Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма

в 14:35, , рубрики: антропология, биология, история, каннибалы, люди, мозг, мясное месиво, мясо, мясорубка, Научно-популярное, племена, страны, туризм, Читальный зал
Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 1
Не соответствует тематике хабра! Низкий технический материал!

Просим всех людей, кто считает, что Хабр только для программистов, как например человек на скриншоте, ознакомьтесь, пожалуйста, с мнением администрации на этот счёт в комментариях под нашей статьёй о слепнях. Если Вас это не удовлетворит, то, пожалуйста, не тратьте своё время на прочтение данной статьи!

Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 2

Эта статья абсолютно соответствует тематике всех хабов, в которых она находится (в том числе и коммерческого блога). Не рискуя удивить вечно негодующего и никому не известного ностальгирующего по прошлому критика в комментариях, добавлю, что писать мы можем о чем угодно, если материал качественный и интересен большинству компьютерщиков. И это понятное дело! Поэтому можете сколько угодно называть нас платными авторами, но и обсуждать тогда с платными авторами (только по вашему мнению), а также с коммерческими блогами и с администрацией проблему каких-либо публикаций на хабре, это бороться с ветряными мельницами. Рыцарство это конечно хорошо, но только тогда, когда в этом есть смысл. Но его нет, ибо попытка достучаться до нас в комментариях утонет в этом спойлере и обесценит ваш комментарий.

Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 3

Помимо того, что данная статья соответствует всем хабам, в которых она находится, отмечу также, что она соответствует и той сложности технического материала, которую требуют от статьи данные хабы. Лучше переходите сразу к прочтению других материалов, которые соответствуют вашим потребительским предпочтениям. Открою вам истину капитана: лента Хабра настраивается так, как захотите вы! Не нравятся наши статьи, читайте те статьи, в которых пишут исключительно по IT! Не портите себе настроения, уважайте мнение других и хорошего Вам дня! Живите дружно!

Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 4

Вся известная история человечества – это череда непрерывных войн, их причин и поводов, экономических и политических предпосылок, последствий, изобретений, позволяющих более эффективно убивать врага и портить его инфраструктуру, появления методов лечения раненых и восстановления собственного населения, изрядно поредевшего в боях и набегах, и т.д. и т.п. Невольно задумаешься, как прекрасен был бы мир без убийств и членовредительства! Но как это осуществить? Как заставить амбициозных лидеров не помышлять о захвате новых территорий и порабощении всех, кто окажется слабее? Один из вариантов – свалить подальше от агрессивных соседей небольшим коллективом, основать собственную колонию и жить мирно и спокойно, любуясь закатами, слушая шум прибоя, выращивая себе еду и плодя многочисленное потомство, которое не будет знать об опасностях войны, подстерегающих за каждым углом всё остальное человечество. Прекрасный оазис мира и благоденствия вдали от скорби, боли утрат и разрушений! И действительно, в истории человечества случались подобные попытки.

Об одной из которых мы сегодня поговорим подробнее.

Начнём, пожалуй, со страшных, но обаятельных здоровяков, прославившихся на весь мир своей воинственностью, внушительными габаритами, замысловатыми татуировками и завораживающим военным танцем Хака с выпучиванием глаз, высовыванием языка и похлопыванием себя по бёдрам со всего размаху. Речь, конечно же, о маори.

Воины маори. Реконструкция для развлечения туристов
Воины маори. Реконструкция для развлечения туристов

Эти крепкие парни в своё время устроили британским колонистам такое количество проблем, что сравниться с ними могут разве что зулусы в противостоянии с бурами.

Настоящий живой маори тех времён
Настоящий живой маори тех времён

Маори обосновались на островах Новой Зеландии довольно поздно – по разным оценкам от 800 до 1300 гг. нашей эры. Да, разбег в датировке огромный, но ничего не поделаешь.

Согласно легендам, предки маори прибыли на свои острова с Гаваики (Аваики), мифической прародины предков всех народов Полинезии, исходной точки расселения и по совместительству пункту назначения душ достойнейших людей, героев и вождей после смерти. Обнаружив такие замечательные куски суши, они красиво и поэтично прозвали их Аотэароа – страна белого длинного облака.

Новая Зеландия
Новая Зеландия

Основываясь на данных археологических раскопок, можно предположить, что поначалу дела у переселенцев шли вполне замечательно: слои не показывают массовых следов ни оружия, ни войн. Обладая, в общем, неплохим по меркам культур каменного века навыком земледелия, ребята обживались, выращивая свои любимые сельхозкультуры, охотясь на сухопутную и морскую живность, собирательством при этом, похоже, тоже не брезговали.

