Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.
Было упомянуто, что крайне разумно было бы заняться повышением производительности ресурсов для сокращения безработицы и для развития благосостояния от использования ресурсов. В «Факторе пять», представленном в Риме в 2009 году, авторы продемонстрировали, что пятикратное увеличение производительности ресурсов доступно даже в четырех наиболее энергоемких и водоемких секторах (строительство, промышленность, транспорт и сельское хозяйство). В книге также было отмечено, что большая часть этого потенциала остается бездействующей, в основном из-за низких цен на ресурсы. Однако очень обнадеживает тот факт, что даже, в основном, в неблагоприятных условиях, можно наблюдать значительный прогресс.
3.9.1 Транспорт
Транспорт является сложным и ключевым сектором в отношении производительности углерода. В «Факторе пять» были представлены три основные области в качестве средства достижения значительного сокращения выбросов парниковых газов, а именно переход на источники энергии для транспортных средств с низким содержанием углерода или вообще его не содержащих, повышение энергоэффективности транспортных средств и обеспечение надлежащего модального выбора, например, предоставление общественного транспорта вместо индивидуальных пассажирских транспортных средств.
Жидкое топливо на основе нефти вряд ли будет играть долгосрочную роль в мобильности. Как следствие, инженеры упорно работали над экономически эффективными альтернативами, начиная от альтернативного жидкого топлива, которое бы основывалось на существующих распределениях инфраструктур, заканчивая заменой двигателей внутреннего сгорания на электродвигатели. В 2012 году Tesla Motors выпустила свою модель S и стала практически мировой лидером в электромобилях. Поскольку почти все крупные производители предлагают электромобили на рынке. Очевидно, что с точки зрения выбросов CO2 бесполезно обращаться к электроприводам, если их мощность исходит от сжигания угля. Поэтому предварительным условием для электрификации парка транспортных средств будет то, что выработка электроэнергии станет низкоуглеродной.
Необходимы еще большие успехи как в автомобильной технике, так и в инфраструктурах, поддерживающих экономичные транспортные режимы.
В примерах «Фактора пять» подчеркивается, что потенциал повышения эффективности никогда не зависит от одного решения, а скорее от всего дизайна системы. Исследования показывают, что уменьшение веса транспортного средства всего на 10% может улучшить экономию топлива на 6-8%. Одним из самых простых способов добиться этого является использование альтернатив стали для снижения веса транспортного средства, там, где это возможно.
По данным Управления энергетической информации США, снижение веса и прогресс аэродинамики могут снизить потребление топлива на 45% для тяжелых транспортных средств и, как ожидается, к 2030 году снизится еще на 30% благодаря дополнительным технологическим усовершенствованиям.
Можно ожидать большого выигрыша от соответствующих способов мобильности. Фактически это означает снижение автомобильной зависимости. Необходимые перемены могут быть достигнуты путем влияния на экономику мобильности в пользу предпочтительного вида транспорта, такого как железнодорожный транспорт. Один из способов побудить большое количество пассажиров использовать железнодорожные и автобусные маршруты это отсутствие пробок и плата за проезд в определенных частях города, которая применяется к определенным автомагистралям или к целым зонам. Лондон представил его в 2013 году и уменьшил количество пробок на 30% за первые 12 месяцев, сократив выбросы на 16%. Около 1,2 млрд. фунтов стерлингов чистого дохода, полученного по этой схеме, было инвестировано непосредственно в общественный транспорт, а также в инфраструктуру пешеходного и велосипедного движения.
Вместе с усилиями по предотвращению использования транспортных средств многие города в настоящее время вкладывают значительные средства в железнодорожную инфраструктуру, как в легкий железнодорожный транспорт для пассажиров, так и в тяжелый железнодорожный транспорт, что обеспечивает высокую скорость и грузовые перевозки. С 2012 года строительство железнодорожных систем осуществлялось в 82 городах Китая, а в 2016 году Китайская железнодорожная корпорация объявила о планах по железнодорожным проектам в еще 45 городах. В 2015 году были утверждены планы железнодорожных систем в 50 индийских городах. Быстрые электротранспортные услуги стоят примерно одинаково за километр, как и большинство автострад, и, хотя они наиболее эффективны в густонаселенных зонах, они также могут быть внедрены в более широкие автозависимые пригороды. Примером этого является железнодорожная южная линия Перт, которая с момента открытия в декабре 2007 года перевозит 80 000 пассажиров в день по сравнению с предыдущей системой автобусов, которая обслуживала всего 14 000 человек.
