Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича

в 14:05, , рубрики: final fantasy, jrpg, long, исследование, консольные игры, ностальгия, сказки, сюжеты, театр

Девятка — игра уникальная. Настоящий праздник в сказочно-фэнтэзийном жанре, где всё и необычно-стильно, и уютно-знакомо-архетипично одновременно. И мне всегда было очень интересно узнать, откуда же её создатели черпали вдохновение, какие культурные артефакты оказали на них влияние.

Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича - 1

Увы, всю исчерпывающую информацию по таким вопросам затруднительно получить на блюде прямо из первых рук. Ведь даже в различных интервью разработчики всевозможных игр редко говорят обо всех своих источниках вдохновения, или же опрашиваются те люди (директор, главный геймдизайнер и прочие лидеры) кто определял не все важные составляющие. Тем не менее, идеи и образы не возникают из ниоткуда - всё в этом мире связано и ветвится-развивается. Не было бы одного звена - не возникло бы следующего.

Но для начала вспомним другую часть последнефэнтэзийной франшизы, десятую. Однажды я обратил внимание на некоторое концептуальное сходство Final Fantasy X с диснеевским мультиком Долина папоротников:

Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича - 2

Сходство не бросилось в глаза сразу, при прохождении игры, потому что тот мультфильм мне удалось посмотреть очень давно, разово, и название забылось, вместе с деталями. Просто он хранился где-то в памяти, как отличная чрезвычайно атмосферная и оригинальная вещь. Да, в сочетании с "тем самым гнусавым переводом", добавляющим колорита. Позже я его всё-таки разыскал и посмотрел снова, тогда и обнаружились явные параллели с десяткой. Самый яркий похожий момент - ночная сцена с Тидусом и Юной напоминает сцену с феей Кристой и человеком Заком из мультфильма. Также схожи некоторые общие сюжетные моменты: в игре миру угрожает Син и призывательница должна его остановить, а в мультфильме зло (Хексус) запечатано внутри огромного дерева и когда оно пробуждается, то только фея Криста может его загнать обратно. Зак же - уменьшившийся человек из мира обычного, техногенного, чьи бульдозеры пилят лес и освобождают древнее зло. То есть Зак в мультфильме, как и Тидус в игре, как-бы попадает в другой мир.

Персонажи FF9, концепты Ёситаки Амано

Персонажи FF9, концепты Ёситаки Амано

Особенно же меня всегда занимала 9-я Фантазия - вся эта интригующая театральность, загадочность и великолепный стиль. Откуда там всё это? Нет ли каких-то отсылок к чему-то весьма важному? Как оказалось - есть! И это... Волшебная флейта, опера Моцарта.

Сюжет оперы, если кратко - Царица ночи находит принца Тамино и посылает его спасти свою дочь, Памину, из плена где её держит злой волшебник Зарастро. Потом оказывается, что принца обманули... Но оставим пока оперу, взглянем на этот мультфильм, снятый по её сюжету:

Уже сама аннотация вызывает чувство узнавания:

Королева Ночи попросила принца Тамино, победителя драконов, и его верного друга Попогено возвратить в ее дворец прекрасную принцессу Памину, похищенную королем Зарастро. Но Тамино становится известно, что Памина на самом деле родная дочь Зарастро, обманом увезенная из отчего дома коварной Королевой Ночи много лет назад ради волшебного медальона. Когда принцессе стукнет 18 лет, медальон обретет силу. Волшебная флейта принца укажет ему верную дорогу...

Во время просмотра мультфильма складывается ощущение, что разработчики девятой Фантазии его тоже видели (потому что кроме общих сюжетных моментов оперы здесь есть и конкретные схожие режиссёрские ходы/фоны): здесь есть момент с медальонами (принцесса верит Зарастро, когда он показывает ей настенное изображение, повторяющее её медальон), есть полёт героев на верёвке (правда здесь это плащ зацепленный за люстру, но не суть), есть отдельный полёт на верёвке в исполнении Папагено (этот момент чем-то напоминает сцену с полётом Штайнера), сцена "я пришёл вас украсть" и вообще бойкое поведение принцессы, сонное зелье, принцу предлагается пройти испытание где нельзя использовать магию (вспомнили замок Ойлверт из игры?), плюс фоны замка (под конец показывают место, похожее на сцену театрального корабля) и разные прочие едва уловимые мелочи.Таким образом получаются весьма интересные параллели: Царица ночи - королева Бране, Зарастро - Сид, Гарнет - принцесса Памина, Зидан - принц Тамино. Более шаткие аналогии: Моностатос - Куя, три феи - три чёрных вальса. Но как раз не стоит всё влияние сводить только к тому, что было в опере - как станет видно дальше, были и другие источники вдохновения, причудливо перемешавшиеся в итоговом продукте в некоторое новое качество.

