Пока одни вспоминают ambisonic-проекты из журналов 80-х, другие развивают, модернизируют и доводят их до работающих прототипов. Например, так действуют специалисты Хемницкого технического университета. Рассказываем, с чего они начали и что осуществили на этот раз.
Первый ти-бук
Концепцию музыкальной книги или открытки сложно назвать новой. Другое дело — реализация. Как показывает проект T-Book, она может быть не совсем стандартной и подразумевать полное отсутствие видимых акустических элементов и сенсоров. Такого эффекта смогла добиться та самая группа специалистов из университета Хемница еще в 2015-м. За три года до этого она предложила технологию «музыкальной бумаги» — T-Paper [Tone paper], а потом интегрировала аудиосистему прямо в странички печатного издания с полноценной графикой и текстом.
Прототип работал на аккумуляторных батарейках, воспроизводил соответствующие треки на нескольких разворотах и удостоился ряда наград на конференциях и научных фестивалях.
Технология позволила послойно напечатать для него пьезоэлектрические излучающие элементы и заинтересовала общественность с точки зрения потенциального применения в других отраслях. Однако тогда производство гибкой акустики с ее помощью не смогли полностью автоматизировать — процесс печати был слишком трудоемким и не самым эффективным с точки зрения времени и ресурсов. Поэтому группа решила продолжить работу над проектом.
Обновленный ти-пейпер
В начале этого года в известном научном издании Advanced Materials вышла статья с результатами апгрейда T-Paper до полноценной рулонной технологии [roll-to-roll, R2R]. В новом проекте приняли участие специалисты из шести отраслей — от акустики до электротехники.
Они не только улучшили первоначальную разработку, но и смогли адаптировать сопутствующие технологии — например, для ламинирования функциональных слоев. Так появилась возможность подготовки продукции в различных форм-факторах, чем и воспользовались сами разработчики.
Прототип аудиосистемы пространственного звучания изготовили в форме замкнутого кольца. Его назвали T-Ring — по аналогии с T-Book. Поверхность разбили на семь сегментов, на них напечатали 56 излучателей. Вес прототипа составил 141 грамм, длина окружности — 387 см.
Что дальше
Для такой технологии печати и акустики можно найти множество вариантов применения — от выставок до офисов и опенспейсов, где нужно привести в порядок «экосистему звука». Кстати, на Hacker News сразу вспомнили похожий проект, который так и не смог собрать достаточный объем средств в ходе фандрайзинговой кампании на Kickstarter около четырех лет назад.
Какое будущее ждет разработку инженеров из Германии, покажет время, а пока мы подготовили небольшую подборку материалов о необычной акустике из нашего «Мира Hi-Fi»:
-
«Аудиосапоги», спорткар и ретрорадио: примечательная портативка
-
«Так можно было»: необычные способы использования аудиотехнологий
-
Поющий компьютер, киборги и музыка волн — необычные звуки и аудиогаджеты
-
Олдскул: на чём выходили игры — обсуждаем необычные носители
P.S. У нас на Хабре — обзоры доступных «мониторов» для работы со звуком и мультимедиа.
Автор: Audioman