Но так гладко всё шло лишь до поры. Мало того, что Новая Зеландия расположена существенно южнее, а значит – ближе к Антарктиде, и холоднее той самой прародины, так ещё и в начале XIV века всеми любимый средневековый климатический оптимум сменился так называемым малым ледниковым периодом. Стало холодать. К тому же, масса крупной, вкусной и полезной живности за века охоты уже была перебита или вымерла. В общем, стало довольно сложно просто прокормить изрядно расплодившееся население. И, конечно, не обошлось без вишенки на торте, которой стали землетрясения и сопутствующие цунами вследствие известной вулканической активности, прокатившейся в те времена по планете.

Вот тут-то и попёр естественный отбор во всей своей беспощадной красе!

Мы помним, что острова Новой Зеландии – это не Мальдивы, крошечные бугорки кораллового песка, торчащие из воды на метр-полтора, это - здоровенные куски суши с лесами, лугами, горами, реками и озёрами. Все же помнят, что великое кино Питера Джексона по мотивам произведений Толкина снималось именно там?

Культура каменного века не в состоянии организовать единую крупную человеческую общину даже в замкнутой экосистеме. Для неё характерно деление на множество племён со своими лидерами, хозяйством и прочими собственными радостями. Вот и племена маори, сражаясь за выживание своих общин с природой и соседями, начали прокачивать навыки агрессивной жизнедеятельности.

Оскудевшие охотничьи угодья, малоэффективное земледелие и скучная рыбалка внесли в новую реальность маори замечательное явление массового каннибализма, причём не сакрально-религиозного, а вполне гастрономического. Представьте себе морально-волевой облик человека, воспитанного с совершенно понятным императивом: хочешь есть – убей соседа. Понятное дело, что под соседями подразумеваются люди других племён, жители одного квартала друг друга вроде бы обычно не поедали. Такое вот неолитическое ОБЖ.

В общем, маори, вооружившись классными каменными орудиями войны, поколение за поколением превращались во всё более искусных бойцов, больших и страшных, отмороженных и беспощадных.

Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 8

И на пике этого замечательного процесса на Новую Зеландию наткнулись знаменитые туристы из Европы: сначала Абель Тасман в 1642 году, потом, столетие спустя, Джеймс Кук, а вслед за ними – и множество прочих. Естественно, первое знакомство с маори подарило ребятам массу адреналина и незабываемых эмоций. Рассказать друзьям об этом опыте смогли, как сказал бы другой известный здоровяк, «не только лишь все».

Со временем, конечно, научились взаимодействовать. Предприимчивые носители романо-германских языков привезли аборигенам культуру, науку, прогрессивную религию, а главное – новые болезни и огнестрельное оружие. Говорят, среди маори мясо белого человека считалось невкусным, зато у них было огромное количество всяких полезных в хозяйстве штук для торговли, что тоже послужило хорошим стимулом к крепнущей дружбе народов

Не вдаваясь в детали, необходимо всё-таки отметить, что воины маори были настолько круты, что заполучив вожделенный огнестрел, не шарахались от него, как прочие дикари, а довольно быстро разобрались в его полезных свойствах и даже умудрились усовершенствовать европейскую тактику пороховых сражений, внедрив отличную скорострельность, которой достигали, отказавшись от шомпола, вместо этого засыпая пули разного калибра в ствол и ударяя прикладом о землю. Таким образом они не только сокращали временной отрезок между залпами, но и позволяли ружейным стволам самоочищаться.

Средневековые хиппи Полинезии и реальная цена пацифизма - 9

Благодаря повсеместному внедрению картофеля жить стало несравнимо сытнее, чем раньше, однако традиции одного из самых воинственных народов Земли не позволили отказаться от кровавых междоусобиц. Вместо этого там, где раньше в сражениях сходились сотни с красивыми палками и камнями, теперь сражались тысячи с мушкетами и ружьями. Что поделать – more majorum.

В этом месте, пожалуй, следует прерваться и переключиться на другую ветвь эволюции народа-героя текущего повествования.

Возвращаемся в XIV век. Острова Новой Зеландии охвачены огнём непрекращающихся межплеменных войн. Горстка маори-неудачников, неоднократно крепко битых соседями, в панике собирает скромные пожитки, прыгает в лодки и плывёт куда глаза глядят, подальше от голодных и свирепых соседей. Каким-то чудом им удалось преодолеть 700 км пути на юго-восток через океан и высадиться на острове Чатем.

