Это не единичный и не уникальный экземпляр, но один из самых больших, а может и самый большой. В начале прошлого века в Штатах была мода на подобные конструкции, многие из которых до сих пор выполняют свою функцию.
Далее небольшая история про то, как 44 тонны стали с комплектом ноу-хау, которые прослужили 87 лет по своему прямому назначению и работоспособны по сей день.
Краткая предыстория, или зачем банкам такие двери
В 1914 году владельцы канадского банка Dominion Bank, занимавшиеся кредитованием строительства железных дорог и промышленности, заканчивали строительство двенадцатиэтажного здания в центре Торонто.
Главной его особенностью было подземное хранилище. По задумке один его вид должен был внушать клиентам мысль о невероятной надежности банка. Ход, скорее, был маркетинговый, но делали все по-настоящему.
Визитной карточкой хранилища стала дверь весом, по разным источникам, от 40 до 44 тонн, что ставит ее на первое или второе место среди всех дверей для банковских хранилищ вместе с 42-тонной дверью хранилища Федерального Резерва в Кливленде.
Изготовлением двери занимался известный инженер Фредерик Холмс (Frederick Holmes), сотрудничавший с компаниями, специализировавшимися на строительстве именно таких объектов.
Вызывал любопытство процесс транспортировки двери до построенного хранилища. Сохранился ряд фотографий с улиц Торонто, где специально построенную телегу с дверной рамой тянут 19 лошадей.
Нюанс заключается в достаточно высокой нагрузке на грунт, создаваемой каждым из колес телеги. Если бы вы когда-либо наблюдали, как легко на второстепенных дорогах ломает и продавливает тонкое асфальтовое покрытие 25-тонный трехосный КАМАЗ с песком, то сразу бы подумали, что доставка этой двери – отдельная и любопытная история. По всей видимости ее перевозили в частично разобранном виде и дособирали уже на месте.
Монстр снаружи
Дверь и ее рама – это два отдельных сложных устройства, которые надо рассматривать по отдельности.
Сама дверь имела круглую форму и толщину 1 метр 37 см. Ее 44 тонны веса крепились на двух петлях, снабженных несколькими мощными шариковыми и роликовыми подшипниками.
Вес двери одновременно использовался в качестве дополнительной защиты, поскольку в закрытом положении дверь переносила 15 тонн из своей общей нагрузки с петель на нижнюю часть рамы.
Данный прижимной механизм управлялся ручным колесом, которое хорошо видно на фото. Внутри блока с колесом установлен шестереночный механизм, передающий движение на червячную передачу. Вращение колеса вызывало смещение длинного горизонтального вала влево, а он, в свою очередь, поворачивал эксцентриковый вал, находящийся внутри рамы. Этот вал создавал усилие на поднятие двери, после чего ее можно было открыть.
Справа на дверной раме расположен окуляр кодового замка и небольшое колесо, управляющее выдвижением запорных засовов внутри двери.
Перед открытием и закрытием двери приходилось опускать пол перед ней, что также хорошо видно на верхнем фото.
С обратной стороны 20 засовов и часовой замок
С внутренней стороны дверь представляет собой пару кольцевых рам с двадцатью выдвижными засовами. В центре установлен часовой замок, блокирующий открытие двери на установленное время. Тонкий и длинный штифт от часового замка к наружному диаметру двери управляет индикатором, показывающим, открыт или закрыт часовой замок в данный момент.
Еще на фото хорошо видно поднятый пол, который опускается и поднимается с помощью встроенного механизма и рычагов, находящихся слева от двери.
Кодовый механизм
На тот момент времени кодовый замок содержал целый ряд новшеств, ключевым из которых был окуляр для просмотра выставляемых кодовых комбинаций. Таким образом никто из присутствующих рядом не мог подглядеть код.
Кодовая комбинация выставлялась двумя боковыми кнопками, перемещавшими стрелки, а две маленькие желтые кнопки между ними (видны на первом фото) включали лампы подсветки. Только после набора правильной комбинации можно было вращать боковое колесо, управляющее выдвижением засовов внутри двери.
Как именно устроен этот замок изнутри, можно понять по схеме замка Федерального Резервного Банка, работающего по схожей логике.
Увы, секретов самих кодовых механизмов никто не раскрывает.
Засовы на двери механически управлялись двумя выдвижными штифтами, расположенными в раме за кодовым механизмом.
Выдвижение верхнего штифта убирало засовы внутрь двери, а выдвижение нижнего штифта выдвигало. Глубокие царапины на дверной раме около штифта, которые хорошо видно на фото, говорят о том, что банковские служащие иногда забывали их задвинуть внутрь перед тем, как закрыть дверь.
Механика засовов внутри двери выглядела примерно так:
Часовой замок
Это еще один способ повысить сохранность вещей в хранилище. Перед закрытием двери сотрудники банка устанавливали на замке время, в течении которого он блокировал любое перемещение засовов. Внешнее управление этим замком не подразумевалось.
Если вы подумали, что три циферблата на фото выше нужны для установки одного временного интервала, то это неверная догадка.
Все три часовых механизма идентичны и попросту дублируют работу друг друга на случай отказа одного или двух из них. Надежность подобных устройств в то время была низка, и, если любые два механизма выйдут из строя, оставшийся сможет разблокировать дверь.
Активировался замок с помощью отдельной ручки. С ее помощью на всех трех устройствах выставлялось одинаковое время, через которое он должен был открыться.
Как открывали и закрывали дверь
Открытие и закрытие двери происходило по определенным алгоритмам. В первом случае нужно было дождаться разблокировки часового замка; затем опустить пол перед дверью; правильно ввести комбинацию на кодовом замке и с помощью колеса задвинуть дверные засовы; колесом на двери снять давление, создаваемое дверью на раму; открыть дверь за рукоятки и пристегнуть ее к стене; поднять платформу с полом и опустить переходной мостик.
Закрытие шло в обратной последовательности, но первым пунктом добавлялась установка времени на часовом замке, а также задвижка в корпус двери штифтов управления засовами. Финальный аккорд – установка кодовой комбинации, которую в банке знали лишь два человека.
Как хранилище эксплуатируется сегодня
Банк проработал в этом здании до 2000 года, после чего было принято решение о его реконструкции и открытии большого люксового отеля.
К началу 2006 года к старому 12-этажному зданию была аккуратно пристроена 51-этажная высотка. В ней разместили несколько сотен номеров отеля One King West.
Хранилище переделали в один из ресторанных залов, который можно арендовать для частных вечеринок.
Дверь же стала оригинальным элементом декора. Как по мне, то традиционный вариант с небольшим домашним музеем и сувенирной лавкой был бы предпочтительнее – так можно было бы отдать дань инженерам начала прошлого века и подчеркнуть ценность умственного труда. Ну а сходить поужинать лучше в более красивые и уютные места – на тот же 51-й этаже «Щепки».
Автор: Ирина Терентьева