Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы?

в 9:01, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, история, Киберпанк, культура

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 1


Тезис о том, что мы живём в мире наступившего киберпанка, стал обыденным ещё в 2010-е годы. Ныне соцсетями и цифровыми сервисами пользуются деревенские старушки, роботизированные фермы оставляют безработными африканцев, война стала невозможной без дронов, а искусственный интеллект из фантастики превратился в обыденность. Теперь мы живём в эпоху не просто киберпанка, а развитого киберпанка. И всё же то, что нас окружает — совсем не тот киберпанк, который описывали отец жанра Уильям Гибсон и его многочисленные продолжатели, что американские, что японские. Как не раз бывало в истории, реальность будущего оказалась не такой, какой представлялась фантастам, прогнозистам и визионерам. В чём классический киберпанк ошибался, в чём оказался прав, и почему даже из наших бурных времён он выглядит заметно более мрачным, нежели реальность? Попробуем разобраться.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 2

«High tech, low life»

Для начала о сходствах, благо с ними всё куда проще и очевиднее. Главное, что угадали мастера киберпанка — это то, что будущее XXI века будет цифровым, компьютерным и сетевым. Более того, оно окажется погружено в цифровое пространство до таких степеней, которые представить себе на старте возникновения жанра в 1980-е годы было трудно. Ещё в 90-е звучали скептичные высказывания, что компьютеризация и интернетизация скоро достигнут предела насыщения, и все эти цифровые устройства так и будут использоваться в основном специалистами и/или гиками. Только в нулевые с появлением соцсетей и смартфонов, а также удешевлением доступа во всемирную сеть стало окончательно ясно, что виртуальный мир превращается во вторую реальность для всего человечества — включая ранее слабо представимых в Интернете «гаражных бать» и тётушек с соленьями.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 3

А вот то, как будет выглядеть мир и общество глубокой и массовой цифровизации — классики киберпанка угадали гораздо хуже. Начиная с того, что у них киберпространство обычно оставалось уделом профессиональных хакеров и корпоратов, а не местом обитания почти всех членов общества. Не будем их за это винить: прогнозы подобного рода всегда исходно делаются из конкретной точки времени, пространства и социума, в характерной именно для «там и тогда» оптике. Ну а потом типичные образы и тропы некогда обращённого в будущее жанра становятся устоявшимися и живут собственной жизнью, на глазах превращаясь в образцы ретрофутуризма. И всё же давайте посмотрим по пунктам, чем отличается сеттинг классического киберпанка от нашей глубоко цифровизованной реальности? Начнём с наиболее зримого и очевидного.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 4

Классические обложки к трилогии Уильяма Гибсона «Киберпространство»

▍ 3D-интерфейсы и трёхмерное киберпространство

С самого начала Уильям Гибсон задал важные для раннего киберпанка образы киберпространства как визуального трёхмерного океана с разнообразными объектами, по которому пользователи будут перемещаться как в 3D-игре. Основным интерфейсом для работы человека в нём представлялись шлемы и перчатки виртуальной реальности. В более развитых формах, вроде «Призрака в доспехах», фигурировали уже устройства с нейроинтерфейсами, вплоть до срощенных с машиной мозгов киборгов — но образ цифрового океана оказался удивительно живуч. Неудивительно: это красиво, это устоявшийся троп жанра, и это очень удобно и интересно визуализировать в кино и анимации.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 5

Трёхмерное киберпространство в «Джонни Мнемонике»

Ну а в реальном мире, несмотря на многократные попытки и периодические громкие прогнозы, никакой сколько-то сопоставимой трёхмерной сетевой среды так и не появилось. Да, возможности компьютерной графики стали колоссальными, как и вычислительные мощности. Да, на рынке появились дешёвые массовые шлемы-интерфейсы — но никакого единого трёхмерного интернет-пространства у нас нет. И пока не предвидится. Сеть визуально остаётся колоссальным гипертекстом на двухмерных страницах, а не океаном трёхмерных образов, и вряд ли в обозримом будущем это изменится. Вопрос во многом упирается в банальное удобство и практичность: в сеть в любой момент проще зайти с лежащего в кармане смартфона, чем возиться со шлемами или хотя бы очками.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 6

