Роль информационных технологий в реинжиниринге деловых процессов

в 15:30, , рубрики: бизнес, История ИТ, ит, ит-инфраструктура, педприятие, реинжиниринг, теория, Читальный зал

image
Развитие ИТ во многом определяется не только внутренними факторами, научно–техническими исследованиями и разработками, но и внешними, например, доминирующими теориями управления, которые призваны теоретически обосновывать практические меры по повышению эффективности деятельности организаций разного профиля. Одно из последних течений в этой области получило название «реинжиниринг делового процесса»(«Business process reengineering»). Англоязычный термин «reengineering» на русский язык «перестройка», однако в силу специфической «нагруженности» этого понятия для российского читателя, на мой взгляд, предпочтительнее оставить прямую кальку с английского «реинжиниринг». Содержание этого понятия довольно ёмко и расшифровывается на многих страницах публикаций на эту тему по теории менеджмента. Уместность рассмотрения сути реинжиниринга – бизнеса на страницах данной статьи объясняется ключевой ролью в этом процессе ИТ.

По мнению автора термина, «reengineering» М. Халемера, современный деловой мир преобразуется слишком быстро. Компании не в состоянии адекватным образом перестраивать свою стратегию и тактику в ответ на изменения в сфере технологий, рамках сбыта потребностях клиентов, основываясь на принципах организации, изложенных классиком буржуазной политэкономии. А. Смитом в труде «Богатство нации» (1776г.). Разделение труда, как основы трудового процесса, было позднее воплощено в конвейере Генри Форда и принципах управления большими компаниями Альфреда Слоана. Условиям быстрого роста первых десятилетий индустриального развития в западных странах хорошо соответствовала пирамидальная структура организации с многочисленными уровнями управлениями. Такого рода структура предполагала устойчивый, растущий спрос на продукцию (автомобили, бытовая техника и т.п.) со стороны потребителя, не имеющего большого выбора. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась. Ничто нельзя предсказать на достаточно длительный период – ни появление новых технологий, ни жизненный цикл продуктов и услуг, ни характер конкуренции. В развитых странах взаимоотношения покупатель — продавец существенно изменились. Продавец больше не доминирует. Именно потребители говорят поставщикам, что и когда они хотят получить и сколько за это заплатят. Больше не существует такого понятия как «клиент вообще», есть только «этот клиент», с которым в конкретный момент имеют дело. Массовый рынок разбился на части, некоторые из них столь малы, что вмещают лишь одного клиента. Изменению баланса сил в пользу потребителя способствовало множество факторов. Потребитель имеет сегодня гораздо больший выбор аналогических товаров и услуг, в том числе благодаря информационной насыщенности рынка. Кроме того, крупный потребитель может приобрести необходимую ему технологию (например, настольный издательский комплекс) и никуда не обращаться. Начинает действовать принцип: «Делай так, как нужно мне, либо я сделаю это самостоятельно». Интенсивная конкуренция изменила практически весь рынок. Одинаковые товары конкурируют на совершено различных основаниях: на одном рынке – на основе цены, на другом – на основе выбора, на третьем — на качестве и дополнительных услугах. С разрешением пограничных торговых барьеров такого рода конкуренция приобрела международный характер.
Таким образом, мир современного бизнеса изменился настолько существенно, что организации, созданные для работы в прежних стабильных условиях, не могут приспособиться к новому окружению без совершенствования принципов деятельности и структуры. Именно в этом контексте можно трактовать реинжиниринг, как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование делового процесса для достижения коренных улучшений в главных сегодня показателях деятельности, таких как стоимость, качество, услуги и быстрота». Можно привести ещё одно определение реинжиниринга- это «способы, с помощью которых организация может достичь радикальных изменений, отражающихся на стоимости, жизненном цикле продуктов, услугах, качестве, методах и технологиях, рассматривающих бизнес как серию ориентированных на потребителя процессов, а не как серию ориентированных функции».
Изменение процесса становится возможным благодаря использованию информационных технологий (ИТ). Однако компания, в которой сначала ищут проблемы, а затем для их решения подыскивают технологии, обречена на отставание ИТ в реинжиниринге требует индуктивного мышления, способности сначала распознать верное решение, а затем искать средства его воплощения. Основная ошибка большинства компаний в том, что они рассматривают ИТ через призму существующих процессов. Они спрашивают: «Как мы можем использовать новые технологические возможности, чтобы улучшить то, что мы сейчас делаем?», вместо того, чтобы спросить: «Как использовать технологию, чтобы с её помощью делать вещи, которых мы еще не делали?». Ведь реинжиниринг – это использование самых последних технических новинок для достижения совершенно новых деловых целей.
Естественно, что ИТ играют свою роль в изменении деловых процессов наряду с другими важнейшими факторами, определяющими стратегию развития бизнеса – администрированием, ценовой политикой, технологическими инновациями и т.п.
Примеры того, как новые ИТ меняют формы работы, приведены в таблице:

image

К позитивным условиям эффективного применения реинжиниринга можно отнести следующее:
— вероятность успеха реинжиниринга в значительной степени зависит от приверженности этой идее со стороны всех высших руководителей компании. Проект должен реализовываться под контролем главного руководителя;
— больше шансов не успех в тех организациях, которые реалистично оценивают цели реинжиниринга и ожидаемые результаты, имеют представление о необходимых для его реализации сроках, усилиях и финансах;
-в составе команды, которая готовит проект реинжиниринга и затем контролирует его выполнение, должны быть сотрудники, наделенные полномочиями и способные создать атмосферу сотрудничества;
— проекты, которые рассматриваются в терминах и расширения, имеют больше шансов на успех, поскольку порождают больше энтузиазма и меньше сопротивления;
— успешность реинжиниринга зависит так же от того, насколько руководство и рядовые сотрудники компании понимают, как достичь стратегических целей;
— очень важно твердое и умелое управление;
— проект должен иметь свой собственный бюджет, особенно, если планируется интенсивное использование ИТ.
Любую перестройку можно использовать для принятия своего собственного безделья и некомпетентности. Собственно реинжиниринг – это далеко не первая технология, использование которой служит спасению от неприятных забот. Реинжиниринг распространяется, так как отвечает многим желаниям и потребностям большего количества людей.

Литература
Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес – процессов и интеллектуальное моделирование – материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании» — М: ЦРДЗ, 1996.
Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес – процессов. – Материалы семинара. М: ЦРДЗ, 1996.

Статья 2-3 года назад была опубликована в книжке (одном из сборников статей студентов технических специальностей). К своему стыду не помню точное название. Автор В.В. Терехов

Спасибо за внимание!

Автор: aramby

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js