Integrated System Europe — самая здоровая в нашем полушарии выставка экранов, светодиодов и всяких свето-музыкальных железок для бизнеса. Мы туда ездим каждый год и рассказываем, что нового нарыли.
Поскольку у нас как у представителей КРОК есть допуск в «секретные комнаты» за ширмами, видим мы чуть больше обычных посетителей. В дополнение к тому, что красивые, но очень условно одетые девушки и стильные менеджеры в галстуках показывают на стендах, мы смотрим ещё сырые технические прототипы. Их иногда показывают бородатые страшные очкарики, но именно эти платформы вызывают наибольший интерес.
Начнём с LG. Эти парни — платиновый спонсор выставки, поэтому у них уже который год самый здоровый и самый впечатляющий стенд, где постоянно идёт какая-то движуха. Поэтому мы ограничимся только одним кадром с самым-самым крутым, что у них есть сегодня —видеостеной с толщиной стыка всего 0,9 миллиметров. Вообще борьба за минимальный шов в видеостенах идёт уже лет пять.
Обратите внимание на стыки экранов видеостены. У них очень тонкая рамка — суммарно чуть больше полутора миллиметров с учетом неидеальной подсветки боковых пикселей. Бородатые мужики со стенда ворчали и обещали, что в следующей прошивке краевые начнут светиться тоже. Напоминаю, у традиционных проекционных кубов расстояние сейчас 0,5 мм.
А это — архитектурные OLED-дисплеи. В светодиодных экранах каждый пиксель — физический светодиод, в ЖК-панелях каждый пиксель — кристалл и нуждается в задней подсветке, а в OLED светятся сами пиксели. Поскольку горит именно пиксель сам по себе, а не его моделирует задняя лампа, стало возможным получать максимальную контрастность. Чёрный теперь — это чёрный, а не серый. Жидкие кристаллы все равно пропускают свет от подсветки.
Сравнение устройства матриц — наверху OLED, внизу слои ЖК
Архитектурные они потому, что ими можно устелить хоть купол или завернуть вокруг колонн — изгибы позволяют. Плюс они тоньше и легче ЖК. Там же в закрытой зоне нам показывали прототип скручивающегося OLED-экрана (снимать было нельзя, поэтому без слайдов). Сама панель представляет собой «обоину», от которой отходит шлейф к коробочке с «мозгами». К концу дня на стенде случился небольшой эксцесс — желающих потрогать и поснимать экран с магнитной основы было много, и они «перегнули» его, поэтому на второй день крутить самому было нельзя — только в руках специально обученного корейца. На третий день вообще пришлось доказывать, что мы не конкуренты. Видимо, как раз кто-то из конкурентов чётко просёк фишку, записался насколько можно рано и поломал им образчик. Хорошая идея.
А вот видеостены из OLED — они очень тонкие, поэтому теперь их можно делать двусторонними:
Надо сказать, что OLED для архитектуры — это очень круто. От освещения не зависят (перебивают даже дневной свет), отвод тепла минимальный, это вам не суперлампы. Но ресурс пока не самый большой — заявлено при включении не более 12 часов в день около 30 тысяч часов, но обещают в скором времени довести до 16 часов в день, а может и до 24-х. При постоянной работе получается больше трех лет, по примерной оценке.
На фото непонятно, но эти штуки надо видеть на месте — можно офигеть от качества картинки.
Вот тут специальный заказ от рестораторов и модных кутюрье — нужны были экраны с IPS, чтобы очень точно настраивать цвета
А вот концепция «дополненной реальности» для холодильника — видно, что внутри, за счет встроенных в дверь прозрачных экранов:
В прошлом году такие тоже были, но устройства стали большего размера, а картинка — ощутимо ярче.
А это 4K-дисплей для небольших диспетчерских. Он 98 дюймов, на нём 4 картинки высокого разрешения (full HD).
Очень многое сделано для того, чтобы выдерживать рядового гопника. Показали много холодостойких (до -30 градусов), водонепроницаемых и с трудом разбиваемых лопатой устройств.
Много китайских светодиодных дисплеев — шаг стал меньше, чем в прошлом году, но экраны всё ещё вешают повыше, а не ставят перед глазами. Кстати, заявленный шаг 0,9 — это маркетинговая уловка, на самом деле – 0,95 мм.
Самые интересные варианты в 0,95, на мой взгляд — это тройственный альянс китайского Unilumin, которые договорились с Ависом, плюс для контента ещё и «закорешились» с AV Stumpfl и делают всё «под ключ». Непонятно кто в этом объединении главный, но в любом случае, рынок они рвут.
А вот сравнение двух видеостен:
Видите засветку от моей вспышки с краю? А вот вторая стена и не такой поток света нормально держит по контрасту:
Потому что со светодидом не поспоришь. Шаг у неё 1,48 мм — сопоставим с кубами fullHD.
Это медиафасады для зданий:
Leyard купили Planar и ещё одну компанию, делающую фасады в Китае, и теперь весело производят хорошие панели — лёгкие, мало потребляющие и при этом качественные. Все решения теперь у этого альянса из одних рук. Я видел экран примерно подобного качества с сопоставим шагом пикселя на новом стадионе Спартака — качество отличное.
