». Это требует меньшего количества обслуживающих специалистов и даёт возможность на 20–30% эффективнее распределять нагрузку на ресурсы между разными участками сети. Говоря другими словами, выгоды от внедрения SDN на сегодня очевидны, но пока по сложности это напоминает матанализ. Для упрощения внедрений мы открыли лабораторию SDN-решений, где можно всё попробовать и поиграть.
Монетизация ИТ-решений. Любой многолюдный объект типа стадиона, гостиницы, торгового центра или аэропорта можно превратить в источник дополнительного дохода от рекламы. Ну, или вещать что-то другое полезное фанатам-покупателям-пассажирам. Или студентам — в МГТУ имени Н. Э. Баумана мы поставили систему Digital Signage.
С учётом того, что 60% покупателей активно пользуются мобильными сервисами, логично предположить, что Wi-Fi в самое ближайшее время возьмёт на себя функцию объединяющей платформы, которая позволит эффективно привлекать клиентов. Есть, например, решение по Wi-Fi-аналитике поведения клиентов на базе Cisco Connected Mobile Experiences (CMX). Оно отслеживает все Wi-Fi-сигналы в режиме реального времени, собирает и объединяет информацию о расположении мобильных устройств и поведении пользователей в сети, включая демографические данные из социальных сетей. Решение отслеживает перемещение потоков посетителей и в режиме реального времени создаёт тепловые карты, определяя, таким образом, наиболее посещаемые участки и маршруты движения. Кроме того, подключённым к Wi-Fi пользователям можно предлагать на устройства специализированный контент, получая дополнительный доход от рекламы. В общем, если вы не заплатили за Wi-Fi — вы товар. И вас посчитают!
У операторов связи появился высокий интерес к модели Revenue Sharing. Идея в том, что оператору нет необходимости для каждой услуги создавать собственную инфраструктуру, этим занимается разработчик или интегратор. Задача провайдера — обеспечить доставку сервиса до потребителя («транспорт») и sale-канал (канал продажи). После того как услуга будет запущена и предложена потребителям, оператор и его технологический партнёр получают проценты от сгенерированной дополнительной выручки. Как показывает наш опыт, модель Revenue Sharing становится всё более востребованной, независимо от сферы, в которой она применяется. В случае сотовых операторов у нас уже есть хороший опыт в 10 странах.
По направлениям
Теперь расскажу чуть больше про наши департаменты, чтобы привести примеры проектов, актуальных для самых разных бизнесов внутри России.
Софт
Парни из ДИТ делают всё то, что нельзя кинуть в стену. Например, модернизируют ИТ-подсистемы судов в России (пример), расслаивают «пьяные» базы данных, распознают лица и котов. 518 проектов за год, из них 119 — выше 10 миллионов рублей.
Кроме упомянутых проектов стоит отметить и внедрение 1С в Хруничеве, и как внедрили систему IAM в DPD в России, и консалтинговый проект — внедрение системы KPI в Русском свете. Самый запоминающийся проект года, конечно, как искали кота-терминатора на складе с помощью видеоохоты и как отличали тележку от прораба. Сделали портал + киоски для решения кадровых задач в Фосагро. Наиболее успешный и масштабный проект этого года — создание единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие сотен ведомств из разных стран в рамках деятельности крупной международной организации. Его цель — упрощение операций и процедур, которые начинаются на территории одного государства, а заканчиваются на территории другого. Про это тоже пока рассказывать детально нельзя по NDA.
Телекоммуникации
Подразделение ДТК — это связисты и сетевики. С их точки зрения, любая среда, если её грамотно «построить», пригодна для того, чтобы без задержек передавать пакеты по сети. В 2016 году у ДТК было более 400 проектов, есть очень интересные и комплексные. Так, например, наши инженеры продолжили модернизировать контактный центр Tele2. Кстати, этому КЦ уже исполнилось 10 лет. Всё это время мы оказываем круглосуточную техподдержку. Модернизировали КЦ ВТБ24, там появился умный IVR. Почти как чат-бот, только автоответчик. В банке «Нейва» мы создали полнофункциональный контактный центр: по их оценке, эффективность работы операторов увеличилась на 20%. Интересный проект был с «Аэроэкспрессом», где мы модернизировали сеть передачи данных без остановки бизнес-процессов. Раньше не было разделения на слои сети, и была зависимость от провайдеров. Теперь всё куда как лучше, плюс появилась p2p-телефония.
Для Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) реализовали комплекс, позволяющий проводить видеоконференции с большим количеством участников из разных стран, совместно с ними работать над документами и осуществлять эффективное управление совещаниями. Большая работа, 10 полноценных подсистем.
