Почти наверняка вам кажется, что реклама или пропаганда действуют на кого угодно, но точно не на вас. Вы всегда действуете рационально и не подвержены подобному влиянию. Но, скорее всего, это не так. Люди подвержены когнитивным искажениям. И это нормально.
Если вы спросите у любого эйчара, уделяет ли он внимание фотке и внешности кандидата, 10 из 10 скажут: «Конечно же нет, мы смотрим только на опыт!» Ну, ещё на софт-скиллы и вот это всё. Ведь смотреть на внешность и оценивать человека по этому критерию — это шаг к дискриминации. Но даже если эйчар (или прямой наниматель) хочет быть предельно беспристрастен, то бессознательно он всё равно воспринимает и учитывает свои ощущения от фото. Даже если не говорит вам об этом. Даже если не говорит об этом самому себе.
Чтобы этого избежать, нужно знать, что такой эффект есть, и научиться у себя его ловить. А чтобы этим воспользоваться в своих корыстных целях, нужно знать, на что подсознательно клюёт большинство людей.
Я нашла несколько научных статей, где учёные сравнивали эффект от фоток с разными выражениями лица в контексте найма на работу.
В 2005 году провели исследование (Todorov, Mandisodza, Goren, and Hall, Inferences of competence from faces predict election outcomes) и попросили респондентов оценить компетентность кандидатов в члены сената, один раз глянув на их фотку, не зная образования, политической программы и всего остального.
Забавно, что оценки людей, принимавших решение по единственной фотке, подозрительно совпали с реальными результатами выборов. Скорее всего, эйчары принимают решение об устройстве вас на работу более обдуманно, чем граждане, выбирающие себе депутатов и сенаторов. А вдруг нет?
Улыбаться ли на фотке, если вы норвежский программист?
How to pose for a professional photo: The effect of three facial expressions on perception of competence of a software developer
Petra Filkuková, Magne Jørgensen
Если вы устраиваетесь аниматором или консультантом в магазин, то очевидным кажется ставить в резюме улыбающуюся фотку. Но, может, инженерам, разработчикам или топ-менеджерам лучше делать лицо посерьёзнее? Работа-то серьёзная. Да и нервная.
Высокопоставленные (в статье high-power) люди улыбаются реже, чем их подчинённые. И у них улыбки коррелируют с хорошим расположением духа. Тогда как подчинённые улыбаются независимо от своего настроения и гораздо чаще. Даже у профессиональных бойцов можно предсказать результат боя, посмотрев, кто больше улыбается перед битвой (он, скорее всего, и продует).
Исследование
В исследовании сравнивались три фотки для резюме: улыбчивая, нейтральная и задумчивая.
Все модели для фотографий были действующими работниками IT-компаний в Норвегии, 10 мужчин, 10 женщин, все белые, средний возраст — 31,4 года. Все модели были сняты в одинаковых условиях, всех попросили одеться нейтрально.
Участники
В исследовании участвовали 238 работников IT-компаний, 218 мужчин, 20 женщин. Средний возраст — 29,9 года. 45% нанимают людей время от времени, 10% постоянно, остальные 45% не занимаются наймом.
Методика
В интернет-опроснике участников случайно разбили на три группы. 79 человек оценивали резюме с улыбающимися фотками, 79 — с нейтральными, 80 — с задумчивыми.
Участникам сказали, что им покажут фотки из резюме разработчиков ПО, для каждой из 20 фотографий просили оценить компетентность по семибалльной шкале.
Результаты
Улыбающиеся модели казались более компетентными, чем с нейтральным лицом или задумчивым.
Восприятие компетентности для улыбающихся, нейтральных и задумчивых фоток (зелёные — мужские, оранжевые — женские)
Чем чаще человек нанимает сотрудников, тем более компетентными ему кажутся женщины; чем реже, тем более он предрасположен думать, что женщины в среднем менее компетентны.
Зависимость того, насколько компетентными кажутся фотографии мужчин (зелёные) и женщин (оранжевые) в зависимости от опыта найма. Слева — часто нанимающие, посередине — иногда, справа — никогда.
Выводы
Если вы разработчик — улыбайтесь в резюме, если вы боксёр — не улыбайтесь. Если вы женщина-разработчик — идите на работу к тем, кто часто нанимает, у них предрассудков меньше.
Улыбаться ли на фотке, если вы бизнес-консультант?
Examining the Relative Impact of Professional Profile Images and Facial Expressions in Small Business-toBusiness Marketing Online
Sanchit Pawar, Asle Fagerstrøm, Ifeoma Angelica z. Dimude, Valdimar Sigurdsson and Niklas Eriksson
Исследование
Участникам рассказывали легенду: вы ищете бизнес-консультанта и наткнулись на сайт, который предлагает такие услуги. Чтобы сделать запрос, отправьте консультанту email.
На карточке упоминается образование (бакалавр-магистр-PhD), опыт (джуниор-сеньор) и фотка (весёлая-нейтральная-отсутствует)
Участники
В опросе участвовали 67 респондентов из B2B-бизнеса.
Обзор был проведён международной компанией из Норвегии. Компания дала доступ к своей клиентской базе (бывших, возможных и потенциальных клиентов).
Эти участники были наняты с помощью Линкедин. С клиентами связывались тоже с помощью Линкедина. Все респонденты имели минимум степень бакалавра. 35 участников были норвежцами и ещё 32 — иностранцами, 49 мужчин и 18 женщин. Возраст:
- 18–24 — 3 человека
- 25–34 — 22 человека
- 35–44 — 17 человек
- 45–54 — 11 человек
- 55–64 — 11 человек
- 65–74 — 3 человека
Результаты
64,2% участников предпочли улыбчивого PhD-сеньора. 15,3% — неулыбчивого PhD-сеньора. На третьем месте улыбчивый джун-бакалавр, остальные совсем отстают.
Выводы
Если вы бизнес-консультант — улыбайтесь в резюме.
Как фоткаться, если вы CEO
Displays of Status and Expressiveness in Professional Profile Pictures on LinkedIn and Corporate Websites: A Cross-Cultural Comparison of China and the United States
Peter Cardon, Hongqing Li, Hanjing Shi Mt.
Это исследование не проводит экспериментов, а просто следит за трендом.
В нем сравнили фотографии 100 американских и 100 китайских CEO и разложили их по параметрам: кто улыбается, а кто нет, у кого студийная фотка, а у кого селфи, кто чаще снимается в тапках и на кортах (есть одна такая фотка), а кто при костюме.
Процент улыбающихся фото
Процент фото с полуулыбкой
Процент серьёзных фото
Получилось довольно очевидно. Американцы улыбаются буквально все (87%), особенно женщины (97%). Китайцы, которые работают на западный рынок, улыбаются чуть почаще остальных соотечественников (48% у мужчин, 81% у женщин), хотя улыбка у них более спокойная.
Выводы
Исследование стало бы куда интереснее, если бы они приложили туда капитализацию компаний этих CEO.
Зашла в разделы о руководстве полудюжины российских компаний. У нас, по ощущениям, процент примерно такой, как у китайцев, работающих с Америкой.
Итоги
Если вы хороший специалист, вас, конечно, и так наймут. Но, вписавшись в культурный код, теоретически можно повысить первичную открываемость профиля процентов на 20% (если брать в среднем по статьям).
Автор: Юля Кондратьева