Китайские и российские интернет-ретейлеры: дружба – дружбой, а деньги – врозь

в 15:46, , рубрики: alibaba group, aliexpress, JD.COM, выход на новые рынки, интернет-торговля, Исследования и прогнозы в IT, повышение продаж, российский рынок, российско-китайский проект, Управление e-commerce

Судя по исследованиям маркетинговой компании Nielsen, рынок китайской интернет-торговли достиг $2 триллионов по итогам 2014 года. Российский рынок интернет-торговли, с учетом активного роста, в этом году в лучшем случае сможет достичь объема в $13 миллиардов.

По итогам 2014 года Китай занял первое место по розничному обороту в мировой интернет-торговле, приводит данные компании Nielsen «Независимая газета». Электронная торговля Китая на протяжении последних 10 лет сохраняет высокие темпы роста.

Российская интернет-торговля также развивается относительно высокими темпами. По данным аналитического агентства Data Insight, интернет-торговля материальными товарами составила 560 миллиардов рублей по итогам 2014 года. При этом еще 85 миллиардов рублей в прошлом году пришлось на сегмент трансграничной интернет-торговли. Таким образом, расходы россиян на покупки материальных товаров в интернет-магазинах в 2014 году составили 645 миллиардов рублей (или около $10 млрд).

Рост онлайн-продаж товаров в российских онлайн-магазинах за 2014 год составил 35%. С учетом же совершенных россиянами покупок в зарубежных интернет-магазинах этот показатель за год вырос более чем на 40%.

«Рынок интернет-торговли в России ежегодно растет на 20–25%. По итогам 2014 года он составлял $10 миллиардов, а в нынешнем может быть уже $13 миллиардов», отметил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.

Между тем, китайские онлайн-ретейлеры не планируют останавливать экспансию в России. В конце октября конкурент AliExpress – крупный китайский онлайн-ретейлер JD.com – объявил о том, что рассчитывает в перспективе занять 60% рынка интернет-торговли России.

Но, при небольшом размере российского рынка интернет-ретейлинга китайским компаниям бывает непросто встроиться в российскую инфраструктуру, искать партнеров или создать здесь свои логистические сети с быстрой доставкой. Поэтому российские онлайн- и офлайн-ретейлеры пока имеют ряд конкурентных преимуществ над китайскими и ищут новые возможности для развития.

23 октября на русскоязычном сайте JD.com была запущена купонная акция, в рамках которой новый пользователь сайта при регистрации мог получить купон на $10. Вскоре после этого акция прервалась. Через несколько часов пользователь IT-ресурса geektimes.ru Юрий Юрьев сообщил о сбое в системе безопасности JD.com: «В системе JD.com обнаружилась дыра. Перейдя по простой и очевидной ссылке любой человек мог увидеть список чужих заказов. Если зайти в любой заказ, то можно увидеть данные клиентов: имена, адреса, телефоны и прочее».

В результате в публичном доступе оказались данные 3000 — 5000 человек. Позднее проблема была решена. Как сообщали представители JD.com в России, всему виной стала хакерская атака.

Намерена расширять свое присутствие в РФ и китайская компания Alibaba (в структуру которой входит AliExpress). Об этом, в частности, ранее заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Интернет-магазин AliExpress объявил о намерении продавать в России автомобили. 11 ноября 2015 года площадка предпримет первый шаг в этом направлении – начнет продажу скидочных купонов на машины китайской марки Lifan. Соответствующее соглашение сегодня подписали в Москве генеральный директор Lifan Motors Сунь Цзэцзюнь и глава AliExpress в России Марк Завадский.

«Lifan уже продает автомобили через интернет в Китае – и более чем успешно. В России онлайн-покупки также очень популярны, в том числе напрямую из Поднебесной», заявил на мероприятии Цзэцзюнь, рассказывая о причинах нового партнерства. Также он упомянул, что онлайн-продажи Lifan в Китае составили 1000 автомобилей в 2015 году.

Коммерческий директор компании «ЖелДорЭкспедиция» Евгений Можаев полагает, что Россия, несмотря на экономический кризис, остается перспективным рынком сбыта, однако китайцы теряют свое конкурентное ценовое преимущество из-за длительной доставки. В результате, полагает Можаев, российские интернет-магазины получат мощного конкурента и будут вынуждены снижать цены и объединяться друг с другом.

Ретейлеры знают, что их потребитель обращает внимание на цены, и стремятся их снизить, доведя до аналогичных в онлайн-магазинах. «В результате если разница в ценнике на тот или иной товар будет незначительной между обычным и интернет-магазином – потребитель скорее переплатит, но возьмет товар в магазине известной ему марки», уверяет представитель АКОРТ.

Интернет создает гибридную модель торговли, в которой используется онлайн- и офлайн-технологии. Эта гибридная модель особенно эффективна для продвижения виртуальных товаров и услуг – например, заказов еды или мест в ресторанах, а также продажи услуг салонов красоты, считает Виктор Сюй.

С другой стороны, для российского бизнеса также могла бы быть интересна потенциальная возможность выхода на китайский рынок, утверждает Можаев. «Это могло бы стать для нас одним из стимулов деловой активности», полагает эксперт. Правда, пока, кроме продуктов питания и драгоценностей, нам предложить нечего. Девальвация рубля служит стимулом для выхода на новые рынки, но китайский потребитель и так избалован низкими ценами, и занять свое место в этой нише будет крайне непросто, считает он.

Глава компании Alibaba Джек Ма предложил несколько проектов создания логистических центров на территории страны. Предполагается, что тем самым китайцы могут покупать российские товары через Интернет, которые затем будут складироваться в специальных центрах и затем доставляться до китайских потребителей.

Согласие работать на экспорт из России уже выразили торговые площадки Alibaba и JD.com. Китайских потребителей интересуют такие категории продуктов, как шоколад и сладости, орехи, растительное масло, мед, продукция из грибов и ягод, крупы, детское питание.

Площадка Tmall Global, принадлежащая Alibaba Group, еще с февраля ищет в России интернет-магазины для поставки в Китай продуктов питания и косметики. В частности, велись переговоры с производителем минеральной воды «Нарзан» и дистрибутором продуктов питания «Мистраль».

В российском представительстве AliExpress считают, что китайского потребителя также могут заинтересовать российская косметика, пастеризованное молоко, сгущенка, орехи, варенье, пряники, сушки и другие продукты питания со сроком хранения от трех месяцев. Уже через полгода в Поднебесной планируют открыть склады, которые позволят экспортировать российскую колбасу.

Автор: semen_grinshtein

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js