Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире

в 10:55, , рубрики: банковское хранилище, Блог компании РСХБ-Интех (Россельхозбанк), дверь, инженерные системы, история, Научно-популярное
44-тонная дверь хранилища Dominion Bank в Торонто

44-тонная дверь хранилища Dominion Bank в Торонто

Это не единичный и не уникальный экземпляр, но один из самых больших, а может и самый большой. В начале прошлого века в Штатах была мода на подобные конструкции, многие из которых до сих пор выполняют свою функцию.

Далее небольшая история про то, как 44 тонны стали с комплектом ноу-хау, которые прослужили 87 лет по своему прямому назначению и работоспособны по сей день.

Краткая предыстория, или зачем банкам такие двери

В 1914 году владельцы канадского банка Dominion Bank, занимавшиеся кредитованием строительства железных дорог и промышленности, заканчивали строительство двенадцатиэтажного здания в центре Торонто.

Здание банка Dominion Bank в Торонто на углу улиц King и Yonge

Здание банка Dominion Bank в Торонто на углу улиц King и Yonge

Главной его особенностью было подземное хранилище. По задумке один его вид должен был внушать клиентам мысль о невероятной надежности банка. Ход, скорее, был маркетинговый, но делали все по-настоящему.

Визитной карточкой хранилища стала дверь весом, по разным источникам, от 40 до 44 тонн, что ставит ее на первое или второе место среди всех дверей для банковских хранилищ вместе с 42-тонной дверью хранилища Федерального Резерва в Кливленде.

Изготовлением двери занимался известный инженер Фредерик Холмс (Frederick Holmes), сотрудничавший с компаниями, специализировавшимися на строительстве именно таких объектов.

Вызывал любопытство процесс транспортировки двери до построенного хранилища. Сохранился ряд фотографий с улиц Торонто, где специально построенную телегу с дверной рамой тянут 19 лошадей.

Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире - 3

Нюанс заключается в достаточно высокой нагрузке на грунт, создаваемой каждым из колес телеги. Если бы вы когда-либо наблюдали, как легко на второстепенных дорогах ломает и продавливает тонкое асфальтовое покрытие 25-тонный трехосный КАМАЗ с песком, то сразу бы подумали, что доставка этой двери – отдельная и любопытная история. По всей видимости ее перевозили в частично разобранном виде и дособирали уже на месте.

Монстр снаружи

Архивный кадр закрытой двери – достаточно редкий, поскольку последние 20 с лишним лет эту дверь не закрывали и не перемещали

Архивный кадр закрытой двери – достаточно редкий, поскольку последние 20 с лишним лет эту дверь не закрывали и не перемещали

Дверь и ее рама – это два отдельных сложных устройства, которые надо рассматривать по отдельности. 

Сама дверь имела круглую форму и толщину 1 метр 37 см. Ее 44 тонны веса крепились на двух петлях, снабженных несколькими мощными шариковыми и роликовыми подшипниками. 

Вес двери одновременно использовался в качестве дополнительной защиты, поскольку в закрытом положении дверь переносила 15 тонн из своей общей нагрузки с петель на нижнюю часть рамы.

Данный прижимной механизм управлялся ручным колесом, которое хорошо видно на фото. Внутри блока с колесом установлен шестереночный механизм, передающий движение на червячную передачу. Вращение колеса вызывало смещение длинного горизонтального вала влево, а он, в свою очередь, поворачивал эксцентриковый вал, находящийся внутри рамы. Этот вал создавал усилие на поднятие двери, после чего ее можно было открыть.

Справа на дверной раме расположен окуляр кодового замка и небольшое колесо, управляющее выдвижением запорных засовов внутри двери.

Перед открытием и закрытием двери приходилось опускать пол перед ней, что также хорошо видно на верхнем фото.

С обратной стороны 20 засовов и часовой замок

Фото: Ed Costanza

Фото: Ed Costanza
Фото: Ed Costanza

Фото: Ed Costanza

С внутренней стороны дверь представляет собой пару кольцевых рам с двадцатью выдвижными засовами. В центре установлен часовой замок, блокирующий открытие двери на установленное время. Тонкий и длинный штифт от часового замка к наружному диаметру двери управляет индикатором, показывающим, открыт или закрыт часовой замок в данный момент.

Еще на фото хорошо видно поднятый пол, который опускается и поднимается с помощью встроенного механизма и рычагов, находящихся слева от двери.

Кодовый механизм

Увидеть устанавливаемую кодовую комбинацию можно только через окуляр. «Штурвал» внизу управляет дверными засовами

Увидеть устанавливаемую кодовую комбинацию можно только через окуляр. «Штурвал» внизу управляет дверными засовами
Через установленную недавно прозрачную стенку видно, что сам кодовый замок находится внутри дверной рамы, а во внешнем блоке лишь механические приводы для управления. Фото: Ed Costanza

Через установленную недавно прозрачную стенку видно, что сам кодовый замок находится внутри дверной рамы, а во внешнем блоке лишь механические приводы для управления. Фото: Ed Costanza

На тот момент времени кодовый замок содержал целый ряд новшеств, ключевым из которых был окуляр для просмотра выставляемых кодовых комбинаций. Таким образом никто из присутствующих рядом не мог подглядеть код.

Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире - 9

Кодовая комбинация выставлялась двумя боковыми кнопками, перемещавшими стрелки, а две маленькие желтые кнопки между ними (видны на первом фото) включали лампы подсветки. Только после набора правильной комбинации можно было вращать боковое колесо, управляющее выдвижением засовов внутри двери.

Как именно устроен этот замок изнутри, можно понять по схеме замка Федерального Резервного Банка, работающего по схожей логике.

269 – окуляр, 176 – колесо выдвижения засовов, 231 – засовы, 249 и 257 – кодовые механизмы, 270 – часовой замок

269 – окуляр, 176 – колесо выдвижения засовов, 231 – засовы, 249 и 257 – кодовые механизмы, 270 – часовой замок

Увы, секретов самих кодовых механизмов никто не раскрывает.

Засовы на двери механически управлялись двумя выдвижными штифтами, расположенными в раме за кодовым механизмом.

На фото слева – штифты на двери, справа – в раме. Нижний штифт убран, дабы исключить случайное закрытие двери

На фото слева – штифты на двери, справа – в раме. Нижний штифт убран, дабы исключить случайное закрытие двери

Выдвижение верхнего штифта убирало засовы внутрь двери, а выдвижение нижнего штифта выдвигало. Глубокие царапины на дверной раме около штифта, которые хорошо видно на фото, говорят о том, что банковские служащие иногда забывали их задвинуть внутрь перед тем, как закрыть дверь.

Механика засовов внутри двери выглядела примерно так:

Поворот гигантской центральной шестерни на несколько градусов передавал движение на маленькие шестерни, а те, в свою очередь, на засовы

Поворот гигантской центральной шестерни на несколько градусов передавал движение на маленькие шестерни, а те, в свою очередь, на засовы

Часовой замок

Это еще один способ повысить сохранность вещей в хранилище. Перед закрытием двери сотрудники банка устанавливали на замке время, в течении которого он блокировал любое перемещение засовов. Внешнее управление этим замком не подразумевалось.

Замок с двойным резервированием производства компании Yale & Towne

Замок с двойным резервированием производства компании Yale & Towne

Если вы подумали, что три циферблата на фото выше нужны для установки одного временного интервала, то это неверная догадка.

Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире - 14

Все три часовых механизма идентичны и попросту дублируют работу друг друга на случай отказа одного или двух из них. Надежность подобных устройств в то время была низка, и, если любые два механизма выйдут из строя, оставшийся сможет разблокировать дверь.

Активировался замок с помощью отдельной ручки. С ее помощью на всех трех устройствах выставлялось одинаковое время, через которое он должен был открыться.

Как открывали и закрывали дверь

Открытие и закрытие двери происходило по определенным алгоритмам. В первом случае нужно было дождаться разблокировки часового замка; затем опустить пол перед дверью; правильно ввести комбинацию на кодовом замке и с помощью колеса задвинуть дверные засовы; колесом на двери снять давление, создаваемое дверью на раму; открыть дверь за рукоятки и пристегнуть ее к стене; поднять платформу с полом и опустить переходной мостик.

Закрытие шло в обратной последовательности, но первым пунктом добавлялась установка времени на часовом замке, а также задвижка в корпус двери штифтов управления засовами. Финальный аккорд – установка кодовой комбинации, которую в банке знали лишь два человека.

Как хранилище эксплуатируется сегодня

Банк проработал в этом здании до 2000 года, после чего было принято решение о его реконструкции и открытии большого люксового отеля.

Так банковское хранилище выглядело в 2001 году. Фото: Эндрю Ставицки (Andrew Stawicki), общественная библиотека Торонто

Так банковское хранилище выглядело в 2001 году. Фото: Эндрю Ставицки (Andrew Stawicki), общественная библиотека Торонто

К началу 2006 года к старому 12-этажному зданию была аккуратно пристроена 51-этажная высотка. В ней разместили несколько сотен номеров отеля One King West.

Историческое здание банка с пристроенной к нему высоткой «Щепка» (The Sliver). Фото: One King West

Историческое здание банка с пристроенной к нему высоткой «Щепка» (The Sliver). Фото: One King West

Хранилище переделали в один из ресторанных залов, который можно арендовать для частных вечеринок.

Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире - 17
Как устроена одна из самых тяжелых банковских дверей в мире - 18

Дверь же стала оригинальным элементом декора. Как по мне, то традиционный вариант с небольшим домашним музеем и сувенирной лавкой был бы предпочтительнее – так можно было бы отдать дань инженерам начала прошлого века и подчеркнуть ценность умственного труда. Ну а сходить поужинать лучше в более красивые и уютные места – на тот же 51-й этаже «Щепки».

Автор: Ирина Терентьева

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js