35 лет назад, в 1977 году на свет вышла пятая книга профессора Баррона — «Введение в языки программирования». В 1980 году книга была издана в СССР как часть серии «Математическое обеспечение ЭВМ».
Название книги вводит в заблуждение, ведь для её прочтения желательно знать хотя бы 2-3 языка программирования. И книга вовсе не адресована как учебник для новичков, это скорее описание и классификация существующих тогда языков программирования. Для советского союза она была бальзамом на душу: нормальная терминология, интересные эпиграфы, хороший перевод, но главное — стиль. Книга читается очень легко, местами сдобрена остроумными фразами и шутками.
«Разнообразие языков программирования очень велико и, изучая новый язык, иногда лучше относится к нему как к любому другому иностранному языку: изучая немецкий, мы ведь не выясняем, почему некоторые глаголы неправильны — мы, возможно, поворчим, а потом выучим их наизусть»
В то время многие ругали Фортран. Но Баррон отнёсся к его недостаткам с другой точки зрения: «Что бы не говорили относительно Фортрана, его разработчики имели совершенно чётко определённые цели, которых они и достигли в ранних версиях.»
Жаль, что подобный подход не вспоминается сегодня. Ведь и сейчас есть языки, вроде PHP, которые постоянно ругают, забывая, что у создателей того же PHP были чёткие цели, и цели были достигнуты.
Ну а за этот абзац Баррону можно ставить памятник:
«Наихудшими являются те языки, которые „разработаны“ большими комитетами. (Верблюд — это лошадь, созданная комитетом)». История показала — языки часто разрабатываются небольшим и сплочённым коллективом единомышленников, или и вовсе в одиночестве. Такие «комитетные» языки, как Алгол, ПЛ/1 или Ада (она не создавалась комитетом, но по требованиям комитета) не зря вошли в историю.
«Введение в языки программирования» — одна из первых попыток создания классификации языков программирования, максимально учитывающей все тонкости. Книга разбита на несколько частей, в каждой из которых на примере разных языков рассматривается каждый аспект. Ведь недостаточно сказать, что язык X следует парадигме Y. В каждой части книги рассматривается отдельная часть языка, например, требования к оформлению кода, или арифметические возможности.
«Посмотрите, как это ужасно реализовано в Фортране, неплохо в ПЛ/1 и отлично в Алголе»
Систематизируя основные свойства языков, Баррон сформулировал требования к совместной разработке Кембриджского и Лондонского университетов — язык CPL, позже выросший в C и C++. Статья «The Main Features of CPL” стала своеобразным итогом работы, освещённой во „Введении в языки программирования“. Очень жаль, что имя Баррона полузабыто, его не ставят в ряд таких классиков, как Бэкус или Вирт. Он сделал не меньше, чем они.
Автор: kedoki