Папагено в FF9, видимо, имеет аналог в виде Амаранта. Больше визуально-стилистическое, чем сюжетное.

Птицелов Папагено, Волшебная флейта

Птицелов Папагено, Волшебная флейта
Наёмник Амарант Корал, Final Fantasy IX

Наёмник Амарант Корал, Final Fantasy IX

Также я хотел бы обратить внимание ещё и на такой мультфильм по флейте, вышедший в 94-м:

Кроме того (не считая тонны театрализаций флейты), есть целый фильм 75 года, режиссёра Ингмара Бергмана. Из него тоже многое почерпнуто, всячески рекомендую ознакомиться.

Так, но минуточку, а где же флейта в самой игре? Неужели такой главный элемент остался без внимания. И, что интересно, даже сама флейта всё время была на виду, она действительно присутствует в игре как предмет - это оружие маленькой призывательницы Эйко.

Эйко, одна из 8 главных героев

Эйко, одна из 8 главных героев

Едем дальше. Как оказалось позднее - не флейтой единой. Хотя, конечно, именно "Волшебная флейта" задала саму основу сюжета. Но разработчики использовали такое громадное количество референсов из прочих источников, чтобы придать персонажам уникальности, что теряешься в попытках всё это отследить и классифицировать вклад каждого конкретного произведения. Однако, остановим свой взгляд на основной четвёрке персонажей. Кого же они так смутно напоминают?

Кто вы, мистер Виви?

Кто вы, мистер Виви?

Принцесса Гарнет, чёрный маг Виви, воришка Зидан и рыцарь Штайнер. Компания чем-то напоминает небезызвестных Элли/Дороти, Страшилу, Железного дровосека и Трусливого льва. Кажется, что лишь на уровне намёков - Штайнер постоянно лязгает доспехами и его открыто называют железякой, Виви оказывается неживым существом, своего рода разумной куклой в соломенной шляпе, а у Зидана хвост.

А потом садишься полистать цикл Баума Wizard of Oz и:

Иллюстрации к серии Wizard of Oz

Иллюстрации к серии Wizard of Oz

... и понимаешь, что "Волшебник страны Оз" оставил куда более глубокий след в Final Fantasy IX, чем кажется на первый взгляд. Вот откуда соломенные шляпы растут. И, кстати, какой-то подобный визуал у чёрных магов в серии FF был ещё начиная с первой части, просто тогда они выглядели попроще и, по лору являлись просто некими мистиками и волшебниками. А вот в 9-ке произошёл такой возврат к корням и переосмысление их как некоторых искусственных существ, одно из которых определили в группу основных главных героев.

Дело в том, так исторически сложилось, что у нас сюжетные перепетии цикла Wizard of Oz малоизвестны. Всё ограничилось знакомством с первой книгой, а дальше тему закрыл Волков, продолжая писать уже про свою, отдельную вселенную нашего отечественного "Волшебника Изумрудного города". Поэтому не удивительно, что многие просто не знают продолжения оригинальной истории и засветившихся там персонажей, несмотря на то, что цикл был переведён на русский. Тем не менее, циклы кардинально расходятся уже со второй книги и цикл Баума включает штук 15 книг.

Меж тем, среди героев Wizard of Oz мы обнаруживаем... например, принцессу Озму. Она появляется во второй книге цикла и так и остаётся одной из важных персонажей. В игре вроде бы не было замечено, отсылок к истории самой принцессы Озмы, однако, самый главный секретный босс игры носит имя Озма. Во второй книге и основная команда действующих лиц немного отличается, а ещё там фигурирует другое оживлённое при помощи живительного порошка пугало, с головой из тыквы. Вот именно его переживания как раз довольно синергичны мыслям Виви и Куи по поводу ограниченности срока их жизни (они по разному смотрят на этот вопрос), а характер самого Страшилы FF 9 как-то вроде и не использует, взяв лишь его визуальный образ.

А вот другой интересный персонаж из Oz - Жук-Кувыркун. Так и в игре у нас есть персонаж-жук - заколдованный правитель Сид, да и в целом местные игровые жуки-оглопы. Или Лоскутушка которая, возможно, послужила прообразом для другого персонажа Фантазии - обжоры Квины, у которой глаза словно вышиты крестиком, и длинный висящий красный язык, придающий сходство с лягушкой (а большая лягушка, в Oz, надо отметить, тоже имеется). Читая её историю мы обнаруживаем сюжет про окаменение и поиск лекарства от него - это один из моментов, которые нашли своё отражение в игре, где мы ищем Супермягкость, чтобы спасти друга, оставшегося в окаменевшем Злом лесу.