Существует особый потенциал для достижения трансформации получше «Фактора пять» в грузовой отрасли, которая в Соединенных Штатах составляет около 9% выбросов парниковых газов. Переход грузовых перевозок на большие расстояния с грузовиков на железную дорогу может снизить грузовые перевозки на 85%, учитывая также грузовой транспорт, необходимый в обоих концах пути.
Политика Международного агентства по энергетике (МЭА) по предотвращению и переносу поездок включает сочетание соображений землепользования, вариантов планирования транспорта и модальных сдвигов. Рекомендации включают конкретные варианты конкретных случаев для конкретных городов из-за различных особенностей, таких как быстрый переход на автобусы, городская езда на велосипеде, развитие, ориентированное на транзит, мобильность и управление спросом на транспортные средства, программы стимулирования автомобилей, программы телеработы, политика парковки и перевод пассажирских перевозок на большие расстояния на перевозки по железной дороге. По оценкам, этот сценарий позволит сэкономить 20 триллионов долларов США в глобальных сбережениях за счет уменьшения расходов на инфраструктуру к 2050 году с возможностью уменьшения до 50% глобальных выбросов городского транспорта.
3.9.2. Ресурсоэффективные здания
Здания и связанная с ними энергия, используемая для производства их электроэнергии и для отопления, составляли более 18% глобальных выбросов парниковых газов в 2010 году. Наилучшие результаты в сокращении выбросов достигаются с упором на отопление и охлаждение помещений, бытовую горячую воду, бытовую технику, освещение и охлаждение. Основным ситуационным исследованием является концепция «Passivhaus», немецкой инновации 1990-х годов. По существу, он пассивно нагревается солнечной радиацией и теплом, производимым жильцами и приборами, и выполняет следующие минимальные критерии эффективности:
- Годовые требования к теплу и охлаждению менее 15 кВтч / м2 / год.
- Очень низкие воздушные зазоры в огибающей корпуса (проверены испытанием двери воздуходувки).
- Потребление первичной энергии составляет менее 120 кВтч / м2 / год.
Концепция «Passivhaus» опирается на улучшенную изоляцию и герметичность в сочетании с теплообменной вентиляцией для обеспечения свежего воздуха круглый год с минимальным нагревом. Одним из примеров является немецкая компания Heidelberg-Bahnstadt, которая включает в себя более 1000 квартир, предназначенных для стандартов Passivhaus, и обслуживается системой централизованного теплоснабжения, что обеспечивает 80%-ное сокращение потребностей в тепловой энергии. Эта концепция набирает силу во всем мире, и теперь Соединенные Штаты имеют сертифицированные дома, школы и коммерческие модификации. Центр энергоэффективного дизайна в графстве Франклин, штат Вирджиния, был первой государственной школой (K-12) в Соединенных Штатах, разработанной для стандартов Passivhaus. Он также использует генерирующую энергию на месте, что делает его углерод-отрицательным, а это означает, что он производит значительно больше энергии, чем потребляет.
В последние годы «Зеленые здания» вошли в мейнстрим, многие коммерческие структуры добились значительного сокращения потребления энергии и воды. По состоянию на 2014 год было проведено более 700 проектов по коммерческим строительным проектам «Energy Star», обеспечивающих экономию в размере 75 млн. долл. США, что также означает сокращение выбросов парниковых газов в 600 000 млн. Австралийское исследование показало, что повышение энергоэффективности за счет простых мер может привести к экономии энергии не менее чем на 50%, что может сэкономить 10 000 австралийских долларов (около 6800 евро) в год в среднем на 2500 м2 офисных помещений.
Одним из примеров является Pixel Building (рис. 3.11) в Мельбурне, Австралия, которая не производит выбросы углерода из-за своего инновационного использования энергии. Здание спроектировано таким образом, чтобы обеспечить 100%-ную самообеспеченность водой, не используя систему рециркуляции воздуха и используя новую смесь бетона под названием «Pixelcrete», которая примерно вдвое увеличивает насыщенный углерод. Шестьдесят процентов цемента заменяют пылевидной доменной печью и летучей золой, а также 100% рециркулированным и регенерированным заполнителем. Кроме того, здание будет компенсировать внедренные выбросы углерода, образующиеся при его строительстве за 50-летний жизненный цикл за счет избыточной возобновляемой энергии, производимой на месте, и возвращаться в электрическую сеть.