Благодаря такому подвигу наши беженцы прибыли из мест с плохими природными условиями в места… с очень плохими природными условиями. Сырой и прохладный архипелаг не давал возможности выращивать большинство традиционных сельхозкультур маори, в результате вынужденные переселенцы совершили революционный прорыв от примитивного земледелия к охоте, рыбалке и собирательству. С качественной древесиной на Чатеме тоже было не очень, так что маорийские традиционные лодки вака превратились в нечто аутентичное местное, уникально-несуразное, больше напоминающее плоты, чем каноэ, построенное, конечно же, из гуано и палок (водоросли там ещё, другие забавные материалы по мелочи).

Понимая, что теперь они никакие не маори, наши герои придумали себе красивое название – мориори, что означало «истинный, подлинный, настоящий», а свой новый дом назвали Рэкоху – «Затуманенное солнце».

Архипелаг Чатем со спутника
Архипелаг Чатем со спутника

Будучи представителями вида Homo sapiens, ребята в своих злоключениях не утратили остатков разума и крепко задумались, что бы такого внедрить в их маленькое общество, чтобы не вымереть окончательно. В первую очередь, конечно, решили ввести табу на поедание себе подобных, ибо давно пора, но раньше как-то неудобно было перед «обчеством», засмеяли бы, а тут, в изоляции, – самое время. Полёт философской мысли на этом не остановился, и в итоге прославленный вождь мориори Нунуку-венуа сформулировал свод религиозно-этических законов, согласно которым народ и продолжил своё развитие.

«Отныне и навеки, с этого дня, пусть никогда не будет войн! Да сгниёт ваше чрево в тот день, когда вы осмелитесь ослушаться!»

- передаёт устная традиция слова Нунуку. Но стрессы, отсутствие развитого досуга и возможные психологические проблемы коллектива вынуждали к новым изобретениям, поэтому Нунуку придумал ещё и такое: «…когда люди сердятся и чувствуют, что они в гневе могут ударить другого человека, они могут это сделать, но лишь палкой толщиной не более, чем в большой палец, и длиной не более руки. Бой заканчивается при первом повреждении кожи или появлении капли крови, и тогда все должны считать, что их честь удовлетворена». Надо полагать, самыми крутыми были пацаны с толстыми пальцами.

С тех пор начались мир и благоденствие. Наши хиппи жили, может, и не беззаботно, зато мирно и, наверное, вполне счастливо. Правда, проблема перенаселения вынудила в какой-то момент ввести выборочную кастрацию среди юных пацифистов, но это уже издержки производства. Главное – следование светлым идеалам добра и непротивления злу насилием! Интересно, успел ли Лев Николаевич что-нибудь узнать о мориори?

Добряки-мориори, гравюра современника
Добряки-мориори, гравюра современника

В такой благостной манере все 9 племён народа мориори жили и мирно умирали на протяжении аж 24 поколений. Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Предвестником надвигающихся несчастий стали, конечно же, европейцы, дошедшие на своих прекрасных больших кораблях и до Чатема. 29 ноября 1791 года архипелаг был провозглашён территорией Великобритании. Ну а кого ж ещё-то?

Обрадованные тем, что их хотя бы здесь никто не пытается убить и сожрать, счастливые представители прогрессивного человечества быстро организовали китобойный промысел и охоту на морского зверя. Контакты с дорогими гостями, кстати, привели к тому, что от новых инфекций в первые годы сотрудничества умерло от 10 до 20% местного населения. «Зато какой теперь у нас прекрасный иммунитет!» - подумали добрые мориори и продолжили своё незамысловатое бытие.

Итак, мы с вами подошли к тому месту, в котором скоро встретятся парни, половину тысячелетия учившиеся быстро и качественно убивать, и ребята, которые на протяжении того же времени щекотали от скуки друг друга прутиками.

Как вы думаете, кто помог случиться встрече, которой могло вообще никогда не состояться?

Ну конечно! Конечно же образованные и просвещённые люди с белыми лицами! Так вот. Среди массы прочих маори проживали на островах Новой Зеландии то ли союзные, то ли не сильно враждебные друг другу племена нгати-мутунга и нгати-тама. Воевать они умели знатно, но, к несчастью, немного хуже, чем другие маори (а, может, числом уступали), в связи с чем, неоднократно отхватив от хулиганов из соседнего района, твёрдо решили: хватит это терпеть!

На совещании прорабатывались два основных пути выхода из кризиса:

  • отправиться на Самоа, накостылять местному населению, часть съесть, остальных поработить;

  • отправиться на Норфолк, накостылять местному населению, часть съесть, остальных поработить.

К сожалению, несмотря на многообразие рабочих вариантов, пришлось их забраковать: Самоа как-то слишком далеко, а Норфолк, если честно, маловат, да к тому же обитают на нём ссыльные каторжники, самые отмороженные представители всех владений британской короны в большом количестве и со всякими опасными заморскими штуковинами. В общем, перспектива довольно туманная.

