Вчера, третьего ноября, жители Сан-Франциско провели голосование за Предложение F – это инициатива, которая помогла серьезно подорвать бизнес Airbnb, стоимостью в 25 млрд долларов. Резиденты родного города компании голосовали за ограничение кратковременной аренды жилья до 75 дней в году и за то, чтобы Airbnb взял на себя ответственность отслеживать и удалять предложения нарушителей на своем сайте. Но проект потерпел неудачу.
В самом сердце Силиконовой Долины содружество домовладельцев, группы активистов районов и защитники прав жильцов собрали более 20 тыс. подписей, чтобы таким образом сказать «с нас хватит». Airbnb потратил более 8 млн долларов на оппозиционную Предложению F кампанию. Для сравнения, другая сторона собрала чуть больше 350 тыс. долларов.
Что же послужило причиной народных волнений?
Проблема в том, что у Airbnb нет нормального контроля над тем, кто сдает в аренду жилье и какие гости приезжают в дома. Соседи неожиданно оказываются на одной площадке с целым «отелем», куда приезжают совершенно незнакомые люди, которые оказываются в непосредственной близости от детей, людей преклонного возраста и других уязвимых групп населения. Да, такая «циркуляция» происходит и в обычных отелях, как правило, они располагаются на специально заранее отведенной для этого территории.
Кто на самом деле сдает жилье в аренду? Существует острое расхождение в том, как себя позиционирует компания, с тем, что мы видим в действительности. Airbnb рисует образ «обычных людей», владеющих недвижимостью, которые согласны сдать в аренду свои «лишние» комнаты туристам, чтобы заработать лишнюю копейку в это нелегкое время. Эти люди являются лицом компании. Но что здесь может быть не так?
Вот что не так: в таких городах, как Нью-Йорк, Сан-Франциско и Лос-Анджелес возрос уровень связанной с Airbnb коммерческой деятельности, которая никак не связана с «обычными людьми», арендующими пустующие комнаты. Комнаты сдают профессиональные домовладельцы, которые убирают жилье с местного рынка, страдающего от нехватки арендной недвижимости, и делают его доступным исключительно для туристов.
В 2014 году Эрик Шнейдерман, генеральный прокурор штата Нью-Йорк, провел расследование, в результате которого было выявлено, что около 40% от 451 млн долларов дохода Airbnb приходится только на Нью-Йорк и тех хостов, которые имеют по меньшей мере три предложения на сайте.
Аналитик данных Том Сли собрал информацию с сайта Airbnb в сентябре этого года и обнаружил, что из 30 268 предложений жилья в Нью-Йорке 44% гостей выбирают хостов, владеющих несколькими квартирами. Различные исследования показывают, что треть арендного жилья в Сан-Франциско принадлежит людям с двумя и более предложениями на Airbnb – и они приносят более 40% прибыли. Это не просто «обычные горожане», которые сдают в аренду комнату в своей квартире – мало кто может позволить себе купить такое количество недвижимости. Это профессионалы.
Под политическим давлением в прошлом году Airbnb начал удалять аккаунты некоторых особо злостных нарушителей, но недавно полученные данные показывают, что ситуация не изменилась. Своей деятельностью (и бездействием со стороны контроля) Airbnb по сути лишает доступного жилья местных жителей.
Автор: frekenbok