В игре Го можно увидеть больше оттенков серого

в 11:52, , рубрики: Go, бадук, вейчи, игра го, история, логические игры, метки:

Часть первая — Знакомство

Я начинал свою историю игры в Го давным давно в 2006 году. Начало может быть вполне обычное, а может быть и нет.

После поступления в аспирантуру я решил, что теперь у меня появилось много свободного времени, которое надо тратить на разные интересные занятия (очевидно, что с аспирантурой у меня в последствии ничего толкового не вышло, хотя поездить по иностранным школам было очень приятно в плане путешествий, а не приобретения профессиональных знаний). Одно из интересных занятий было посвящено шахматам. Эта игра казалась мне венцом творения интеллектуальных игр. Как то поделился я мыслями со своим приятелем, а он мне и говорит, что есть игра гораздо сложнее — Го называется. (На тему Го можно почитать у GlukKazan)

Первый опыт получался со стандартного студенческого набора (это не самый лучший подход): скачать из интернета книг побольше, программку для игры и погрузиться в изучение проблемы с произвольно выбранного места при отсутствии грамотного учебника (что естественным образом приводить к формированию неверного восприятия).

Первой моей игровой программой стала Igowin, бесплатная версия играет на учебной доске размером 9х9.

image
Если кто-то уже заинтересовался, что за игра такая, то в википедии есть статья по этой игре.

Часть вторая — Однако

Быстро освоив то, что я принял за верное направление игры и получив высокий рейтинг в программе, я решил попробовать свои силы в онлайн сражениях ничего не представляя об игре на доске 19х19. Моя первая игра (sgf из архива сервера) закончилась хотя бы не полным уничтожением всех моих групп (в игре Го камни снимаются с доски, если рядом с ними не остается ни одного свободного пересечения, для придания группе минимально-возможного бессмертия необходимо создать как минимум две одновременно недоступные области, называемые глаза). Остальные мои партии так же показали полную неспособность правильно ставить камни на доску, хотя по началу кажется, что ничего проще быть не может.

Часть третья — Учитель

На поиски учителя у меня ушло пара часов и это явно было счастливым стечением обстоятельств. На самом популярном в России игровом сервере KGS на вопрос об обучении в чате мне сразу посоветовали найти игрока под ником greyx. Это оказался Сергей Межов — мой будущий учитель Го и мудрый наставник по жизни. К сожалению наша встреча произошла когда Сергею Межову было уже за 60 и здоровье свое он успел потратить за весьма бурную жизнь, которая заслужила бы отдельной книги.

Имея богатый педагогический опыт он начал мое обучения игре Го с интересной теории про поиск закономерностей в расстановке камней. Эту теорию мы называли «Теория влияния и дефектов».

Часть четвертая — Влияние

Про ситё или «лесенку» рассказывают каждому новичку. И я знаю почему — это один из двух возможных вариантов захвата камня. А еще ситё (см. Не понимаешь ситё — не играй в Го) бежит по доске пока не встретит на своем пути спасительный камень или умирает.

image

А вот здесь и скрывается то, что лежит на поверхности, но никто не видит. Каждый поставленный на доску камень влияет на возможное ситё где-то на доске! Казалось бы просто, но ни один человек на моей памяти еще не смог сам правильно нарисовать коридоры влияния камней на доске.

В игре Го можно увидеть больше оттенков серого - 3

А когда говорят, что камень влияет на доску, никто толком не может объяснить как он влияет, только делают неопределенные пассы руками рядом с камнем. Возможность строго определить понятие и построить базис — это удачная находка, да?

Как это использовать и что еще бывает в следующей статье.
П.С. Хотите ли рассказ по каждой части подробнее?

Автор: Aloneal

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js