Джонни Мнемоник за работой

▍ Корпоративные небоскрёбы на фоне бескрайних кибертрущоб

Общество киберпанка, особенно в его американском варианте, часто предполагает ужасающие масштабы социального и экономического неравенства. На одном полюсе — владельцы и топ-менеджеры всемогущественных корпораций, а также примкнувшие к ним чиновники и главы преступных синдикатов, наслаждающиеся своим бесконечным богатством и доступом ко всем мыслимым технологиям из пентхаусов на вершинах супернебоскрёбов. На другом — сонмы бедноты, пытающихся выжить в угрюмых нуарных трущобах среди банд панков-металистов и радиоактивно-токсичных отходов. Средний класс чаще появляется в японском киберпанке, но и там он не слишком многочислен и заметен.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 7

Улицы города в «Бегущем по лезвию»

Увы, и в нашем мире социальное расслоение во многих странах действительно растёт, вкупе с инфляцией, и порой они делают это угрожающими темпами. Но даже депрессивные окраины в духе «эстетики е...» всё же выглядят куда приличнее, чем улицы каноничного киберпанковского мегаполиса. И лучше, чем они же сами в десятых и тем более нулевых, достаточно сравнить фото. Миры же киберпанка, особенно классического американского — это про глубокую и безнадёжную социальную и экономическую депрессию на уровне чахоточных трущоб викторианского Лондона. Только с неоновыми вывесками, ирокезами и мониторами электронных устройств.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 8

Улицы «Призрака в доспехе» не слишком усугубляют реальность азиатских мегаполисов 80-х годов, но для японского киберпанка в целом не характерен акцент на проблемах социального расслоения

Дело в том, что Гибсон и его коллеги начинали создавать свои миры в США первой половины 80-х годов, и для американского общества всё предшествовавшее время с начала 70-х было весьма грустным. Жестокости войны в Индокитае и брошенный Сайгон, нефтяной кризис 73-го, превращение ещё недавно цветущих промышленных центров в ржавые трущобы вокруг закрывшихся заводов, на полках трудно найти современный американский товар, зато всё завалено японской продукцией… После долгих и неудачных попыток разрешить нарастающие трудности социально приемлемыми способами, к власти пришёл Рейган и предложил радикальные меры с урезанием социалки и раскочегариванием экономики путём максимальных преференций бизнесу. В итоге план сработал, корпоративный сектор пошёл на взлёт и увлёк за собой остальную экономику, но кто «не вписался в рынок» по пути — тот не вписался. «Джокер» 2019 года довольно точно играет на образах эпохи и того, как это воспринималось теми, кто не смог запрыгнуть на волну рейганомики.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 9

Не все районы некогда процветавшего промышленного Детройта пережили кризис 80-х

То, что она сработает, в первой половине 80-х было совсем не ясно и не гарантировано. Зато было видно, как лишённые социалки массы беднеют, как и многие представители образованных кругов, зато «корпоративные коты» увлечённо купаются в деньгах, демонстративно потребляют и ещё более демонстративно плюют на законы и правила: ведь всё во имя KPI и нужных цифр роста экономики! Выглядело это в оптике писателей и читателей НФ весьма грустно и устрашающе — и весьма заманчиво было провести линию прогноза дальше. А дальше получались как раз те образы, которые и стали частью эстетики киберпанка: небоскрёбы всевластных корпораций и бесконечные трущобы оставленных за бортом бедолаг. К счастью, в нашем мире, при всех его проблемах, до такого уровня расслоения всё ещё как до Луны — даже в странах с наибольшими показателями коэффициента Джини. Разве что местами в ЮАР и Бразилии ситуация по сути и зримо похожа на то, что рисовалось в образах Гибсона и его продолжателей — только вот тамошние трущобы ещё более трущобны, но куда менее киберпанковы.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 10

▍ Обилие робо- и нейроимплантов

Тут же наш мир всё ещё отстаёт от образов киберпанковской классики — и на сей раз не в лучшую сторону, в особенности в сфере прямой нейронной интеграции человека и машины. В том числе потому, что вся глубина проблем сопряжения человеческого мозга с цифровыми устройствами на момент появления жанра ещё не осознавалась, и многим казалось, что всё не так уж сложно, «нужно только поднажать». Только сейчас, с прорывами в области искусственных нейросетей, появились новые предпосылки к тому, что это окажется реализуемым в некой среднесрочной перспективе. Ну а робо-протезирование действительно переживает сейчас бурное развитие — и это искренне радует. Возможно, уже не столь далеки времена, когда наличие у человека искусственной конечности и даже органов зрения сможет заметить только внимательный глаз.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 11