Нашли в игре своё отражение и ураган (песчаная буря, окружающая город) и воздушный шар волшебника (дизайн воздушного корабля, на котором партия спасается от Чёрных вальсов). Кстати, в Oz герои оживляют летающий диван при помощи того же волшебного порошка (оживляющий прошок там есть, а вот никаких Урфинов Джюсов нет - это уже линия придуманная Волковым).

Одна из спутниц Дороти - девочка Трот, про которую пишут "маленькая девочка с большими восторженными глазами и простыми манерами, которая при рождении была отмечен феями волшебными знаками на лбу, невидимыми простым людям ". Ну что же, в игре у нас есть маленькая призывательница Эйко, с волшебным рогом во лбу. Кроме того сама Дороти в одной из книг терпит кораблекрушение, как и принцесса Гарнет во флешбеке, с которого начинается девятка. Трусливый лев в книге нападает на компанию, как и Зидан, решивший украсть принцессу. Как мы видим, часто заимствованы именно сюжетные повороты, какие-то части истории, чем сами оригинальные характеры.

В игре девушка Беатрис командует отдельной гвардией девиц при королевском замке Александрии и поначалу выступает антагонистом. А в цикле Oz есть персонаж-генеральша, на время захватившая Изумрудный город своей женской армией, которой поначалу не могли дать сопротивления.

Но если бы всё было так просто. FF9 не отсылает лишь конкретно к Флейте и Oz, там зашито много всякого разного. Допустим, визуально элемент костюма той же принцесса Гарнет указывает знаете на кого... на маленькую разбойницу из нашего старого мультфильма "Снежная королева".

Маленькая разбойница

Маленькая разбойница
Принцесса Гарнет, Final Fantasy IX

Принцесса Гарнет, Final Fantasy IX

Но ладно там фрагмент костюма просто чем-то похож. У маленькой разбойницы мы замечаем ещё и кинжал. Принцесса же, по игре, в определённый момент срезает себе часть волос и берёт псевдоним Dagger. Любопытно. Правда каких-то других отсылок к "Снежной королеве" вроде бы не обнаруживается, разве что сама локация - Ледяная пещера.

В принципе, образы из "Снежной королевы" и каких-то прочих тайтлов могли проникнуть в игру не прямо из первоисточника, а опосредованно - через другие заимствовавшие их медиа, допустим, через какие-то театрализации или кукольные театрализации той же "Королевы", которым приглянулись визуальные решения мультфильма.

Но это ещё не всё. А что же наш лохматый главный герой Зидан, за которым обычно не замечают странностей, кроме того что он почему-то носит имя популярного футболиста. Ну и хвост, но что такого - с кем не бывает. Однако, помимо того, что в его "днк" прослеживается принц Тамино из Флейты и торчит хвост льва из Oz, его визуальный облик чем-то походит на главного героя фильма "Легенда" (играет которого, кстати, Том Круз):

Лили и Джек, "Легенда", 1985 г. Режиссёр - Ридли Скотт

Лили и Джек, "Легенда", 1985 г. Режиссёр - Ридли Скотт
Авантюрист Зидан, Final Fantasy IX

Авантюрист Зидан, Final Fantasy IX

Этот фильм, замечательная красивая сказка, в целом повлиял на многих (вплоть до того, что главный антагонист является буквально лицом серии Диабло). Вобщем, в "Легенде" мы обнаруживаем единорогов, и момент с отрезанием рога. В игре это нашло отражение в героинях-призывательницах, Эйко и Гарнет. У одной из которых волшебный рог сохранился, а другой его срезали в детстве. Ещё в игре есть такой предмет как "Зеркало Уны", вместе с несколькими другими он является отсылкой к более ранним частям самой Фантазии, где были предметы с таким же названием. Так вот, вышеупомянутое "зеркало" фигурирует и в фильме. Что, вероятно, означает, что авторы девятки взяли "Легенду" "на карандаш" ещё давно, на заре финалкостроения.

Вспоминая "Легенду" обычно вспоминаешь и другой фильм тех лет, с каким-то близким стилем - "Лабиринт". В которым играл Боуи. В той своей роли короля гоблинов он как раз очень напоминает визуально антагониста FF 9 - Кую. Собственно, учитывая его безумную популярность в те годы - его сценический образ могли позаимствовать и так, без всяких фильмов.

