Вольный перевод статьи Jacob Nielsen и Kara Pernice про 10 лучших интранетов 2013 г. в мире и тренды развития таких решений — "10 Best Intranets of 2013"
Год назад Якоб Нильсен, который традиционно стремиться сделать работу в интернете для пользователей максимально удобной и доступной, провел исследование в области интранетов, и определил ключевые тренды, которые будут происходить в ближайший год. Это исследование показало, что 70% победителей используют сильно кастомизированный SharePoint. Среди основных выявленных трендов — увеличение численности команды разработки почти вдвое, ряд преимуществ: улучшенная интеграция с социальными сетями и многочисленные продвинутые фильтры.
Как нам показалось, данное исследование не получило широкого распространения, и мы решили восполнить этот пробел и обсудить с вами, случились ли те тренды, о которых говорит Nielsen Norman Group.
Напомним, компания Nielsen Norman Group ежегодно проводит конкурс интранетов, по итогам которого определяется 10-ка лучших интранет-порталов.
Итак, 10 лучших интранетов по итогам 2012 года
В большинстве случаев, это полноценные интранеты, которые учитывают специфику деятельности компании и удовлетворяют потребности всех подразделений организации. И только два интранета из десятки лучших имеют узкоспециализированный функционал: AT&T предлагает своим сотрудникам «первой линии», специальных портал знаний, а интранет Luzerner Kantonalbank открыт для консультантов клиентов банка.
Лучшие интранеты 2013 года созданы в шести отраслях
По количеству победителей уже два года подряд лидирует страховой сектор.
Победители 2013 года являются резидентами 7 стран
Саудовская комиссия по туризму, историческому и культурному наследию — первый победитель с Ближнего Востока. Остальные страны уже «поставляли» победителей в топ.
Успехи стран за все время существования конкурса
С учетом размера страны, наиболее впечатляющими кажутся успехи Швейцарии (7,9 млн. человек или 2,5% населения США).
А теперь давайте посмотрим на ключевые тренды, определенные Nielsen Norman Group в январе этого года.
Тренд №1. На создание хорошего интранета требуется несколько лет
Согласно исследованию, средняя продолжительность создания интранета (от идеи до полноценного внедрения) составляет 3,5 года. На создание каждого из интранетов-победителей потребовалось около 27 месяцев, что порядка 2,3 г.
Тренд № 2. Среди обладателей лучших интранетов доминируют небольшие компании
С каждым годом обладателями лучших интранетов становятся все более маленькие компании. К примеру, в исследовании у большинства победителей работает менее 5 000 сотрудников. Семь интранетов обслуживают менее 5.000 сотрудников, одна компания создала свою систему для 6.000 человек, наибольший показатель у AT&T (127.000 человек) и наименьший у компании Acorda Therapeutics (350 человек).
Средняя численность сотрудников в компаниях-победителях в последние 5 лет
Возможно, двух лет исследований недостаточно, чтобы заявлять о тренде, но данные свидетельствуют о том, что создать хороший интранет становится проще, а поэтому такие системы теперь доступны менее крупным организациям, которые обладают меньшим количеством ресурсов.
Тренд №3. Команды, обслуживающие интранет, растут
Команды, работающие над созданием и внедрением интранетов внутри компаний, растут. В среднем, над интранетами победителей работает до 27 чел. Наибольшая команда у AT&T – 107 чел. Сегодня, доля интранет-специалистов в общей численности сотрудников организации составляет 0,14%, то есть 1,4 специалиста на 1000 работников. В прошлом году эта доля составила только 0,07%.
Рост групп обслуживания интранетов, в % от общего числа сотрудников, 2001-2013 гг.
Исследование показало, чтобы создать хорошую систему, которая способна мотивировать сотрудников и повышать производительность труда, нужны соответствующие кадры и их должно быть много. Проектировать, разрабатывать, писать тексты, управлять системой – требовать выполнения этих задач от небольшой группы специалистов просто нечестно.
Тренд №4. Активно привлекаются сторонние консультанты
У шести из десяти победителей к созданию интранета были привлечены внешние компании, и большинство из них — это компании, разрабатывающие на SharePoint. Сторонние агентства и независимые консультанты полезны в решении узкоспециализированных вопросов, которые не являются для компании регулярными.
Тренд №5. Создатели контента привлекаются уже на ранних стадиях
Привлечение сотрудников из разных подразделений организации на ранних стадиях разработки интранета – практика лучших команд. Если до 2013 года на ранних стадиях проектирования осуществлялся в основном сбор требований, мнений и пожеланий сотрудников, то в 2013 году добавилось создание контента. Таким образом, специалисты могут избавляться от ненужного контента, редактировать существующие материалы, оптимизировать производимые решения.
Качественный контент – самый мощный мотиватор для пользователей интранетов: они приходят за информацией.
Тренд №6. Развитие функционала и дизайна
Среди заметных функциональных и дизайнерских трендов, развивающихся в течение последних лет, можно отметить:
- мега-меню; (http://www.nngroup.com/articles/mega-menus-work-well/)
- видеоканалы;
- расширенные профили сотрудников;
- персонализованные главные страницы и разделы.
В этом году к этим трендам добавились новые:
- Корпоративные потоки из Twitter, Facebook, LinkedIn и других социальных ресурсов на главной странице порталов или в лентах новостей (данный тренд особенно хорошо представлен в интранетах Acorda Therapeutics, Inc. и AIG).
- Продвинутая фильтрация контента (хорошие примеры можно наблюдать в системах XL Group, Luzerner Kantonalbank, AIG, и AT&T).
- Возможные действия в результатах поиска людей (интересные решения в рамках этого тренда есть у Ono, Luzerner Kantonalbank, и Acorda).
Тренд №7. Падает интерес к мобильным версиям
Только у одного из победителей есть адаптированная под iPAD версия интранета – у AT&T. «Мобилизация» внутренних систем переживает стагнацию — в 2009 году оптимизацию под мобильные устройства пережили три интранета из топа, а в 2011 эта цифра увеличилась до шести.
Типичные препятствия на пути развития мобильных версий интранета:
- безопасность и сохранность данных,
- сложности с выбором платформы,
- дефицит ресурсов, необходимых для проектирования и поддержки мобильных версий,
- сложности с подбором набора функций (полноценное решение или приложение под конкретные задачи).
На наш взгляд, эти тренды очевидны и имеют место быть. Интересно узнать, согласны ли вы с этим, и услышать ваше мнение.
Автор: tourte