Хакеры с киберимплантами на иллюстрации к Гибсону

▍ Разгул преступности, и далеко не только кибер-

Общество классического киберпанка буквально поглощено криминалом на всех уровнях. Корпорациям приходится взаимодействовать с преступными синдикатами, на улицах бродят угашенные веществами банды безумных панков, а в киберпространстве не протолкнуться от хакеров всех мастей. Эти образы коренятся во всё той же эпохе, когда киберпанк оформлялся как жанр: США 80-х годов. Экономические трудности, обнищание целых слоёв общества, социальная фрустрация тогда вели к очень заметному росту преступности, в том числе уличной и насильственной. Получить на улице ствол в висок с интересным предложением в жанре «кошелёк или жизнь» было вполне реальной перспективой для среднего американца — и с каждым годом ситуация ухудшалась. Неудивительно, что миры киберпанка буквально переполнены преступностью и насилием.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 12

В третьем «Робокопе» корпоративная ЧВК пыталась гнобить жителей Детройта в союзе с бандами панков

Ну а в реальном мире как раз в 90-е годы в США и Западной Европе произошёл так называемый Great Crime Drop, довольно резкий и до сих пор обсуждаемый социологами спад уровня преступности. В нулевые годы он повторился и в России, и уже в 2010-е гопник из вполне реальной угрозы стал персонажем мемов и даже некоторой ностальгии. Реальное, а не видевшееся из бурных 80-х общество глубокой степени цифровизации оказалось — по сравнению со всеми предшествующими эпохами, в том числе недавними — удивительно ненасильственным. Даже все пертурбации 2020-х не изменили этого тренда ни в США, ни в нашей стране. При этом очень значительная часть преступлений вслед за обществом и деньгами ушли в киберсферу, и ныне представляют собой хорошо знакомые «звонки из службы безопасности банка».

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 13

Динамика насильственной преступности в США с 1985 по 2022 годы

▍ Киберсамурайский банзай

Классический киберпанк уже в своём исходном американском варианте имел ярко выраженный японский привкус: везде японские словечки, иероглифы и кана, суровые азиаты в безупречных деловых костюмах или бешеных неформальных одеяниях. Ничего удивительного, опять же: одной из важных тем фрустрации американского общества 80-х был страх перед тем, что лихие и агрессивные японские корпорации вместе с коварными якудза окончательно подомнут под себя рынок США, особенно в высокотехнологичном секторе. И будут несчастных американцев безудержно эксплуатировать: достаточно вспомнить сцену из второго «Назад в будущее», когда босс-японец выкидывает утомлённого Марти МакФлая с работы. Выглядели полки магазинов электроники и площадки автосалонов для глаз американского патриота действительно устрашающе: везде было сплошное Made in Japan, и это на фоне постоянных закрытий американских заводов и фабрик.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 14

Зрителей «Назад в будущее 2» 1989 года не удивляло, что в будущем 2015 года боссом главного героя оказался Фудзицу-сан из некой японской корпорации

В реальности же японское экономическое чудо прекратилось уже к концу 80-х, сменившись не очень громким, но очень затяжным экономическим кризисом, который не преодолён и по сей день. Япония сохранила позиции одного из лидеров по промышленной роботизации и автомобильной промышленности — но в смысле бытовой электроники безнадёжно уступила позиции сначала Тайваню, а затем и континентальной КНР. Вместо превращения в первую страну победившего киберпанка, Япония умудрилась причудливо законсервироваться — и даже от дискет 3,5 дюйма ей пришлось принудительно отказываться только на рубеже 2010-х и 20-х годов. Зато сопутствующие фрустрации уже японского общества привели к появлению японского извода киберпанка — который по популярности и количеству произведений успешно соперничает с американским.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 15

Впрочем, в некотором смысле предположения о японизации общества «развитого киберпанка» действительно сбылись — однако совсем не так, как предполагалось изначально. Ныне самураи, ниндзя, якудза и гейши, составлявшие основу «японскости» для американцев 80-х, интересны разве что ценителям. Зато аниме-культура вросла в современные цифровизированные общества до такой степени, что мы это часто даже не рефлексируем — и это касается как условно-глобальной англоязычной сети, так и Рунета. Если ещё в нулевые «анимешник» и «отаку» были объектами в лучшем случае иронии, а в худшем — прямой враждебности, то сейчас образы манги и аниме часто даже не опознаются как что-то японское. А вот со всемогуществом японских корпораций и повсеместностью текстов на японском в реальности так и не сложилось.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 16