Да и местная героиня даже больше на Гарнет похожа, чем в Легенде.

Да и местная героиня даже больше на Гарнет похожа, чем в Легенде.

Возвращаясь к Волшебной флейте. Явно японцы что-то взяли и из тех постановок оперы, что они видели, а также из прочих изображений и иллюстраций с нею связанных. Скажем, идеи по костюмам героев. Понятно, что тучные оперные дивы из разных опер в принципе все друг на друга чем-то похожи, но как вам более современная Queen of the night с представления в Сан-Франциско 2012 года? Вполне себе наследница королевы Бране.

Королева Ночи в Волшебной флейте, 2012 г. Да, кадр с одного из более современных концертов, но с FF он не связан и примерно такие образы скорее всего присутствовали и в более ранних постановках, которые видели создатели игры до её выпуска.

Королева Ночи в Волшебной флейте, 2012 г. Да, кадр с одного из более современных концертов, но с FF он не связан и примерно такие образы скорее всего присутствовали и в более ранних постановках, которые видели создатели игры до её выпуска.
А вот уже концепт королевы Бране для FF9

А вот уже концепт королевы Бране для FF9

Просматривая более современные адаптации Флейты наткнулся вот ещё на такую интересность:

Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича - 16

Это театральная кукольная постановка Флейты, поставленная не так давно, так что японцы не могли вдохновляться конкретно ею. Но понятно, что Флейту ставят издавна и в самых разнообразных вариациях. Может быть японцы-разработчики даже видели похожую кукольную реализацию в своё время, мы этого не знаем, просто тема театра сама по себе, в широком смысле, в Final Fantasy IX тоже фигурирует, и, наверное, к кукольного театра это тоже касается. Собственно сама игра не скрывает, что отдаёт дань уважения всевозможной театральности/спектаклям, как явлению - театральный корабль и труппа, свой отдельный внутренний спектакль и цитирование диалогов в шекспировском стиле на сцене, всё это в игре есть.

Другая интересность. Если заглянуть в биографию Ёситаки Амано, заведующего артом Final Fantasy IX и прочих частей, то мы увидим, что уже позднее, в 2008 году, он делал иллюстрированную адаптацию либретто оперы Вольфганга Амадея Моцарта Волшебная флейта.

Со временем обратил внимание ещё и на некие визуальные сходства с "Королевством кривых зеркал". Наряд поварихи - это буквально одежда Квины. То, как одеты пажи и прочие персонажи, напоминает костюмы городских жителей в игре. Да и в целом локации в Королевстве чем-то близки по атмосфере/архитектуре, то же ощущение яркой театрализации-стилизации.

И ты Квина?

И ты Квина?
Да как ты меня-то раскусил?

Да как ты меня-то раскусил?

Но и это ещё не всё.

Когда уже казалось, что общий паззл в целом сложился - я увидел видео, в котором разработчики упоминают ещё один, довольно таки жирный, источник вдохновения - фильм Тёмный кристалл. Я его, кстати, даже видел, но давно и совсем забыл, что там происходит. Замечательно, что они это упомянули. Судя по аннотации, данный тайтл служил вдохновением не только для девятой части, но и для самой первой тоже, потому что речь идёт о расколотых кристаллах. В этом кукольном фильме, помимо стиля обстановки мы находим прообразы Фреи (ещё одна из главных героинь FF 9) и сэра Фретли. А ещё там музыка во время катания на лодке - один в один вступительная мелодия Final Fantasy 9, играющая на стартовом экране.

Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича - 19

Занятно, что не так давно по Тёмному Кристаллу выпустили небольшой сериал, приквел - Age of resistance, в той же самой кукольной стилистике. Кстати, очень рекомендую - он довольно неплохой. А уже по нему игру - некоторую небольшую тактику, чем-то похожую на очень простенький аналог Final Fantasy Tactics.

Естественно, я не мог отыскать все-все отсылки, а некоторую их часть трудно доказать, если касаться соотнесения конкретных деталей. Но в целом можно заключить следующее - на разработчиков Final Fantasy IX огромное влияние оказали главным образом Волшебная флейта, Wizard of Oz и Dark Crystall. Вот основная формула. Чуть в меньшей степени повлияли "Легенда" и прочие тайтлы. Вот со всеми этими вещами я и рекомендую ознакомиться поклонникам этой восхитительной сказочной игры.

Final Fantasy IX: по дороге из жёлтого кирпича - 20

Автор: thenonsense

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js