Роскомнадзор снова обратил свой тяжёлый взор на известный сайт Lurkmore. Священная борьба с педофилами и наркоманами может привести к новой блокировке этого ресурса. При этом власти угрожают забанить весь ресурс из-за того, что он перешёл на использование HTTPS-протокола. Но ему ведь не привыкать. Давайте вместе окунёмся в захватывающую историю противостояния Лурка надзирающим органам.
Впервые государство возмутилось наличием Лурка в ноябре 2011 года в связи с упоминанием о наркотиках в статьях ресурса. Инициатором блокировки выступил Госнаркоконтроль. Ресурс сразу же внесли в список запрещённых сайтов, при этом не ограничились конкретной страницей статьи, которая пришлась не по нраву – занесли сразу весь ip-адрес. Ресурс по-быстрому сменил ip, а затем и «принял меры по устранению» нежелательного контента (поставил заглушки на статьи «Конопля» и «Конопля/Способы употребления»), в связи с чем его убрали из списка запрещённых.
Всё это вызвало большой ажиотаж в интернет-среде, поскольку действие происходило вскоре после запуска механизма блокировок (см. "Закон против интернета"). По иронии судьбы, эта череда событий привела к взрывному росту посещаемости ресурса.
В августе 2013 года несколько сайтов организовали "интернет-забастовку" против досудебных блокировок сайтов. В забастовке на правах одного из пострадавших участвовал и Лурк. Как известно, акция не привела ни к каким результатам. В этом же месяце по решению суда, находящегося в юрисдикции республики Адыгея, домен Лурка пытались заблокировать. Суд обиделся на определение Адыгеи как "помидорной республики". Но из-за ошибки в написании домена блокировка ресурса не состоялась.
В конце 2014 года судьба вновь повернулась к Луркоморью не тем местом. Сначала центр по борьбе с экстремизмом дотошно выяснял подробности появления на ресурсе статьей о «коктейле Молотова» и Рамзане Кадырове. Владелец ресурса, Дмитрий Хомак, рассказал, что он попытался объяснить представителям власти принцип работы ресурса. В связи с тем, что статьи подвергались правкам от неограниченного круга лиц, установить их авторов невозможно в принципе. Эта история пока не получила продолжения.
Затем Валерий Сюткин случайно узнал, что его лицо используют в качестве мема, призывающего бить представительниц прекрасного пола по лицу. Мем работает на контрасте между грубым призывом и милым лицом строго положительного артиста. И поскольку с интернет-мемом сделать ничего невозможно (см. "Эффект Стрейзанд"), адвокаты певца решили обратить внимание на статью, описывающую этот мем. Статья до сих пор находится на ресурсе, что говорит о неудаче судебного иска.
А ближе к концу декабря ресурс снова попал в реестр из-за статей о наркотиках. Но в этот раз блокировщики действовали более аккуратно, и не стали заносить туда ip – запретили лишь несколько конкретных страниц.
Луркморье – ресурс необычный. Он отличается неформальным подходом, обилием иронии и сарказма в статьях. Бесцеремонность и нецензурная лексика, однако, не мешают созданию на самом деле интересных материалов. Например, лично мне из всех объяснений общей теории относительности кажется наиболее доступной именно лурковская.
Автор: SLY_G