А вот Sharp выкатили 8K-дисплей:
Но никому его они не дадут. Говорят: «Вы сначала определитесь, что с 4K хотите делать и зачем». Мол, только научились считать и передавать, а вот с контентом проблема. И ещё серваки слегка так воздух греют. Поэтому облизываться можно, а вот практика под вопросом.
У этих видеостенок рамка адаптивно меняется под соседние пиксели, вроде амбилайта:
Берёт группы краевых пикселей и усредняется. На фото она как раз «перетекает» со светлого кадра на тёмный.
А это самая крутая тачвидеостена, которую я видел. Что особенно круто — у Prysm есть ещё интеграция с планшетами. Девайсы операторов (внизу) подключены к стене. Можно открыть контент у себя на планшете и выкинуть на всех. А можно работать только на планшете. Можно ходить и трогать параллельно. Было сложно интегрировать такие системы раньше.
Сейчас получается очень полезная штука для школ, музеев, отчетов, совещаний. Хорошая связка — всё работает без проблем.
Привезли много спортивных решений для стадионов и всяких вывесок.
Это Novastar — они самые крутые в линейке приёмо-передающих устройств для светодиодных экранов и в видеопроцессорах для них же:
Все производители именно экранов рекомендуют их: это единственный вендор, который умеет пересчитывать картинку под любое разрешение. Остальные говорят — «у нас 100 шаблонов под разрешения, если что-то большее надо — крутись как хочешь».
В этом году показывали новые выезжающие экраны, микрофоны и прочий обвес места выступающего:
Готовые системы и даже отдельные лифты дешевеют за счет конкуренции — как минимум 3 крупных производителя пришли на этот рынок.
Очень хорошо, что начали появляться вот такие дисплеи для помещений:
Это электронные чернила, то есть E-Ink-дисплеи. Была всего пара стендов. Это очень хорошие решения для офисов открытого типа. Учитывая, что в пассивном состоянии (без питания) они продолжают показывать картинку (энергия тратится только на обновление), заявлено 10 лет работы для офисов от одной батареи. Я в это не очень верю, но вот в пять — очень даже. Причём есть панели сразу с радио — это вторую жизнь получили довайфайные каналы управления (Wi-Fi и Bluetooth слишком много питания едят), что энергоэффективнее.
Было много автостереоскопических дисплеев (3D без очков). Но слайдов не будет — фокус не удастся, надо лично смотреть. Важно сказать, что у меня коллегу нереально тошнит от всякого 3D (оккулус он носит не больше 30 секунд) — а тут нормально, не тошнило даже около больших экранов.
У нас в нашей 3D-лаборатории есть дисплеи, которые хорошо видны с определённой точки (дальше начинаются артефакты или стыки на полупрозрачности), а эти хороши со всех сторон.
А вот так привлекали к себе те, кто не придумал крутых новых технологий, и просто лабает всё, как раньше:
Вот Большой брат заказал новых железок:
Определяет голову, затем по ней — выражение лица, пол и на основе этого — текущее эмоциональное состояние. Умеет отличать бороды, очки и прочее (у них есть для рекламы признаки «очкарик», «бородач», «в шапке» и так далее).
А еще была камера, которая имеет огромное практическое значение в России. Дело в том, что у нас одна из самых частых задач на организации видеоконференцсвязи — это «сделайте так, чтобы начальник не был красный на экране». Это обязательная вещь, которую просят в крупных компаниях. Вот здесь камеры легко настраиваются пультом (буквально парой кнопок) и теперь все будут красивые и здорового цвета. Пульты и камеры сильно доработаны — тут и море интерфейсов от USB 3.0 до HDMI — до плавного движения. Рывков нет. Рядом была 4К-камера, вот она дёргалась.
Появились проекторы с линзой, позволяющий бить реально близко. Плюс они теперь лазерные — вроде как ярче и круче. Опять же, сшивки стали лучше, а через системы зеркал научились покрывать сложные объекты вроде куполов храма. 360 градусов на двух проекторах теперь вообще не проблема.
Это как раз лазерный проектор Optoma в прозрачном корпусе. 20 тысяч часов — по факту меньше некоторых ламп. Но цветопередача потрясающая. На следующих выставках ждём новые варианты — дешевле и надёжнее, это вопрос обкатки технологии.
Хороший большой стол:
Много зеркальных дисплеев для отелей и примерочных. Скоро они научатся говорить «Тебе идёт» после распознавания:
Самый мощный лазерный проектор выставки на 30 тысяч люмен:
Дисплеи произвольной формы:
Под конец — счастье монтажника, универсальный шкаф для «потрохов» с кучей всяких переходников и кабелей:
Это целый бокс для маленьких приёмо-передающих устройств — там решетчатые платы для любых девайсов (они для винтиков и стяжек). И большой блок питания, на котором есть выходы под все популярные разъемы. Не нужно держать провода и блоки питания. И, главное, шкаф недорогой. Плюс все нужные выходы от тюльпана до HDMI.
Вот ещё интересный концепт:
А вот эти штуки пока очень дороги, но уже впечатляют:
А лет через пять такие будут, наверное, везде.
Вот отчёт с выставки в прошлом году, а и на всякий случай моя почта: PPochtennov@croc.ru
Автор: КРОК