
Всем привет! Я недавно на Хабре. Да-да, такие всё еще существуют. Само собой, статьи с Хабра регулярно бывают в моей ленте, часто читаю всякое, но стать регулярным пользователем, да еще и "писарем", желание родилось совсем недавно. А связано это с тем, что я, будучи 35-летним дяденькой, решился на глобальные перемены в моей жизни, которыми хочу делиться с людьми. Я уверен, так этот путь пройти будет гораздо проще.
Имея за плечами разнообразный руководительский опыт, я решил, что хочу сблизиться со всеми горячо любимой темой IT. И, конечно же, входить в нее проще с того, что умеешь, — в моём случае с менеджмента.
Много о прошлом опыте:
Про первый бизнес-опыт в 18 лет. Лес
В 18 лет мне и парочке моих друзей взбрело в голову заняться бизнесом. Кровь бурлит, знаний в сфере экономики чуть больше, чем можно увидеть в классных фильмах про внезапный успех а-ля «Миллионер поневоле» с Адамом Сэндлером, но при этом масса амбиций и горящие на всё материальное глаза. Ну а как ещё в 18 лет?
Сначала мы хотели открыть магазин продуктов, небольшой, конечно же, так как на тот момент у нас на троих наскреблось за счёт стипендий и, что уж греха таить, накопленной от «помощи студенту» родителями небольшой суммы денег. Просчитав минимальную экономику (в то время ещё можно было открыть «ларьок»), выяснилось, что нам не хватает больше половины для старта в этой нише. Один из моих друзей/коллег по бизнесу жил в пригороде, и он, в плане бреда, вкинул идею: «А давайте лесом займёмся, у меня знакомый лесник, неплохо делает деньги» (не дословно, но смысл был такой). Взявшись за расчёты, мы пришли к выводу, что это может стать неплохой доходной историей. Разузнав о возможности поставки и прочих лесных нюансах, мы решили начать с простого — с берёзовых дров. Очень быстро смекнули, где можно взять дешёвый лес, благо соседней республикой была Марий Эл, известная своими лесными богатствами. Мы объехали все заводы по деревообработке и нашли один фанерный завод, готовый нам отдавать отходы обработки (обрезки берёзы и штакетник) за очень привлекательные деньги. Оставалось решить вопрос логистики. Совершенно точно понимая, что заниматься «дровами», не имея своего транспорта, — глупо, мы приобрели старенькую бортовую «ГАЗель» с тентом, привели её в чувство, и вуаля — транспорт есть, поставщик есть, база для складирования и разработки леса в черте города арендована (очень дёшево на тот момент), и мы погнали. Буквально через месяц, рассчитав все расходы/доходы от данного предприятия, стало ясно, что с такой сложной логистикой наша чистая прибыль покрывает амортизацию нашей «ГАЗели» и даёт нам возможность чуть чаще кушать в «Макдоналдсе» (ныне «Вкусно — и точка»), на этом всё. Недолго думая, решили, что отходами лесопроизводства из соседней республики довольствоваться не хотим, так как это мало маржинальная история. И вот мы, трое 18-летних пацанов, сидим в приёмной министра лесного хозяйства нашего региона. Если кратко: он был очень удивлён, когда узнал, что к нему на приём просятся «дети», но при этом впечатлён нашими амбициями и, несмотря на отсутствие у нас опыта и знаний в области лесного хозяйства, дал нам шанс. Спустя неделю бюрократических нюансов и знакомств с местными лесничествами нам поручили санитарную вырубку на площади 2 гектара неподалёку от города. В 18 лет это впечатляюще масштабно. С учётом правил вырубки и лесоповала нам пришлось нанять специального вальщика, так как валить лес, не имея необходимой квалификации — запрещено.
Далее мы начали заметно прирастать в объёмах. «Деловой» (подлежащий качественной обработке) лес мы отправляли (продавали) на местный фанерный завод, а все остатки и обрезки, которых было достаточно много, мы перерабатывали на дрова и продавали. Чем это закончилось, — в следующем спойлере, так как они связаны.
Про грузоперевозки. 5й курс
Дела с лесозаготовкой шли своим чередом, но, увы, не приносили желаемого дохода. Со временем издержки стали расти, а доходная часть — падать. Нужно было масштабироваться, но такой возможности не оказалось, так как халявный (санитарная вырубка) лес закончился, а покупка обыкновенного, "живого" леса сломала бы нашу экономику. К тому же мы были студентами выпускного года и все очень тщательно готовились к диплому, экзаменам и т. д. Совместно обдумав все плюсы и минусы дальнейшего существования предприятия, мы поняли, что без масштабирования либо трансформации будущего у нас нет. Мы продали бизнес по частям, получив хороший опыт и осознав, что нужно приобрести такой навык, как стратегическое планирование.
Я очень быстро заскучал, так как кровь по-прежнему бурлила — хотелось всего, хотелось масштабов. Во времена "лесного бизнеса" я все время заглядывался на перевозки. Меня впечатлял масштаб на то время стремительно растущей компании "Деловые Линии" — эти красивые черные фуры… Ммм, я восторгался их стилем. И по счастливой случайности один из моих старших товарищей в тот момент занимался перевозками. Само собой, я напросился на аудиенцию — я был очень приставучим, мне хотелось разобраться, как оно всё устроено.