В октябре завершили проект по созданию ИТ-инфраструктуры ФК «Краснодар», про это будет отдельно позже. Совместно с коллегами из департамента интеллектуальных зданий (ДИЗ) спроектировали и реализовали на стадионе 45 слаботочных систем, включая системы безопасности, телетрансляции, телекоммуникаций, мультимедиа, а также системы автоматизации и диспетчеризации инженерных систем. Отмечу, что ФК «Краснодар» — единственный в России стадион, оснащённый высокоскоростным High Density Wi-Fi. Обычно из-за большого количества болельщиков, одновременно находящихся на матче, стадионы технологически не могут предоставить качественную сотовую связь и беспроводной интернет. Применённое нами решение позволило обеспечить 100-процентное покрытие чаши стадиона. Благодаря HD Wi-Fi болельщики смогут всегда оставаться на связи и делиться спортивным контентом в социальных сетях непосредственно в ходе матча. Созданное мобильное приложение футбольного клуба позволит просматривать лучшие моменты в режиме «сразу после гола», комментировать игру, видеть состав и расстановку команд, участвовать в конкурсах, получать новости и оповещения.
Инженерный фарш зданий
Проекты ДИЗ — это самый шик инженерной романтики. То котельную построить с определённым контроллером внутри, то здание суда реконструировать, то дата-центр построить, то тригенерационный центр для МЧС, то ещё что. А то и на Алдан сгонять — что-нибудь починить руками, ночью кабель на крыше банка гнуть, зимой в –50 антенны на северах чинить. Только один раз в тепло попали: телескоп в горах Чили устанавливали.
В этом году было 493 проекта. Самые интересные — упомянутый стадион в Краснодаре (совместно с ДТК), стадион ЦСКА, умный офис АЛРОСА (совместно с ДТК), арбитражный суд в Смоленской области. Только начали проект оснащения стадиона в Екатеринбурге, в середине лета планируем закрывать проект по строительству завода «Ставрополь Авто».
Общий тренд — востребованы энергоэффективные инновационные решения с разумной ценой. Всё больше вендоров открывают производства в России, чтобы перестать сдерживать курсовую разницу.
Ну а мы завели свой штат архитекторов. Причём среди нас уже есть люди, которые проектировали и небоскрёбы, и несколько станций метро.
Хайлоад
Это проекты ДВС, по сути — инфраструктурщиков и облачников. У них самая «тихая» работа — рутины по переездам и конфигурации много, а все новости негромкие. Ну да, в атомной энергетике теперь отказоустойчивые вычисления, ничего нигде не жахнет. Ну так и не жахнуло же до этого. И так далее. Всего за год в рамках направления ДВС реализовано 770 проектов. Самые крутые — это Росагро в облаке, VR-решения для «ДеЛаваль», виртуализация вычислительной инфраструктуры для «Связь-Банка», делали много интересного для «Восток-Запада», подняли гиперконвергентные решения для «Зельгрос».
Общий тренд — все едут в облако, и нужно всё больше мощностей. Даже самые консервативные банкиры стали всё больше сервисов переводить в облачные среды, и на рынке это становится нормой. Потребности немного опережают то, что сейчас может предложить Россия, а на Запад масштабироваться сложно. Плюс HPC стали нужны на удалённых объектах. Часто нужна услуга «защищённое облако как сервис». Спрос на облачные сервисы растет, а вместе с этим формализуются и требования к обеспечению их безопасности. Мы предлагаем Security-as-a-Service на базе сертифицированных средств ФСТЭК и ФСБ для правильной защиты ПД.
Ещё проекты — одной атомной компании обеспечили безотказную работу файловой системы и системы ресурсоёмких вычислений в условиях нехватки собственных ресурсов для их размещения — переехали в наш ЦОД Uptime Institute уровня Tier III Gold Certification of Operational Sustainability. Про flash-массивы: видим, что банкиры и розница хотят больше вычислений производить в оперативной памяти — и производительность в разы больше, и число одновременно обрабатываемых транзакций возрастает на порядки. «Касторама» — исправили ошибки предыдущего подрядчика из Индии, перенастроили всё, сделали мониторинг систем, заказчик доволен. Ну и провели миграцию в облако ИТ-систем «Юнистрим». Сделали для банкиров распределённую платформу и эластичную инфраструктуру, готовую к пиковым нагрузкам и тестированиям.
Итог
У всех кризис, а в ИТ — сумасшедшая гонка. В 16-м году все дико экономили, поэтому приходилось много думать и искать нетрадиционные решения проблем. Например, банки начали переходить с RISC-машин на x86 (неслыханное раньше дело) и in-memory computing внедрять, админы больших сетей стали разбираться с SDDC и SDN-технологиями (это что-то вроде тайных ступеней матанализа для обычного админа), плюс теперь много интересных разработок (в том числе из опенсорса) стало делаться внутри страны. А этот год проходит ещё веселее, но об этом на следующий новый год в апреле. Или июне.
Автор: КРОК