Но горевать пришлось недолго. Кто-то из отважных европейских моряков за небольшое вознаграждение поведал об архипелаге Чатем, населённом мирными и романтически настроенными родственниками нгати-мутунга и нгати-тама – восторженными пацифистами мориори. Ребята быстро оценили обстановку, сверили часы, разделились на группы, одна из которых захватила стоявший неподалёку британский бриг Лорд Родни и отправилась на нём в перспективный набег.

Воины маори в 1840-е годы
Воины маори в 1840-е годы

19 ноября 1835 года пять сотен воинов маори подошли к мирным берегам мориори. Чтобы не скучать в ожидании второй партии соратников, да и для устрашения тоже, поймали, убили и повесили на мачте местную 12-летнюю девочку.

Пару недель спустя прибыл корабль с ещё четырьмя сотнями головорезов на борту, и начался самый трагический эпизод в истории народа мориори.

Захватчики повсеместно грабили, насиловали и убивали местное население. Незваные гости объявили земли своей территорией, а жителей – своими рабами.

Ошарашенные таким поворотом событий мориори собрались на совет в селении Те-Апаватики. Часть вождей и юных горячих голов выступали за жёсткий силовой отпор захватчикам, однако наиболее авторитетные аксакалы тут же напомнили, что Законы Нунуку – это вам не нормы рекомендательного характера, а непреложный императив, и вообще, легендарный предок дураком быть не мог, так что действовать будем так: никого не убиваем, но в то же время безапелляционно заявляем свой протест и несогласие с кровожадной политикой западных партнёров! Так и поступили.

Часть маори посмеялась, часть разозлилась, но все вместе продолжили бодро и методично истреблять местных, попутно, конечно же, грабя и насилуя всех, до кого получалось дотянуться.

Очевидно, воспитанные в течение многих поколений в традициях мира и отказа от насилия мориори абсолютно ничего не могли противопоставить прекрасно обученным, экипированным и организованным захватчикам. Тяжело вообразить атмосферу происходившего геноцида. Один из чудом выживших мориори вспоминал:

«Маори начали убивать нас, как овец… Мы были в ужасе и бежали в кустарники, скрывались в расщелинах, кто где, чтобы укрыться от убийц. Нигде не было спасения, нас находили и убивали всех подряд – мужчин, женщин и детей без разбора».

Около 300 мориори были ритуально зарезаны и съедены. Оценить полярность родственных культур помогает краткий рассказ одного воина из отряда маори:

«Мы вступили во владение в соответствии с нашими обычаями и поймали всех. Ни один не сбежал. Сбежавших мы убили, некоторых других тоже, но что из того? Это было в соответствии с нашим обычаем!»

Чудом оставшиеся в живых мориори сделались рабами и стали собственностью завоевателей. Для пущей острастки нгати-мутунга и нгати-тама ритуально казнили каждого десятого, оставив умирать привязанными к шестам на пляже от жары и жажды. Не успокоившись, новые хозяева запретили мориори говорить на своём языке, вступать в браки между собой, заставляли осквернять их священные места. Это вызвало ещё и череду самоубийств среди немногих выживших.

Исследователь Эрнст Диффенбах посетил Чатем в 1840-х годах. В своих записях он сообщал, что мориори находились в таком тяжком рабстве и подвергались такому жестокому угнетению, что по сравнению с ним смерть была благословением.

Тяжело и далее описывать судьбу несчастных мориори, добавлю лишь, что к 1862 году из максимально возможного числа коренных жителей Чатема в 2000 человек в живых оставался лишь 101 представитель некогда счастливого народа.

Люди мориори, фото конца XIX века
Люди мориори, фото конца XIX века

Война – вечный спутник цивилизации. Человечество вышло из периода подчинения законам классической теории эволюции. Даже первые сапиенсы, по свидетельствам археологов и антропологов, заботились о своих больных и увечных собратьях, нам не надо отращивать крылья или учиться дышать под водой. Сегодня для нас враждебная среда – это не хищники и природные явления, а коллективы и отдельные особи нашего же вида.

Как прекрасен был бы мир без вражды и убийств! Но кто готов отказаться от насилия первым? Кто готов, подобно мориори, добровольно лишить себя любых инструментов защиты от возможного врага?

В мире людей необходимо быть сильным, чтобы повысить свои шансы остаться живым. Этот нехитрый тезис работает на любом уровне: государственном, племенном, семейном, личном.

Спасибо за прочтение. Текст писал автор команды биореактора Кирилл Подгорнов, оставйтесь с нами и берегите себя.

Автор: Биореактор

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js