Решение HPE Operations Bridge в представлении не нуждается. Множество компаний используют его в качестве эффективного инструмента для обработки событийной информации, которая поступает от отдельных компонентов ИТ-инфраструктуры. Однако это решение может быть масштабировано для инфраструктуры в целом — подобно «зонтику», собирающему и анализирующему данные со всех систем, находящихся в пределах его охвата.
Для чего же нужен «зонтичный» мониторинг? Если поинтересоваться историей развития информационных технологий, можно увидеть, что разрозненные средства мониторинга появились как ответ на потребности администраторов тех или иных систем. С появлением новых типов ИТ-решений возникала необходимость отслеживать их состояние и работоспособность. Администраторам были необходимы всё более эффективные средства контроля, поэтому утилиты для мониторинга постоянно совершенствовались. А затем и руководители компаний стали отчетливо осознавать, насколько важна роль информационных технологий в организации их бизнеса. Соответственно, у них тоже появилась потребность в инструментах, позволяющих увидеть и оценить не только то, в каком состоянии находятся ИТ-ресурсы в текущий момент времени, но и как их можно будет использовать для реализации новых задач — открытия офисов, разработки продуктов, вывода услуг и т.д.
Представителям бизнеса нужна в первую очередь предсказуемость: понимание того, какие ИТ-активы имеются в их распоряжении, в какой степени их сотрудники обладают необходимыми знаниями, насколько выгодно сейчас компании с практической точки зрения инвестировать в современные технологии и наращивать компетенции. Когда появились такие вопросы, стало понятно, что отдельные утилиты для мониторинга, о которых мы говорили выше, не помогут дать исчерпывающие ответы. Дополнительные скрипты и надстройки верхнего уровня над техническими утилитами администрирования тоже не позволяли справиться с этой проблемой. Поэтому разработчики начали постепенно наращивать функциональность утилит, добавлять возможности корреляции, выявления и обогащения информации, анализа статистических данных — вплоть до выявления неизвестных проблем и выяснения степени влияния ИТ-метрик на бизнес-метрики. Однако одновременно надо было решить и ещё одну глобальную задачу: интегрировать и консолидировать все разрозненные средства мониторинга, которые уже применялись в компаниях на протяжении многих лет.
В результате поиска способа решения этой задачи и появились системы «зонтичного» мониторинга ИТ-инфраструктуры, например HPE Operations Bridge, которая, по сути, представляет собой набор компонентов. Если заказчик заинтересован в чётком понимании ситуации и снижении фактора неопределённости для принятия управленческих решений, значит, он уже вполне «дорос» до внедрения «зонтичного» мониторинга и выбора соответствующего решения.
Решение HPE Operation Bridge включает в себя несколько ключевых компонентов, или модулей. Остановимся на них поподробнее. Самое главное, что нужно сделать для запуска процесса мониторинга, — собрать информацию. Поэтому сначала расскажем о компоненте, задача которого состоит в консолидации информации, поступающей от различных источников, — Operations Manager I (OMI). В базовом варианте он выполняет свое главное предназначение — консолидирует событийную информацию, приоритизирует, автоматически распределяет по группам и назначает ответственных лиц. Существует множество дополнений к OMI. Одно из них отвечает за обеспечение корреляции. Поддерживается два типа корреляции: поточная (ожидание определенных событий) и топологическая (распространение события по всей топологии инфраструктуры; работает на основе CMDB). Топологическая носит динамический характер, поэтому меняется автоматически, если, например, физическое оборудование или виртуальную среду перемещают из одного хоста в другой. Кроме того, предприятие может создавать собственные корреляционные схемы отдельных участков ИТ-инфраструктуры, а при обнаружении аналогичных участков в целевой сервисно-ресурсной модели эта схема будет автоматически распространяться и на них: на основе их взаимосвязей будет выстроена общая корреляционная схема. Это может быть очень полезно, если у компании имеется разветвлённая территориально-распределённая сеть филиалов, каждый из которых предоставляет одинаковые услуги или продукты. Если схема меняется в одном месте, корреляционные связи будут автоматически перестроены.
Добавление новых элементов в ИТ-инфраструктуру, находящуюся под «зонтиком», должно осуществляться автоматически, это упростит процесс администрирования. Поэтому следующий модуль HPE Operation Bridge — Monitoring Automation — отвечает за автоматизацию настроек мониторинга и аудита. С его помощью новый сервер или другое оборудование, а также виртуальная среда, добавленная в ИТ-инфраструктуру, смогут автоматически подключиться к периметру мониторинга сервисно-ресурсной модели, после чего на неё будут распространены заданные политики по мониторингу. Таким образом сокращается объём рутинных операций по настройке мониторинга, а предприятие получает полную картину всей схемы мониторинга ИТ-ресурсов. В случае изменения роли сервера в сервисно-ресурсной модели от ненужных политик отказываются и подключают новые. В итоге снижается количество ложных сообщений мониторинга.