Через пару месяцев я, счастливый, сидел в банке с поручителями, подписывая кредитный договор. Я решил ввязаться в эту авантюру. Еще через месяц я (не сам, конечно) пригнал свою первую фуру из Германии, затем пару-тройку дней занимался документальным и техническим оформлением. И вот — я все еще студент, но уже стою перед своим огромным грузовиком. До сих пор помню эти впечатления. Это был новый мир — мир большого (для меня) бизнеса. Я напросился под крыло к этому самому товарищу, так как область знаний в грузоперевозках на тот момент была у меня совершенно нулевой и, соответственно, не было наработок.
Успешно отработав полгода, защитив диплом и высвободив львиную долю времени, я осмелился на масштабирование. Еще один кредит, еще одна машина, залоги, поручители — всё, как полагается. Жизнь засветилась очень яркими красками: наработанные поставщики, своевременное техническое обслуживание транспорта, мелкие нюансы с водителями (кто перевозками занимался или имел к ним отношение — поймут, о чём речь).
К осени я купил себе первую BMW. Прошу не осуждать — я просто должен был закрыть пацанскую хотелку. Сейчас-то я понимаю, что надо было вкладываться в недвижимость или в свое образование, но 22-летнему мне хотелось другого.
Стратегически я был готов расти дальше, строил планы... Но, как всегда, есть "НО". Наступил 2014 год и его экономические последствия. Большинство поставщиков слилось под предлогом: "Мы дальше своими силами", — у меня паника… И вот новый урок: я могу в стратегию, но не умею в критическое
Наделав кучу ошибок, слепо веря в неизменность бытия, я зафакапил всё. Далее — суды, аресты счетов, реализация имущества. Благо, продав фуры, личный транспорт и отдав накопления, удалось справиться со всем этим, но на это ушло полтора года (24/7 кортизол).
Как выбирался? Следующий спойлер.
Помощник исполнительного директора. Новая сфера
К тому времени, как у меня начались разборки с банком, у меня на руках уже был ребенок — мой первенец. Парень родился с аллергией на нерасщепленный белок и ел только смеси, которые на тот момент были не самыми дешевыми. Выбора не было: пока шла финансовая война с банком, семью нужно было кормить. Я пошел по собеседованиям, имея за плечами только опыт, описанный выше.
Совершенно случайно на одном из собесов я наткнулся на директора местной розничной торговой сети, с которым был знаком еще с 17 лет. Так вышло, что в 17 мы с ним попались в одну и ту же историю с сетевым маркетингом и даже успели вместе там поработать (чем, признаюсь, не горжусь). Долго поговорив после расставания на 7 лет, мы перешли к деловой части беседы. Он сообщил, что ему нужен помощник финансового директора (не опечатка, про исполнительного — далее). Я сказал, что готов попробовать.
Я начал вкатываться в историю магазиностроения, оснащения и ассортиментного менеджмента. Торговая сеть насчитывала 20 магазинов площадью более 500 кв. м и 103 магазина до 500 (от 70 до 460). Месяц спустя компания приняла решение о глобальном реформатировании, а также о найме для этого исполнительного директора с сумасшедшим бэкграундом. Насколько я знаю, одна из самых крупных продуктовых сетей России строилась именно под руководством этого человека (далее — НА, его инициалы).
По счастливой случайности, пару раз оказав помощь при онбординге НА, я был избран его помощником. Начался новый виток моей жизни — сумасшедший по задачам, заставляющий изучать такое обширное количество информации, что порой казалось, будто
Через месяц упорного труда и бессонных ночей я понимал всё о товарном соседстве продуктов, знал, как рисовать план магазина в AutoCAD, включая правильную расстановку коммуникаций, умел размещать схемы и планограммы с ассортиментной матрицей. Еще через месяц, под руководством НА, я сформировал, отрисовал, собрал, провел тендеры на оснащение, осуществил закупки, курировал стройку (капитальный ремонт) и, наконец, запустил свой первый магазин формата middle с собственной кухней, площадью 220 кв. м. Это был личный триумф. Я не спал двое суток перед запуском, так как летели к чертям дедлайны по оснащению магазина элементами навигации (указателями) и прочей мелочью. В итоге к открытию всё было готово. Меня поздравили с успешным проектом и отправили отсыпаться.
Затем были еще магазины. Один из них стал флагманом и моей продуктово-проджектовой (тогда я, конечно, еще не знал об этих специальностях) гордостью — площадью 770 кв. м.
Но всему приходит конец. Чуть меньше года спустя произошла смена власти: поскольку данная сеть была частью холдинга, а у холдинга были более приоритетные цели, все площади просто переформатировали в арендный бизнес. А нас "разогнали". И вот еще один урок: умение работать со стейкхолдерами. Именно тогда я понял, что проблема была в том, что мои непосредственные руководители не смогли защитить наш продукт.