▍ Всемогущество корпораций и отмирание государств

Классический киберпанк очень любил образы могущественных корпораций — которые обычно выступали в нём или злым началом, или как минимум не самым добрым фоном для сюжетов. 80-е годы, когда он формировался, были временем стремительного превращения более старых форм крупного бизнеса в колоссальные транснациональные корпорации, их бюджеты начинали превышать возможности многих государств. При этом в США, Британии и ряде других стран правительства старались не только не мешать, но и помогать этому процессу — и авторы, начиная с Уильяма Гибсона, проводили дальнейший тренд в бесконечность. Им виделся мир будущего, где правительства превратятся в слабый коррумпированный атавизм, а могущественные экономические консорциумы понемногу возьмут на себя их функции, включая административные, социальные и силовые. Именно поэтому сюжет первого «Робокопа» выстроен вокруг того, как технологическая корпорация OCP пытается превратить депрессивный Детройт будущего в свои полновластные владения под контролем превращённой в корпоративную ЧВК полиции.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 17

В нашем же мире государства никуда не делись и деваться явно не собираются. Они взаимодействуют с транснациональными корпорациями самыми разнообразными способами, обычно более или менее взаимовыгодными, а те в большинстве случаев не предпринимают попыток подменять собой государство за пределами сообщества собственных сотрудников. Конечно, в местах планеты поглуше имеются вполне реальные кейсы того, как финансово-промышленные группы при участии частных силовых структур учиняют разное — но это обычно происходит далеко от глаз современного цифрового общества более или менее развитых стран. Хотя и самым активным использованием современных технологий вроде дронов. Но в нашей текущей реальности совершенно невозможно представить, как какая-нибудь Boston Dynamics попыталась бы отжать себе часть Детройта или послать боевых дронов против OpenAI или владений Илона Маска. По крайней мере, пока что.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 18

Вышесказанное, впрочем, характерно скорее для американского извода киберпанка. Японский, типичнейшим примером которого является GitS, «Призрак в доспехе», оказался в этом смысле гораздо более точным. В нём государство не только не ослабло по мере компьютеризации, но и во многом окрепло, большой брат бдит и не спит. Корпорации могущественны, но против правительств идти в лоб не рискуют. Герои часто оказываются не бунтарями-хакерами, а скептичными и благородными, но всё же силовиками и прочими госслужащими, которые сталкиваются со злоупотреблениями и заговорами либо других госслужащих, либо других государств. Вообще, на момент выхода классических полнометражек и сериалов GitS описанный в них мир, разгребающий последствия целого ряда больших военных конфликтов с активным применением робототехники, ИИ, хакеров и цифровых технологий казался избыточно мрачным — а сейчас выглядит скорее как неплохое предсказание реалий эдак 2030-х и 2040-х годов.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 19

Протагонисты «Призрака в доспехах» — буквально спецназ японской госбезопасности, ситуация почти невозможная для американской традиции киберпанка

▍ Экологическая обстановка

80-е и отчасти 90-е годы были временем массовой обеспокоенности тем, что экологическая ситуация в мире летит в тартарары. Озоновая дыра, кислотные дожди, ядовитый смог от старых заводов, авария на Чернобыльской АЭС, прогнозы Римского клуба про «мы скоро все умрём» — всё это и окружало жителей того времени в реальности, и не сходило со страниц газет и телеэкранов. Соответственно, казалось, что всё будет только хуже, и в XXI веке мир наступившего киберпанка будет буквально залит токсичными отходами под завывания мусорного ветра и клубы радиоактивного дыма из труб. Опять же, предполагалось, что корпорации полностью подомнут под себя правительства, и будут игнорировать всё, что мешает оптимизировать расходы, включая экологические условия существования «пролов».