Неотъемлемым элементом мониторинга ИТ-инфраструктуры является формирование отчётности. За это отвечает модуль Operations Bridge Reporter. Он даёт возможность получать сквозную отчётность по всей услуге — начиная от состояния бизнес-процесса до каждого компонента ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей его работу. Заказчик может настроить форму предоставления этих отчётов в соответствии со своими предпочтениями. В основе Operations Bridge Reporter лежит СУБД Vertica, специально предназначенная для обработки Больших данных. Таким образом, руководитель компании может самостоятельно определить степень загруженности оборудования и принять решение, стоит ли пополнить парк устройств в случае увеличения объемов продаж или расширения услуг либо достаточно существующих ресурсов. Подобную отчётность можно получать не только по оборудованию, но и по приложениям, сетевой нагрузке и т.д.
Визуализация данных не менее важна, чем гибкая отчётность. За нее также отвечает специальный модуль — Business Value Dashboard. Он позволяет создавать информационные панели, на которые можно выводить финансовые, технические и иные материалы. Все они визуализируются и подаются в формате, наиболее подходящем для конкретного пользователя, будь это генеральный директор или рядовой сотрудник. Модуль выпущен всего два года назад, но уже есть интересные сценарии его применения. Так, европейская компания WindPark, специализирующаяся на ветряной энергетике, использует HP Operation Bridge для мониторинга работы ветряных генераторов энергии. Визуализированные данные о силе ветра, а также о количестве вырабатываемой электроэнергии компания получает посредством Business Value Dashboard. Дело в том, что HPE Operation Bridge можно использовать для мониторинга не только ИТ-ресурсов, но и производственных и инженерных систем. Разумеется, она не заменит специальные решения для контроля за инженерными системами, но успешно сопоставит информацию об их работе с данными в бизнес-приложениях.
Иногда на предприятиях происходят различные инциденты, связанные с работой ИТ-инфраструктуры, которые требуют расследования и выявления причин их возникновения. В таком случае на помощь придет еще один компонент в составе HPE Operation Bridge — Operations Analytics, отвечающий за выявление нештатных ситуаций. Его можно условно назвать «машиной времени», поскольку, используя поступившую в систему информацию, он анализирует её с точки зрения взаимосвязей и выявляет скрытые тренды. К примеру, при неполадках в системе этот модуль способен проанализировать лог-файл, найти данные, свидетельствующие о причинах сбоя, и предоставить визуализированную информацию о взаимосвязи событий, повлекших неисправности. Подобная функция очень полезна при разборе инцидентов, поскольку позволяет определить, что стало первопричиной «падения» системы. Для этого достаточно откатить «бегунок» на информационной панели назад, до начала цепочки неисправностей. Модуль Operations Analytics использует СУБД Vertica, поэтому он может работать с Большими данными.
Как известно, системные администраторы обязаны регулярно проверять работоспособность ИТ-ресурсов, за которые они несут ответственность. Модуль Operations Orchestration позволяет автоматизировать рутинные операции по проверке информационных систем, он способен полностью заменить ручную проверку или самописные скрипты.
Помимо перечисленных базовых модулей, HPE Operation Bridge включает в себя еще несколько опциональных дополнений, отвечающих за управление мощностями, сетевой мониторинг, организацию сбора данных с помощью агентов или коллекторов. Последнее необходимо в тех случаях, когда для мониторинга всех имеющихся ИТ-ресурсов заказчик использует только решения компании Hewlett Packard Enterprise. Если на нижнем уровне работают системы для ИТ-мониторинга от сторонних производителей (Zabbix, IBM Tivoli и другие), а HPE Operation Bridge применяется в качестве «зонтика», установка коллекторов не нужна. Дело в том, что HPE Operation Bridge получает из внешних систем, как минимум, топологию, события и метрики производительности.
Когда HPE Operation Bridge внедряется с нуля, самый оптимальный вариант — использование комплексного решения, обеспечивающего как сбор данных, так и аналитику. В дальнейшем это позволит компании существенно сэкономить, в том числе на обучении, а также снизить риски. По мере развития бизнеса такое решение можно наращивать. Более сложной является задача развертывания подобной системы в организации, где отдельные утилиты для мониторинга ИТ-ресурсов уже были внедрены. Поскольку сотрудники выработали определенные привычки, придется столкнуться с лоббированием интересов, разного рода опасениями или нежеланием перехода на другие решения. В таких случаях успеха можно добиться не с помощью приказа «сверху», а путем мотивирования каждого сотрудника к переходу на новые технологии. В этой связи полезно сравнить возможности и удобство старых и новых инструментов.
Раньше нередко говорили о том, что бизнес-руководителю нужен «светофор», то есть максимально простое решение. Это не совсем так. Топ-менеджеру необходимо знать несколько вещей: где возникла проблема, кто за неё несет ответственность, работают ли уже над ее устранением и когда будет восстановлена услуга или бизнес-процесс. Все эти задачи поможет решить «зонтичный» мониторинг.
Автор: Hewlett Packard Enterprise