Бетон — ключевой продукт с высокой энергоемкостью, который только в Австралии представляет собой более 20% жилых помещений и 63% коммерческой энергии, связанной с коммерческим строительством. В сочетании с систематическим использованием переработанного бетона переход в цементном типе может обеспечить пятикратное сокращение энергии на килограмм.
Так, например, строительные проекты по всему миру теперь используют геополимерный бетон, самым крупным из которых является западный аэропорт Уэллкампа в Брисбене (BWWA), который имеет примерно 25 000 м3 бетона для асфальтобетонного покрытия, и гео-полимерный бетон 15 000 м3, используемый в других местах ( всего 40 000 м3 или 100 000 тонн). Использование геополимерного бетона спасло проекту 8640 тонн выбросов CO2.
3.9.3 Эффективность воды для фермы
Сельское хозяйство отвечало за более чем две трети мирового потребления пресной воды и 14% глобальных выбросов парниковых газов в 2010 году, причем оба эти показателя увеличились в связи с постоянным ростом спроса на продовольствие. Регулируемая депривация капельного орошения (RDDI) и частичная сушка корневой зоны (PRD) оценивают потенциальные области улучшения продуктивности воды в сельском хозяйстве, что позволяет экономить ирригацию воды до 50% с минимальным воздействием на урожайность или его отсутствием. С 2010 года также появилось «земледелие без вспахивания»; оно обещает добиться дальнейшего повышения водоэффективности и энергоэффективности для ферм.
Стратегия регулируемого дефицита капельного орошения (RDDI) контролирует ирригационную структуру. Это приводит к увеличению урожайности, сдерживая воду, когда рост замедляется, и обеспечивая достаточный полив в периоды быстрого роста. Например, в прохладной умеренной среде в Тасмании, Австралия, RDDI продемонстрировала потенциал для сокращения использования воды на молочных пастбищах на 60-80%. Это может увеличить средний показатель орошения пастбищ до 90%. Производители виноградной лозы в юго-австралийском винодельческом регионе достигли 90 и 86% повышения эффективности использования воды, выращивая виноград Рислинг и Шираз, соответственно, используя подход RDDI. Проверки орошаемых ферм показали, что энергия, используемая в орошении, может составлять свыше 50% от общей стоимости энергии на фермах. Использование систем управления орошением, таких как CIMIS (Калифорнийская информационная система управления ирригацией) помогает фермерам минимизировать чрезмерное использование воды для орошения сельскохозяйственных культур. Аналогичным образом, с использованием технологий онлайновой метеорологической системы, температуры, количества осадков, влаги, росы и солнечной радиации, фермеры томатов в Бразилии сумели сократить потребление воды вдвое (от 800 мм / га до 400 мм / га), делая более эффективными ирригационные и химические применения. Эта концепция в сочетании с эффективной ирригационной системой может обеспечить 60-70% снижение стоимости энергии, используемой для перекачивания воды. Тем не менее, успехов фермеры достигают медленно, и множество преимуществ от этих стратегий все еще ожидают достижения больших масштабов.
Продолжение следует...
За перевод спасибо Диане Шеремьевой. Если вам интересно, приглашаю присоединиться к «флэшмобу» по переводу 220-страничного доклада. Пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru
Еще переводы доклада Римского Клуба 2018
Глава1.1.1 «Различные типы кризисов и чувство беспомощности»
Глава 1.1.2: «Финансификация»
Глава 1.1.3: «Пустой Мир Против Полного Мира»
Глава 3.1: «Регенеративная экономика»
Глава 3.3: «Синяя экономика»
Глава 3.4: «Децентрализованная энергия»
Глава 3.5: «Некоторые истории успеха в сельском хозяйстве»
Глава 3.6: «Регенеративная урбанистика: Экополис»
Глава 3.8: «Экономика замкнутого цикла требует иной логики»
Глава 3.10: «Налог на биты»
Глава 3.11: «Реформы финансового сектора»
Глава 3.12: «Реформы экономической системы»
Глава 3.13: «Филантропия, инвестиции, краудсорс и блокчейн»
Глава 3.14: «Не ВВП единым...»
Глава 3.15: «Коллективное лидерство»
Глава 3.16: «Глобальное правительство»
Глава 3.17: «Действия на национальном уровне: Китай и Бутан»
Глава 3.18: «Грамотность в отношении будущего»
«Аналитика»
- «Come on!» — юбилейный доклад Римского клуба
- Юбилейный доклад Римского клуба – бальзамизация капитализма
- Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!»
- ЧасКор: Доклад Римского клуба. Оргии самокритики
#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:
1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.
Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.
Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.
#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.
Автор: MagisterLudi