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 20

В части городов КНР и сейчас проблема загрязнения воздуха стоит очень остро

В нашей реальности острота многих из этих проблем за прошедшие десятилетия заметно снизилась. Старые производства частью закрыли и перевели в страны третьего мира, частью модернизировали. Требования к предприятиям, механизмам и химическим веществам в смысле безопасности понемногу стали жёсткими. Улицы городов Японии и других стран, на которых ещё в начале 80-х было местами опасно находиться без респираторов из-за выбросов промышленных предприятий, очистились от смога. Да, безусловно, экологические проблемы никуда не делись, местами даже усугубились — но современные общества, в том числе после шока 80-х, весьма остро относятся к таким вещам. Мир 2020-х для среднего жителя стран с развитыми цифровым обществами — гораздо более экологически чистый, чем мир 1980-х, а не наоборот, как боялись авторы классического киберпанка.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 21

▍ Искусственный интеллект

Ну и напоследок нельзя не упомянуть про искусственный интеллект. Тут классический киберпанк, опять же, скорее угадал, чем нет: ИИ таки начал появляться в реальности. Ясно это стало только в 2020-е, когда произошёл взрыв в области генеративных нейросетей. Доступ к открытым версиям оных получили сотни миллионов человек и обнаружили, что «нейронка» может выступать весьма неплохим собеседником и помощником, пусть и порой криповым. Как и следовало ожидать, началась оживлённая гонка по созданию всё более мощных моделей, которые могут выполнять всё более сложные задачи и при этом заменять «природные нейронки» обычных человеков. Призывы алармистов ограничить её из соображений безопасности и весьма смутного понимания, что из всего этого вырастет и какие угрозы принесёт, интересны разве что прессе — да и протесты художников по поводу сомнительных с точки зрения интеллектуальной собственности методов обучения графических нейронок мало к чему привели. Не менее ожидаемо то, что активно ведутся работы по интеграции ИИ с физическими носителями, от автоматизированных автомобилей до андроидов. Через не очень большое количество лет конфликты людей и самоуправляемых мыслящих машин вполне могут превратиться в материальную и очень сложную реальность. Будем надеяться, что до сценариев «Матрицы» и «Терминатора» не дойдёт.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 22

Как бы то ни было, киберпанк был актуальными попытками увидеть будущее ближнего и среднего прицела в 80-е и 90-е годы — а уже в 2010-е годы он был окончательно осмыслен как жанр ретрофутуризма. Точно так же для второй половины XIX века романы Жюля Верна были актуальной научной фантастикой, прогнозами и предсказаниями — а ныне мы считаем их наиболее классическими образчиками того, что называется стимпанком. Подобные жанры появляются в эпохи резких перемен, технических революций и сломов былых укладов, когда жить по-старому уже очевидно невозможно, а как жить по-новому со всей этой странной перспективной машинерией и её пока не вполне осмысленными возможностями — непонятно.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 23

Сейчас вроде бы эпоха выглядит похожей, но массового осмысления в культуре того, как будет выглядеть наш социум с гораздо большей ролью ИИ и робототехники в ближайшие десятилетия, мы пока не видим. Мы слишком резко влетели в странный мир 2020-х с его вызовами и прорывами, и наблюдаем пока лишь отдельные попытки, часто облачающиеся в уже знакомые ретрофутуристические формы. К примеру, Atomic Heart рассуждает о нейросетях, основанных на них ИИ и их интеграции с человеческими мозгами в единую сеть, но делает это в образах советпанка, советского извода дизель- и атомпанка. С другой стороны, и Жюль Верн, и Уильям Гибсон не начали писать сразу после начала соответствующих социальных и технологических переломов: многое для начала должно быть осмыслено массовым сознанием, чтобы в головах наиболее талантливых авторов оно вызрело в целые новые жанры. К тому же, сейчас над всеми нами довлеет ошибка узнавания: «это же киберпанк, который мы заслужили». Однако киберпанк, который нам известен как жанр ретрофутуризма, уже не случился. Наш мир сильно отличается от его образов, грядущие технологические и социальные революции принесут ещё больше различий.

Киберпанк не по Гибсону! Чем и почему реальность 2020-х не похожа на классические киберпанковые образы? - 24

Всё снова окажется совсем не так, как казалось из 1960-х Азимову, из 1980-х Гибсону и из 2000-х Мамору Осии. И, возможно, всё это окажется реальностью даже раньше, чем успеет породить какой-нибудь футуристический жанр как таковой. А, быть может, среди ключевых авторов ещё неведомого нового жанра окажутся не только люди. И это, чёрт возьми, всё же будет полный киберпанк.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Автор: Erwinmal

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js