Но я безумно благодарен этому периоду в жизни. Не только за новые скиллы и классные знакомства, но и за то, что он дал мне тайм-аут для приведения личных дел в порядок. Об этом — далее.
Рекламное агентство. "Снова здарова"
До начала кризиса 2014 года я успел стать соучредителем и директором малюсенькой на тот момент рекламной компании (всё же чуть-чуть в диверсификацию смог). Ее функционал ограничивался всего несколькими рекламными щитами. Однако в период разборок с банком, приставами и "строительства" магазинов мне удалось влезть в аукцион рекламных площадей. И, к счастливому стечению обстоятельств (либо наоборот), я стал владельцем (арендатором) довольно крупных рекламных мощностей. К этому моменту как раз закончилась история с магазинами.
Не имея опыта в маркетинге такого уровня, я срочно начал изучать всё необходимое — даже прошел пару курсов от "успешных успешниксов". Имея кое-какой опыт в управленческой деятельности и базовое понимание маркетинга, я принялся наращивать обороты компании. Простая бухгалтерия, простые цифры (тогда я еще не называл их метриками, ключевыми метриками и т. д.). Год за годом мы становились больше: росла команда, росли компетенции. Помимо местных небольших клиентов появились федеральные и муниципальные. Мы стали узконаправленной, но высококомпетентной организацией. Всё шло замечательно.
И да, опять те же грабли, что и с перевозками. Как насчет "я могу в стратегию, но не умею в критическое
Говорят, умные учатся на чужих ошибках, а дураки — на своих. Я, похоже, выпал из этой цепочки. Видимо, решил, что печального опыта много не бывает.
И вот на дворе 2020 год. Да, всеми нами "любимейший" ковид, самоизоляция, удалёнка… Рекламный рынок треснул по швам, господдержки для рекламщиков не оказалось, а муниципалитет, предоставляющий те самые площади для размещения рекламно-информационного материала, не вошел в положение. Он не одобрил даже снижение арендных ставок — ни на период самоизоляции, ни на этап постпандемийного восстановления. Таким образом, в момент, когда весь рынок рекламы резко начал переформатироваться в цифровую среду, я был занят изысканием средств, чтобы выполнить договорные обязательства. А они на тот момент были достаточно крупными. Это ни в коем случае не оправдывает меня — я обязан был успеть на поезд "реклама в интернете". Но фокус внимания был сильно смещен из-за страха перед исками от муниципалов. И, как положено, поезд ушел. Я остался у на перроне станции "Устаревшие" — с долгами и дефицитом спроса на наружную рекламу. Ничего не поделаешь, нужно жить дальше. Писать итог, который можно спроецировать на продуктовый опыт, не вижу смысла. Тут и так всё понятно.
Еще чуть-чуть об опыте
После болезненного прощания с рекламным агентством было еще пару магазинов, на чью долю выпали "классные решения" вроде посещения магазинов по QR-кодам. Но там всё сложилось неплохо — бизнес (пусть и совсем маленький) был продан после качественного исследования местного рынка.
Около года я работал руководителем проектов цифровых решений для промышленников в местном ГАУ. Это стало моим первым сближением с IT. Меня впечатлил этот мир — его культура, люди, подход к работе. И, наверное, именно тогда я сделал ключевой шаг, который подтолкнул меня к радикальным переменам.
Я на год уехал из своего города, жил на юге и всё это время не мог решиться. Но вот я здесь — и теперь я действительно хочу этих изменений.
Вернемся к истории про prodict managment. Всё началось с изучения должностей и обязанностей в цифровом менеджменте. Как мне показалось на первый взгляд, разница между IT и не IT в управлении не такая уж и большая. Конечно, как и везде, есть свои правила, грейды и, само собой, уровни компетенций. Но суть исследования была в том, чтобы выбрать, чего хочу именно я сам, к чему лежит душа. И выбор пал на Product Management. Следом начался разбор мест, где я мог бы получить необходимые (стартовые/базовые) знания в продакт-менеджменте. Вначале я это назвал "оцифровать и структурировать свой бэкграунд". Но всегда есть "Но!".
Начав изучать основы продакт-менеджмента, я понял, что с обыкновенным менеджментом у них крайне мало общего. Пул задач продакта настолько разнится с тем, что привык делать в роли руководителя... Таким образом, мой десятилетний управленческий бэкграунд превратился в труху. Как итог, главный мой вывод 2024 года:
Полезными из прошлого остались только софты, почти все харды придётся собирать по новой!
Итак, я начал свой путь в изучении неизведанного. В самом начале
Довольно быстро мне пришло осознание, что я хочу "делать уже что-то ручками". Через 2 месяца плотного изучения продакт-менеджмента я решил заняться поиском любой, связанной с ним работы. Было совершенно не важно: стажёр, помощник, джун — я откликался на всё, что нашел на просторах. И судьба была ко мне благосклонна. Буквально после четвертого собеседования меня пригласили на оплачиваемую (хоть и немного) позицию помощника продакт-оунера в довольно любопытный AI-стартап.
В следующей публикации я расскажу о работе в стартапе. Спасибо за потраченное время! Терпения и успехов!
Автор: JohnKam